Стратегическое планирование в системе муниципального управления
В соответствии со ст. 17 п. 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к числу полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования [1].
Целью планирования на муниципальном уровне является обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования, что мы рассмотрим на примере Александровского муниципального района.
Александровский район – это географический центр Ставрополья.
Численность постоянного населения составляет 50 тыс. человек (1,8 % от общей численности населения края).
Стратегическая цель развития Александровского муниципального района заключается, во-первых, в формировании благоприятного инвестиционного климата, а во-вторых, качественное улучшение среды проживания.
Для того, чтобы достичь главные цели необходимо решить ряд задач, стоящих перед различными отраслями экономики.
Учитывая аграрную специализацию района отметим основные задачи, стоящие перед его агропромышленным комплексом в долгосрочной перспективе (до 2020 г.) являются:
– устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;
– повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
– сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Приоритетные направления промышленной политики Александровского района по реализации стратегии заключаются в:
– создании новых отраслей и производств, наиболее эффективно и полно использующих ресурсный потенциал района.
– увеличении объёмов выпуска качественной и конкурентоспособной продукции.
Александровский район имеет значительный потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, а также развитую систему транспортного сообщения, связи и телекоммуникаций, располагает значительными туристско-рекреационными ресурсами, которые могут стать одним из бюджетообразующих факторов экономики района.
На основе природно-климатических факторов имеются предпосылки к созданию лечебно-оздоровительного центра.
Дополнительным турпродуктом Александровского района является природный ландшафт – это расположенные в окрестностях районного центра великолепные каменные скульптуры – так называемое «Каменное ожерелье» села Александровского.
Реализация стратегии позволит привлечь средства для создания новых производств и увеличения количества рабочих мест, что положительно скажется на денежных доходах населения и его платежеспособном спросе.
Ключевым принципом, определяющим механизм реализации стратегии социально-экономического развития, является принцип «баланса интересов», обеспечивающий соблюдение интересов граждан и организаций различных форм собственности, участвующих в его реализации.
Реализация намеченных стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития Александровского муниципального района, по-нашему мнению, должна осуществляется посредством следующих групп механизмов:
1. Организационно-управленческие механизмы.
В состав органов стратегического планирования района нужно включить координационный Совет по стратегическому планированию, рабочую группу.
Считаем, что в состав координационного совета должны входить: первый заместитель главы администрации Александровского муниципального района, заместители главы администрации, руководители структурных подразделений администрации, представители бизнес сообщества.
В состав рабочей группы необходимо включить: отдел экономического развития, отдел социального развития и отдел муниципального хозяйства аппарата администрации Александровского муниципального района.
2. Нормативно-правовые механизмы.
Нормативно-правовое обеспечение мероприятий стратегии развития района предусматривает принятие соответствующих нормативно-правовых актов, а также разработку и утверждение муниципальных целевых программ, участие в федеральных, краевых целевых программах и национальных проектах.
3. Финансово-экономические механизмы.
Финансирование конкретных проектов и мероприятий стратегии возможно за счет средств федерального или краевого бюджета в рамках участия в федеральных или краевых целевых программах.
По отдельным направлениям стратегии возможна разработка и реализация муниципальных целевых (ведомственных) программ, что предусматривает планирование средств в бюджете района.
4. Механизмы мониторинга, оценки и корректировки стратегии.
Ежегодно проводимый мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, предусмотренных стратегией развития района, позволит своевременно вносить коррективы и является одним из важнейших критериев при рассмотрении вопроса о финансировании мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней.
Общее руководство и контроль за реализацией стратегии развития предлагаем осуществлять главе администрации Александровского муниципального района.
Таким образом, предложенный нами механизм реализации стратегии социально-экономического развития Александровского муниципального района должен включать такие элементы, организационно-управленческие механизмы, нормативно-правовые механизмы, финансово-экономические механизмы, механизмы мониторинга, оценки и корректировки стратегии.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. // Российская газета – 2003. – 8 октября. – С. 5.
2. Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
3. Официальный сайт администрации Александровского муниципального района Ставропольского края. – www.new.aleksadmin.ru.