Актуальные проблемы развития кадровой политики в муниципальном образовании
Эффективность деятельности любого властного органа напрямую зависит от правильности подбора, расстановки и рационального использования кадров, их профессиональной подготовки, квалификации и опыта работы, т. е. от грамотного кадрового обеспечения этих органов.
К сожалению, на сегодняшний день система организации муниципальной службы не лишена недостатков: служащие профессионально выполняют свои функции, не всегда задумываясь о целях своей деятельности, самостоятельной постановки задач и подбора адекватных измерителей эффективности своего труда.
В связи с этим назрела острая необходимость пересмотра и изменения принципов формирования кадровой политики. Анализ ситуации переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих муниципального образования требует принятие мер по совершенствованию профессионального образования кадров муниципальной службы. Для этого необходимо:
– проведение аттестации муниципальных служащих в целях определения соответствию муниципального служащего замещаемой должности;
– направления на повышение квалификации, переподготовку, стажировку;
– проведение целевых семинаров по отраслям;
– проведение внутриаппаратной учебы;
– проведение мониторинга повышения квалификации муниципальных служащих;
– самообразование и использование метода самостоятельной подготовки муниципальных служащих [1].
Решение задачи повышения квалификации и переподготовки муниципальных служащих позволит выйти на новый кадровый уровень в системе муниципального управления, в которой будут созданы необходимые условия по реализации муниципальными служащими своего профессионального потенциала. Отсюда вытекают задачи повышения престижа муниципальной службы и развития корпоративной культуры. Обе эти задачи подразумевают обеспечение социальных гарантий кадров муниципального управления и направлены на решение проблемы «утечки мозгов» в коммерческие организации.
Ключевыми факторами, негативно влияющими на совершенствование кадровой политики, являются:
– дефицит высококвалифицированных специалистов в органах местного самоуправления и недостаточное количество работников, имеющих образовательную подготовку в области государственного и муниципального управления;
– применение устаревших кадровых технологий на муниципальной службе в органах местного самоуправления;
– отсутствие системности в работе с кадровым резервом как основным источником обновления и пополнения кадрового состава муниципальной службы;
– низкий процент лиц, назначаемых для замещения вакантных должностей муниципальной службы по результатам конкурса;
– снижение роли и престижа муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования.
С целью улучшения профессионально-квалификационного состава, уменьшения текучести кадров в органах местного самоуправления муниципального образования необходимо:
– использование современных кадровых технологий;
– осуществление постоянного мониторинга кадрового потенциала;
– активизирование процессов обновления и ротации кадров;
– внедрение системы перспективного резерва;
– внедрение действенной системы стимулирования и мотивации муниципальных служащих.
В целях создания положительного имиджа муниципального служащего, повышения роли и престижа муниципальной службы необходимо:
– обеспечение открытости и гласности муниципальной службы посредством публикуемых в средствах массовой информации результатов своей деятельности;
– проведение опросов общественного мнения, выступлений руководителей органов местного самоуправления муниципального образования.
Таким образом, осознавая остроту и актуальность преобразований в кадровой политике, необходимо создание новых механизмов и принципов организации работы с кадрами, а также обеспечить концентрацию ресурсов, позволяющих повысить качество и прозрачность работы служащих, эффективность использования кадрового потенциала органов местного самоуправления.
Список литературы:
1. Черепанов, В. В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской муниципальной службы: учебное пособие. М: Финакадемия, 2009.
2. Базарова Т. Ю., Еремина Б. Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010.