Вы здесь

Государственный экзамен. Вопросы и ответы по дисциплине «Основы менеджмента». 6. Понятие «функция менеджмента». Классификация функций менеджмента (Н. Е. Рябикова, 2006)

6. Понятие «функция менеджмента». Классификация функций менеджмента

1. Понятие и виды функций менеджмента

2. Состав и содержание социально-психологических функций менеджмента

3. Состав и содержание технологических функций менеджмента.

1 Понятие и виды функций менеджмента

Управленческая функция представляет собой деятельность (процесс), состоящую из серии взаимосвязанных действий. /Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. менеджмент/.

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. /Общий менеджмент / под ред. А.К. Казанцева, 75с./.

Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно – правовой формы и т.п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента./Каз, 75/.

При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования:

1) общие функции менеджмента;

2) социально-психологические функции менеджмента;

3) технологические функции менеджмента.

Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются обязательными составляющими любого процесса управления вне зависимости от размера, назначения, формы собственности и пр. /Саломатин,52с./ Эти функции называют общими, выделяя планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию. /Соломатин, 53с./.

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:

формирование целей;

планирование;

организацию;

контроль. /Общ менеджмент./под ред. А.К.Казанцева, 77с/.

Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические и технологические функции, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приёмы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

Несмотря на наличие коренных различий в трактовании самого понятия «менеджмент», в определении понятия «менеджмент», в определении термина «функции менеджмента» и их состава разделение целостного управленческого процесса на функции объективно является необходимым условием установления формальной структуры и разработки рациональной поведенческой концепции менеджмента в любой организации./Общ менеджмент / под ред. А.К.Казанцева,78с./.

2. Содержание социально-психологических функций менеджмента

Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающих в процессе функционирования организации; в современных условиях они нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.

Обе функции – делегирование и мотивация позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов./Общ менеджмент / под ред А.К.Казанцева, 82с./.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лицу или группе лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные или промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательство лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках предоставленных полномочий, т.е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и коллективу людей, т.е. организации.

Потребности – это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствие.

Побуждение в мотивационном механизме – это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей.

Побуждения человека или коллектива проявляются в мотивационном поведении, т.е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме – это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение – это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т.е. всего процесса мотивации. Вознаграждение, как оценка, может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

3. Состав и содержание технологических функций менеджмента

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления и содержат два компонента – коммуникации и решения.

Коммуникации в менеджменте – это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация, как функция менеджмента, занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникаций в менеджменте:

1) определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;

2) организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;

3) формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;

4) разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;

5) координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;

6) разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Управленческое решение – один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:

1) целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития;

2) иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;

3) обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности; 4) адресность: решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени;

5) обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения; 6) директивность: решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер.


Состав основных решений по функциям менеджмента