Глава 2
Структура и штат института
2.1. Структура института
Структура Института ОММ в 1922 г. представлена на рис. 1.
I. Детские отделения с постоянными кроватями на 350 коек, среди которых выделяли:
• два физиологических:
1) для младенцев до 6 месяцев,
2) для детей от 6 месяцев до 1 года;
• педологическое отделение для детей от 1 года до 3 лет;
• клинические отделения для больных детей:
– отделение для недоношенных,
– отделение для детей с врожденным сифилисом:
1) до 1 года,
2) от 1 года до 4 лет;
• отделение для больных туберкулезом и ослабленных детей.
II. Женские отделения на 100 коек, среди которых:
• родильное с палатой для новорожденных (50 детских коек);
• гинекологическое отделение;
• лазарет.
III. Научно-вспомогательные учреждения:
• лаборатории:
1) физиологическая,
2) биохимическая,
3) общеклиническая,
4) бактериологическая;
• патологоанатомическое отделение с прозекторской и музеем;
• кабинеты:
1) рентгеновский,
2) педологический;
• молочная кухня с лабораторией;
• выставка по ОММ.
В 1925 г. кроме детских, женских и научно-вспомогательных подразделений при Институте были организованы учреждения открытого типа и кафедры, которых сначала насчитывалось пять, а к 1928 г. их стало семь. Эти структурные подразделения Института представлены на рис. 2.
1. Ясли (на 40 детей) для детей:
– до 1 года,
– от 1 года до 3 лет.
2. Консультация для беременных.
3. Консультация для матерей по уходу и вскармливанию детей раннего возраста.
4. Амбулатория гинекологическая.
5. Патронажный кабинет.
6. Юридическая консультация [1].
Согласно годовому отчету за 1926–1927 гг., ГНИОММ НКЗ включал в себя пять кафедр[13]:
1. Кафедра акушерства и женских болезней.
2. Кафедра общей физиологии и биохимии в приложении к матери и ребенку.
3. Кафедра патологии раннего детского возраста.
4. Кафедра социальной гигиены женщины и ребенка.
5. Кафедра педологии и практической педагогики раннего возраста.
Рис. 2. Структура ГНИОММ (1925–1928 гг.)
В 1930 г. в Институте организовали еще две кафедры [5]:
– кафедру физиологии, диететики и гигиены раннего детского возраста,
– кафедру общей и экспериментальной патологии.
В соответствии с § 1 Приказа № 391 Наркомздрава от 29 июля 1932 г. за подписью наркома М. Ф. Владимирского была проведена реструктуризация ГНИОММ «в целях усиления руководящей роли Института в соответствии с организационной перестройкой ОММ»[14]. Структура ГНИОММ в 1932 г. представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структура ГНИОММ (1932 г.)
1. Сектор яслей.
2. Сектор родовспоможения и гинекологии.
3. Сектор лечебной помощи детям раннего возраста (или сектор педиатрии).
4. Сектор психофизиологии раннего детства (или сектор невропатологии).
5. Отдел общей экспериментальной патологии.
6. Отдел общей физиологии.
7. Бюро связи с периферией.
2.2. Штат института
В штате Института числились научные работники (профессорский состав, самостоятельные преподаватели, ассистенты и прозекторы) и научные сотрудники (ординаторы и лаборанты, занимавшиеся практической и научной деятельностью по избранной специальности). Научные работники избирались по конкурсу Центральной конкурсной комиссией НКЗ. Профессора вели самостоятельные курсы или кафедры и утверждались НКЗ на 7 лет. Предельно допустимый возраст научных работников всех категорий составлял 65 лет, после чего на службе оставляли только с особого разрешения НКЗ. Как штатные, так и сверхштатные научные сотрудники зачислялись в Институт специальной инструкцией НКЗ сроком на 2 года с правом сохранения еще на 1 год по постановлению Совета.
Согласно «Положению о сверхштатных ординаторах, лаборантах и ассистентах научных институтов Наркомздрава» от 16 июня 1926 г., число сверхштатных научных должностей устанавливал Совет Института и утверждал НКЗ. Они пользовались всеми правами штатных, но содержание не получали. В число сверхштатных ординаторов и лаборантов принимали врачей, имевших не менее 1 года и не более 5 лет общего врачебного стажа, при этом предпочтение отдавалось лицам, имевшим стаж службы на периферии, особенно в сельской местности. По прошествии года они представляли письменный отчет о проделанной работе на рассмотрение Совета Института, а по окончании срока пребывания в Институте получали удостоверение о своей работе и пользовались при равных прочих условиях преимуществом при рекомендации на штатные должности в Конкурсной комиссии [6].
Первым директором Института ОММ был назначен профессор Г. Н. Сперанский; у него было два заместителя: по медицинской части – Н. Ф. Альтгаузен, по административно-хозяйственной части – А. А. Барон.
В первые годы функционирования Института общее руководство женскими отделениями осуществлял профессор А. Н. Рахманов, детскими отделениями – доктор А. А. Барон, научно-вспомогательными учреждениями – профессор В. И. Скворцов.
Различными детскими отделениями заведовали: старшие врачи Р. О. Лунц, А. И. Доброхотова, Г. Н. Сперанский, А. С. Дурново, М. М. Райц, Т. Н. Чеботаревская и Е. А. Ивенская (исполнявшая обязанности старшего врача); детской консультацией – Е. П. Мелентьева, женской консультацией – А. Ю. Лурье, санаторным отделением – доктор Ф. О. Краузе, лабораториями – профессор В. И. Скворцов, Н. М. Николаев и С. С. Речменский; педологическим кабинетом – профессор А. С. Дурново, рентгеновским кабинетом – М. М. Райц, молочной кухней с лабораторией – Я. Ф. Жорно, гинекологическим отделением – Д. И. Беляев, лазаретом гинекологического отделения – А. И. Лагутяева, показательной консультацией – А. С. Колтыпин, Домом матери и ребенка – С. А. Четвериков. Заведующим отделениями подчинялись штатные и сверхштатные врачи-ординаторы, старшие и рядовые медсестры, сестры-инструктора, административно-хозяйственный персонал[15].
В 1932 г. в соответствии с § 2 Приказа № 391 Наркомздрава от 29 июля об изменении структуры Центрального научного института ОММ заведующими основными секторами и отделами были назначены:
1) проф. Е. А. Федер – ясельным сектором,
2) проф. И. Л. Брауде – сектором родовспоможения и гинекологии,
3) проф. Г. Н. Сперанский – сектором лечебной помощи детям,
4) проф. Н. М. Щелованов – сектором психофизиологии,
5) проф. Н. М. Николаев – отделом экспериментальной патологии,
6) проф. Л. С. Штерн – отделом общей физиологии[16].
2.3. Управление Институтом ОММ
По Уставу управление Институтом осуществляло Правление и Совет. Схема управления Институтом представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура управления ГНИОММ
В Правление входил директор, его помощники и представитель Наркомздрава. Стоявший во главе Института директор назначался Наркомздравом на 3 года. На директора возлагалось управление Институтом по всем отраслям его работы, и ему подчинялись все служащие Института. В состав Совета входил директор, его помощники, ученый секретарь, профессора, заведующие кафедрами или отделениями, штатные самостоятельные преподаватели, представители НКЗ и Союза (по одному) и представители от остальных научных работников и врачей-курсантов[17].
На заседании коллегии Наркомздрава (28.06.1929 г.) Н. А. Семашко предложил утвердить Постановление IV Всесоюзного съезда по ОММ о присвоении ГНИОММ имени В. П. Лебедевой [7].
Следует заметить, что в 20–30‑е годы имена наиболее видных сотрудников, внесших большой вклад в основание и развитие, присваивались не только учреждениям, но отдельным его подразделениям. Так, в 1925 г. детской консультации ГНИОММ было присвоено имя Н. Ф. Альтгаузена в честь 25‑летнего юбилея его врачебной деятельности, терапевтическое отделение стало носить имя Г. Н. Сперанского, а люэтическое – имя М. М. Райц.
В 1931 г. Г. Н. Сперанский покинул должность директора ГНИОММ, поскольку получил кафедру педиатрии Центрального института усовершенствования врачей, оставшись профессором и заведующим отделом педиатрии Института. Директором Института стал профессор Е. А. Федер, однако 23 июня 1932 г. на заседании коллегии Наркомздрава РСФСР было принято постановление о назначении директором ГНИОММ научного работника Института социальной гигиены и организации здравоохранения врача Ф. И. Зборовской и освобождении тов. Е. А. Федера, согласно его просьбе, от этой должности. Доктор Е. А. Федер был назначен консультантом при Институте ОММ [8].
Вероятно, по причине занятости в аспирантуре Ф. И. Зборовская не заняла пост директора ГНИОММ, и временно исполняющим обязанности директора Института ОММ стал Р. А. Беренштейн, на которого возложили также функции заместителя директора института по административно-хозяйственной части. Кроме того, согласно § 4 Приказа № 391 Наркомздрава от 29 июля 1932 г., заместителями директора Института назначались проф. Е. А. Федер, проф. Г. Н. Сперанский, проф. И. Л. Брауде, проф. Н. М. Щелованов [9].
Два года спустя, 27 июня 1934 г., в соответствии с Приказом НКЗ РСФСР № 333 Ф. И. Зборовская заняла пост директора Института вместо временно исполнявшего обязанности директора Научно-исследовательского института ОММ Р. А. Беренштейна, освобожденного от занимаемой должности [10].
В октябре 1938 г. Ф. И. Зборовская вынуждена была покинуть пост директора Института ОММ, поскольку ее перевели на работу в Наркомат здравоохранения СССР на должность начальника отдела лечебно-профилактической помощи детям. В это время обязанности директора Института ОММ исполнял А. А. Дормидонтов [11]. В апреле 1940 г. Ф. И. Зборовская вернулась на должность директора Института ОММ.
2.4. Центральный научно-исследовательский институт ОММ
Согласно результатам изучения архивных документов, первое десятилетие своей деятельности Институт ОММ в Москве назывался ГНИОММ. В июле 1932 г. в упомянутом выше приказе Наркомздрава РСФСР об изменении структуры институт упоминается как Центральный научный институт ОММ. В приказе Наркомздрава РСФСР от 4 сентября 1935 г. принято «Положение о государственных центральных и периферических институтах», согласно которому «центральным НИИ следует принять на себя методическое руководство научно-исследовательской работой соответствующих институтов, оказывая им содействие: консультациями, отправкой на места обслуживания, снабжением информацией, организацией периодических всероссийских совещаний. Методическое руководство ограничивается исключительно областью научно-исследовательской работы. Во всей остальной деятельности периферические НИИ сохраняют полную автономию»[18]. В список центральных НИИ НКЗ РСФСР вошел и Институт ОММ им. В. П. Лебедевой, поскольку осуществлял главное в СССР методическое руководство работой организованных на периферии ряда институтов ОММ. В других исторических материалах Институт ОММ также упоминается как Центральный, в частности в годовом отчете Ф. И. Зборовской за 1933/34 гг. К сожалению, приказа о переименовании пока в архиве найти не удалось.
В 1940 г. ЦНИИОММ преобразовали в Институт педиатрии.
Таким образом, Институт ОММ функционировал с 1922 по 1940 г. В период его деятельности в зависимости от требований времени, ситуации в здравоохранении, целей и задач изменялись его название, структура, управление и штат.