Особенности Туркменского района как муниципального образования
Туркменский район образован в 1970 году. Наш район – единственная административно-территориальная единица в структуре Ставропольского края, имеющая национальное название. Он расположен в северо-восточной части Ставропольского края, граничит с Арзгирским, Благодарненским, Петровским, Ипатовским, Апанасенковским районами и республикой Калмыкией. Общая площадь района составляет 261,2 тыс. га [2]. По климатическим показателям территория района относится к степной зоне неустойчивого увлажнения. Климат континентальный, жаркое, сухое лето сменяется мягкой зимой.
Поскольку данная статья посвящена особенностям района как муниципального района, то остановимся на некоторых из них.
В историческом контексте Туркменский район сравнительно молодой район края, но с его названием связана 350-летняя богатая история. По материалам этнографов, историков XIX–XX веков, в северной, северо-восточной части Ставропольского края кочевья туркмен, исторической родиной которых являлись степи юго-восточного Прикаспия и реки Амударьи, первоначально вели кочевой образ жизни, перегоняя огромные стада овец, лошадей, верблюдов. В середине XVII в., в 1653 году, большая часть туркмен под натиском ханов Хивы переселилась на территорию современного Ставропольского края. Согласно преданиям, переселенцев тогда насчитывалось 1665 семей, около 90 тысяч человек [1].
В 1825 году по Указу Николая I образовано Туркменское приставство, а несколькими годами позднее Летняя Ставка, как место пребывания управления Туркменского приставства. В 1917 году Туркменское приставство ликвидируется, и на его основе создается Туркменский уезд. В апреле 1920 по приказу Губревкома уезд преобразуется в район. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 2 ноября 1956 года Туркменский район был упразднен. Почти полтора десятка лет на карте Ставропольского края не было такого административного образования, как Туркменский район и лишь в декабре 1970 года район был воссоздан. Были открыты предприятия и организации федерального, краевого, районного уровня по всем направлениям его жизнедеятельности. Поэтому уже в 2004 году в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Туркменский район был наделен статусом муниципального района [1]. Сейчас район состоит из 11 муниципальных образований, включающих 25 населенных пунктов, из них 7 сел, 13 поселков, 5 аулов, объединенных общей территорией, границы и статус, которого установлены законами Ставропольского края. Административным центром района является село Летняя Ставка. Сегодня все села и аулы района – это современные населенные пункты с набором объектов инфраструктуры. К услугам жителей района 14 средних, 1 начальная, 16 дошкольных учреждений, 19 Домов культуры, 17 библиотек, 11 отделений связи, 5 участковых больниц, районная больница, поликлиника [2].
Итак, на протяжении долгого исторического периода Туркменский район претерпел большие изменения в своем административно-территориальном устройстве, прежде чем предстать перед нами в своем современном виде.
В качестве следующей особенности можно отметить его национальную и демографическую характеристики. Туркменский район относится к числу относительно небольших по численности населения, что и неудивительно, так как он был образован отделением от Петровского района нескольких поселений. По состоянию на 01.01.2012 года население района составило 26,9 тыс. человек (1,0 % населения Ставропольского края). Из общей численности населения – 4,7 тыс. чел. или 16,7 % проживает в районном центре с. Летняя Ставка.
Население района представлено 40 национальностями, из которых: русские составляют 68,4 %, туркмены – 17,7 %, татары – 5 %, даргинцы – 5 %. Плотность населения – 10,3 человек на 1 кв. км, что почти в 4 раза ниже средней плотности населения по Ставропольскому краю (40,9 человек на 1 кв. км). Средняя людность сельских населенных пунктов составила всего 1000 человек. Это один из самых низких показателей средней людности сельских поселений в Ставропольском крае [3]. С учетом низкой плотности населения это свидетельствует о потере, в определенной степени, социального контроля за развитием сельских территорий.
Заметим, что, трудовые ресурсы являются фактором, ограничивающим экономический рост Туркменского района. Район не обладает высоким трудовым потенциалом, что характеризуется недостатком экономически активного населения [3]. Стратегической проблемой является демографическое старение населения, что приводит к естественной убыли и населения, и трудовых ресурсов за счет их естественного воспроизводства. Так за 2012 год родилось 313 человек, умерло 362 человека, смертность превышает рождаемость, аналогичная ситуация складывалась и в предшествующие годы. Эта негативная ситуация усугубляется механическим оттоком населения. Так, за 2012 год в район прибыло 284 человека, выбыло – 503 человека, за 2011 год прибыло – 314 человек, выбыло – 504 человека. Следствием таких однонаправленных процессов является сокращение численности населения, особенно молодежи [2]. Но при этом проблемной является обеспечение продуктивной занятости трудоспособного населения – слабое развитие сельской экономики не стимулирует увеличения рабочих мест.
Еще одной, но не сказать, что уникальной особенностью, выступает низкий уровень жизни сельского населения района. Сейчас 56 % жителей района относятся к категории малоимущих, то есть имеют доход ниже величины прожиточного минимума. Управление труда и социальной защиты населения администрации Туркменского муниципального района осуществляет на территории района единую государственную политику по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан [3], однако в такие программы включаются далеко не все малоимущие.
В настоящее время на учете в районном управлении состоит более 12 тысяч человек, которые пользуются различными мерами социальной поддержки, в том числе субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг. Охват субсидированных различным образом семей в Туркменском районе составляет 26,3 % от общего населения, при среднем краевом показателе 8,4 %. К тому же уровень образованности в районе ниже, чем средний и по России, и по Ставропольскому краю, что также снижает возможности экономического роста. Таким образом, происходит «вымывание мозгов» в недостаточно привлекательных для проживания условиях и в связи с отсутствием достаточного количества высокооплачиваемых рабочих мест, каким является наш Туркменский район. Он, как известно, входит в число самых трудных, засушливых районов Ставропольского края.
Для решения основных задач, имеющихся в районе необходимо: укрепление реальной экономики с учетом изложенных особенностей системы здравоохранения, образования и культуры; обеспечение роста доходов населения; содействие наиболее полной занятости населения; улучшение жилищных условий; повышение уровня социальной защищенности населения; стабилизация демографической ситуации.
Список литературы:
1. Буклет к 40-летию Туркменского района / под ред. Ю. Ф. Лысенко, Ф. И. Пугачев, X. И. Сафаров, 2010.
2. Паспорт социально-экономического развития Туркменского муниципального образования на 01.01.2012.
3. Стратегия социально-экономического развития Туркменского муниципального района до 2020 года от 27 октября 2009 года № 117.