Основные проблемы российских свободных экономических зон
Свободные экономические зоны (СЭЗ) – часть национально-государственной территорий, на которой действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей.
Период существования российских свободных экономических зон невелик, накопленный опыт их функционирования достаточно скромен, а оценка предварительных итогов их деятельности свидетельствует о том, что деятельность большинства свободных экономических зон в России с точки зрения международных стандартов является неэффективной.
Экспертная оценка практики функционирования свободных экономических зон в России, проведенная Международной ассоциацией развития СЭЗ, показывает, что предполагаемые цели создания СЭЗ не достигнуты (2).
Основным недостатком организации и функционирования СЭЗ в России является отсутствие государственной концепции создания СЭЗ, а также законодательной и нормативной базы. Особенность политики зонирования в нашей стране заключается в том, что до последнего времени российские СЭЗ в основном создавались и действовали не на основе федерального закона, который до настоящего времени не принят, а на основе указов и постановлений органов исполнительной власти относительно отдельных СЭЗ. Отсутствие базового федерального закона о СЭЗ привело к тому, что реализация любых принимаемых по вопросу о зонах правовых решений неизбежно упирается в приоритетность более общих норм регулирования хозяйственной деятельности, установленных специальными разделами федерального законодательства РФ (налоговым, таможенным, валютным, банковским и т. д.).
Только 10 марта 2005 г. после трех лет жарких дискуссий Правительство России одобрило законопроект об особых экономических зонах. В соответствии с законом предусматривается создание двух типов зон – промышленно-производственных и технико-внедренческих. Зоны первого типа – зоны концентрации промышленных производств – связаны с крупными инвестициями и должны явиться важным инструментом развития депрессивных территорий, в частности на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Зоны второго типа будут создаваться в целях развития новой экономики и располагаться вблизи крупных научно-исследовательских центров, что, по мнению авторов законопроекта, обеспечит коммерциализацию научных исследований страны.
Другой крупной проблемой, связанной с функционированием СЭЗ, является недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала. В настоящее время законные и подзаконные акты, касающиеся деятельности иностранного капитала в СЭЗ, распылены по отдельным разделам Гражданского кодекса РФ, а также налогового, валютного и административного законодательства. Нередко льготы, ранее предоставленные иностранному капиталу, сокращались или отменялись, что создавало у иностранных инвесторов неуверенность в завтрашнем дне.
Традиционно значительные трудности для эффективного функционирования СЭЗ в России создавали их размеры. Площадь первых одиннадцати зон в России превышала территории таких европейских государств, как Франция и Испания, вместе взятые. В России целые области и края получили статус СЭЗ без учета предпосылок и возможностей эффективной деятельности на внешних рынках. Другие зоны также имели огромные размеры. Гигантомания в данной области не могла привести к реальному успеху: одни затраты на обустройство специального таможенного режима намного превысили бы возможные будущие доходы.
Слабое звено в деятельности российских СЭЗ – отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях. С одной стороны, эта система должна учитывать потребности и интересы местных территорий в привлечении иностранных капиталов, заинтересованность местных властей в развитии управляемых ими территорий и обеспечении их успешного выхода на мировой рынок. С другой стороны, предоставляя финансовые ресурсы в пользу зональных территорий, федеральное правительство заинтересовано не только в обеспечении местных, но и общенациональных интересов.
Поэтому одним из ключевых вопросов образования СЭЗ является создание такой системы управления, в которой сочетался бы баланс этих взаимосвязанных интересов. Однако до настоящего времени подобная система управления зонами не создана.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
2. Смородинская Н. Свободные экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Вопросы экономики. – 2000. – № 12. – С. 126–138.
3. Данько Т. П., Окрут З. М. Свободные экономические зоны: учеб. пособие / Т. П. Данько, З. М. Окрут, 2002.