Вы здесь

Государственный научный институт охраны материнства и младенчества. Глава 1. Организация Государственного научного института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ) (А. А. Баранов, 2013)

Глава 1

Организация Государственного научного института охраны материнства и младенчества (ГНИОММ)

1.1. Предпосылки создания ГНИОММ

Открытие многочисленных учреждений системы охраны материнства и младенчества (ОММ) в результате широко развернувшейся в первые годы Советской власти деятельности Отдела ОММ Народного комиссариата здравоохранения РСФСР, отсутствие специалистов по раннему детству, а также научных основ по изучению раннего детского возраста требовало значительного количества квалифицированных медицинских кадров. Однако в университетах отсутствовала подготовка врачей в области охраны здоровья детей раннего возраста. Такая же ситуация сложилась с подготовкой среднего медперсонала. Научные работы по изучению ребенка раннего возраста стали необходимыми для разрешения целого ряда важнейших социальных проблем, и прежде всего снижения детской смертности. В связи с этим особенно остро стояла проблема научной разработки вопросов вскармливания ребенка раннего возраста, ухода за ним, проведения лечебно-профилактических мероприятий, гигиены матери во время беременности, родов и послеродового периода, организации родовспоможения. Все эти требования заставили Отдел ОММ выступить с проектом создания специального Института ОММ, который был рассмотрен и одобрен Ученым медицинским советом Наркомздрава 7 октября 1921 г. [1].

Учреждением, в котором существовали предпосылки для создания подобного рода института, являлся Дом охраны младенца (ДОМ) [2]. За короткий период функционирования с 1918 по 1922 г. ДОМ вырос в новое заведение, ставшее одним из показательных учреждений Наркомздрава (НКЗ). Из учреждения Московского подотдела ОММ, предназначенного первоначально для выполнения функций по призрению подкидышей и сирот в раннем возрасте, ДОМ трансформировался в лечебно-профилактическое учреждение. В ДОМе изменился характер работы: сократили число поступающих в него младенцев, открыли отделения для здоровых и больных детей, клинику для тяжелобольных детей, лабораторно-диагностические подразделения, соответствовавшие современным для того времени научным запросам и практическим требованиям, консультацию для детей раннего возраста, молочную кухню. ДОМ стал единственным в Советской России центром, где началась разработка различных научных направлений по исследованию физиологии и патологии ребенка раннего возраста, его психологии, воспитания и педагогики, а также изучение вскармливания и новейших методов лечения, социальных вопросов, влияющих на организм матери и ребенка [3].

На конференциях врачей и совещаниях научных работников проводилась работа по совершенствованию организационных форм деятельности в учреждении, повышению качества составления историй развития здоровых детей и историй болезни. ДОМ внес лепту в решение одной из главных проблем, препятствовавших развитию государственной системы ОММ, – сократил дефицит квалифицированных медицинских кадров. В этом учреждении проводилась серьезная работа по подготовке высшего и среднего персонала, специализировавшегося по раннему детскому возрасту.

ДОМ имел все данные для того, чтобы стать научно-учебным заведением, поскольку в нем функционировали клинические отделения, лаборатории и достаточно высококвалифицированный постоянный персонал. «Требовалось только учреждение и переустройство некоторых отделений и лабораторий для научных работ Института, что и было выполнено…»[1].

Г. Н. Сперанский писал, что в течение нескольких лет ДОМ стал центральным учреждением, куда приезжали врачи с целью изучения новейших научных достижений в области физиологии и патологии раннего возраста и знакомства с работой учреждений по уходу за ребенком: «Этот наплыв врачей, а с другой стороны – назревшая потребность в планомерной подготовке врачей для учреждений по раннему возрасту и повышение квалификации врачей, уже работающих в таких учреждениях, поставили Отдел ОММ Наркомата здравоохранения перед необходимостью создать из Дома Охраны Младенца специализированный научный институт для указанных целей, так как он обладал всеми данными для этого»[2].

Одновременно научную направленность приобретала деятельность Московского родовспомогательного заведения, преобразованного в 1920 г. в Институт акушерства, которое до 1888 г. входило в состав Императорского Московского воспитательного дома и включало в себя Родильный госпиталь, основанный в 1763 г., и Повивальный институт, открытый в 1801 г. Институт акушерства занимался исследованием физиологии и патологии женского организма во всех его стадиях и различных возрастных группах. Его педагогическая работа заключалась в подготовке акушерок и медсестер, специалистов по охране материнства и младенчества в городе и деревне. Слияние этих двух показательных учреждений положило начало единому Научному институту ОММ [3].

Идея Г. Н. Сперанского о создании большого центра науки по охране здоровья матери и ребенка раннего возраста была реализована заведующей Отделом ОММ В. П. Лебедевой. Институт ОММ образовывался путем слияния Дома охраны младенца, реорганизованного из бывшего Московского Воспитательного дома, и Института акушерства. По словам В. П. Лебедевой, «воспитательный дом превратился в учреждение, которое в неприкосновенности своей сохранилось до Октябрьской революции, которое было реорганизовано большевиками и которому только после Октябрьской революции был придан характер научного учреждения…»[3].

1.2. Постановление Наркомата здравоохранения об учреждении Государственного научного института ОММ при Отделе ОММ (1922 г.)

10 ноября 1922 г. на заседании коллегии Народного комиссариата здравоохранения было утверждено «Положение о Государственном научном Институте охраны материнства и младенчества» как научно-практическом и учебном учреждении.

Согласно Положению, перед Институтом ставились следующие цели и задачи:

а) всестороннее изучение физической и психической сферы здорового и больного ребенка раннего возраста (до 3 лет), научная разработка вопросов по евгенике, общей педологии, методике воспитания и уходу за детьми раннего возраста, а также всестороннее научное изучение организационных вопросов в области ОММ;

б) научная разработка вопросов по личной, профессиональной и социальной гигиене женщины в связи с общими вопросами ОММ и рациональной организацией родовспоможения;

в) подготовка кадров – специалистов в области ОММ и вспомогательного персонала (врачей, сестер-воспитательниц, акушерок);

г) распространение среди деятелей в области ОММ и широких масс научных сведений о достижениях в области изучения ребенка раннего возраста, его патологии, гигиены и педагогики, о задачах и мировом опыте ОММ[4].

Организационно в состав Института входили три группы учреждений.

I. Женские отделения: общее родильное и индивидуальное, сомнительное, септическое, гинекологическое и общая акушерско-гинекологическая амбулатория.

II. Детские отделения: ясли, консультация с патронажем для детей раннего возраста, дом матери и ребенка, отделение для подготовки кормилиц, распределитель, отделение для грудных детей на грудном и искусственном вскармливании, отделение для недоносков и слаборожденных, отделение для детей с врожденным сифилисом, клиническое и санаторное отделения.

III. Научно-вспомогательные учреждения: лаборатория физиологическая, микробиологическая, химическая, прозекторское отделение с патологоанатомическим кабинетом, рентгеновский кабинет, педологический кабинет со статистическим отделением, молочная кухня с лабораторией и показательной фермой, библиотека, музей и выставка по ОММ[5].

Перед Институтом ставились учебные цели, которые должны были осуществляться посредством подготовки интернов и экстернов, а также постоянных и временных курсов, предназначенных для специализации врачей в области ОММ и рациональной подготовки вспомогательного персонала для учреждений ОММ (сестры-воспитательницы, акушерки и прочий средний медперсонал).

Для «освещения научной мысли» по ОММ и пропаганды научно-организационных достижений в этой области Институту надлежало организовать научные общества, постоянную редакционно-издательскую комиссию, издающую научные труды Института, и его периодические печатные органы, ведущие научную и научно-популярную издательскую работу по вопросам ОММ, а также созывать научные съезды и конференции.

В третьем разделе «Положения» указывались лица, входящие в состав Института: «Лица, занятые в Институте самостоятельной научной работой и проходящие стаж, делятся на две основные группы: научных работников и научных сотрудников». К группе научных работников относился директор Института, заведующие учреждениями Института, ординаторы и педагог-инструктор. В группу научных сотрудников входили интерны и экстерны. Научно-практическую работу вели научные работники, научные сотрудники и прочий персонал, согласно установленным штатам.

В разделе «Управление Институтом» указывалось, что научной и организационной деятельностью руководит Совет Института, в состав которого входят директор, заведующие тремя основными группами учреждений, два представителя от научных работников и один от Отдела ОММ Наркомздрава. В состав Совета по его решению могли привлекаться для постоянного или временно-консультативного участия необходимые специалисты извне. Совет должен избирать из своего состава председателя и ученого секретаря. Председателем Совета является директор Института, который утверждается в этой должности Наркомздравом. Директор имеет помощника по административно-хозяйственной работе. Научные работники и сотрудники избираются Советом Института и утверждаются отделом ОММ Наркомздрава.

При Институте должны регулярно собираться конференции из научных работников и научных сотрудников для совместного обсуждения результатов, достигнутых в научной и педагогической работе.

Так, с конца 1922 г. при отделе ОММ Наркомздрава начал свою деятельность Государственный научный институт ОММ.

1.3. Постановление Ученого совета Наркомздрава РСФСР

13 июня 1924 г. на заседании Ученого медицинского совета НКЗ РСФСР выступал член Совета, директор Института ОММ Г. Н. Сперанский с обширным докладом «Государственный научный Институт охраны материнства и младенчества в ряду учреждений НКЗ». Заслушав выступление и обменявшись мнениями, члены Ученого совета постановили «признать, что Институт ОММ, проделав за время своего существования огромную работу, развился в хорошо организованное, планомерно работающее учреждение и по своим задачам и по своему характеру работы должен быть отнесен к высшим научно-учебным учреждениям»[6].

20 января 1925 г. на заседании коллегии Главнауки постановили признать, что государственный Институт ОММ является научно-исследовательским и что его следует оставить в ведении Наркомздрава.

1.4. Постановление Совнаркома о соединении Дома охраны младенца и Института акушерства и их переименовании в ГНИОММ (1925 г.)

В апреле 1925 г. Отдел ОММ Наркомата здравоохранения написал в Совет народных комиссаров РСФСР (Советское правительство) ходатайство: «Наркомздрав обращается в Совет Народных Комиссаров с просьбой переименовать в Государственный научный институт охраны материнства и младенчества фигурирующие в списках учреждений Наркомздрава Дом охраны младенца и Институт Акушерства, соединенные и реорганизованные, в Институт, положение о котором утверждено постановлением Коллегии Наркомздрава от 10 ноября 1922 г., причем НКЗ сообщает, что переименование это не сопряжено с организацией нового учреждения или увеличением штатов НКЗ»[7].

В принятом 17 апреля того же года Совнаркомом постановлении о переименовании учреждения также указывалось, что «кредиты, открытые на содержание указанного Дома, считать кредитами, отпущенными на содержание вновь организуемого Государственного научного института охраны материнства и младенчества»[8].

14 июля 1925 г. коллегия Наркомздрава утвердила «Временный устав Государственного научного института охраны материнства и младенчества НКЗ», согласно которому в «Положение о ГНИОММ» было внесено несколько поправок: в частности, слово «исследовательское» заменили на «практическое», перед словом «научно» вставили «высшее», опустили фразу «изучение евгенических вопросов», слово «кафедра» заменили словом «отдел» [4]. Во Временном уставе было записано, что «ГНИОММ является высшим научно-практическим и учебным учреждением и пользуется всеми присвоенными ему правилами и преимуществами; находится в непосредственном ведении НКЗ и содержится, согласно утвержденным штатам, по его смете; имеет гербовую печать и штамп своего наименования»[9],[10].

В Институте согласно § 5 Устава сформировали 5 кафедр, или отделов, с соответствующими клиниками и лабораториями:

Отдел акушерства и женских болезней.

Отдел общей физиологии и биохимии в приложении к матери и ребенку.

Отдел патологии раннего детского возраста.

Отдел социальной гигиены женщины и ребенка.

Отдел педологии и практической педагогики раннего возраста.

В примечании указывалось, что при необходимости число клинических отделений, специальных отделов и вспомогательных учреждений могло быть увеличено или изменено с разрешения Наркомздрава[11],[12].

Таким образом, ГНИОММ был причислен к научно-исследовательским и педагогическим учреждениям с пятью кафедрами и всеми правами, присвоенными высшим учебным заведениям.