Вы здесь

Государственный экзамен. Вопросы и ответы по дисциплине «Основы менеджмента». 7. Мотивация персонала как основная функция менеджмента (содержание функции, характеристика теорий мотивации и рекомендации менеджерам по их использованию) (Н. Е....

7. Мотивация персонала как основная функция менеджмента (содержание функции, характеристика теорий мотивации и рекомендации менеджерам по их использованию)

1. Основные понятия и теории мотивации

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессуальные теории мотивации

4. Система мотивации организации.

1. Основные понятия и теории мотивации

Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для саморазвития. Осуществляя эту функцию. Менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразные работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и пр. /Саломатин «Менеджмент организации». 56 с./.

Мотивация (стимулирование) – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации./Общий менеджмент/под ред. А.К.Казанцева, 210с./.




Потребность – физиологическое или психологическое ощущение недостатка чего-либо./Казанцев,210с./.

Потребности служат мотивом к действию. Мотивация – состояние, побуждающее совершать действия, направленные на удовлетворение потребностей. Побуждение – это ощущение недостатка чего-либо, имеющее определенную направленность, и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. /Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент/.


Содержательные теории мотивации


А. Маслоу установил: человек испытывает одновременно потребности различных уровней, но всегда потребности какого-то одного уровня будут доминировать. Кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.

Менеджер должен определить доминирующую потребность каждого работника и мотивировать эффективность его работы, удовлетворяя эту потребность.

Теория потребностей по Д. Мак-Клеланду (1950-е гг.)

Д. Мак-Клеланд установил связь между результативностью работы людей и потребностями причастности, власти, успеха.

Развитие этих потребностей и их удовлетворение он считал главным фактором высокой продуктивности людей, экономического роста фирм и даже общества в целом.


Связь между теориями А.Маслоу и Д. Мак-Клеланда


Двухфакторная терия Ф. Герцберга (1950-егг.)

Ф. Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние две группы факторов, которые автор* назвал гигиеническими и мотивирующими.




Связь между теориями А.Маслоу и Ф. Герцберга


Процессные теории мотивации

Теория ожидания – предложена В. Врумом в 1964 г. Он считал, что стимул к эффективному и качественному труду зависит от сочетания трех факторов – ожиданий человека.

Стимул (мотив) – побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь./Общ менеджмент/Под ред. А.К.Казанцева, 214с./.

Вознаграждение – компенсация затрат труда, направленная на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей.




Чем больше вера человека, что все его ожидания оправдаются, тем более сильным будет стимул к деятельности.

Теория ожиданий указывает, что должны делать менеджеры, чтобы стимулы к труду были сильными.

1. Учить подчиненных получать требуемые результаты и создавать для этого все необходимые условия.

2. Устанавливать непосредственную связь между результатами труда и вознаграждением подчиненных.

3. Изучать потребности подчиненных, чтобы знать какие вознаграждения имеют ценность для них.

Теория справедливости.

Теория справедливости утверждает: люди субъективно определяют соотношение затраченных ими усилий и полученного вознаграждения и сравнивают его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу.

Если, по мнению работника, имеет место несправедливость – большее вознаграждение других работников за аналогичные результаты или такое же за более низкие, – то работник будет снижать интенсивность и продуктивность своей работы.

Чтобы избежать несправедливости, менеджеры должны:

1) устанавливать размеры оплаты на основе объективной оценки уровня ответственности, квалификации, сложности, трудоемкости и результативности труда;

2) разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень своих доходов.