Роль и значение представительного органа местного самоуправления в системе муниципальных органов власти РФ
Согласно Конституции РФ, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным [1].
Каждый из органов местного самоуправления имеет свои цели, функции, обладает определенными специфическими связями с другими органами и населением. Рассмотрим особенности представительного органа местного самоуправления.
В связи с фактическим ростом числа жителей поселений и сложностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства. Появилось понятие представительного органа. Представительный орган местного самоуправления – это орган, избранный непосредственно населением и представляющий интересы населения соответствующей территории. В действующем законодательстве закрепляются два важных критерия представительного органа:
1) избрание непосредственно населением на основании всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании;
2) представление интересов жителей соответствующей территории.
Под функциями представительного органа местного самоуправления местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности данного органа. К ним относятся:
– обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
– обеспечение комплексного развития территории муниципального образования;
– обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах;
– защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, Федеральными Законами, Конституциями, Уставами и законами субъектов РФ.
Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
– 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;
– 10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;
– 15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;
– 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;
– 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;
– 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Наименования представительного органа местного самоуправления также различные. Встречаются: думы, муниципальные советы, советы, собрания, собрания представителей, представительные органы, земские собрания, районные собрания и др.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.
Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов РФ.
Список литературы:
1. Муниципальное право: учебник / отв. ред. д. ю. н., профессор А. И. Коваленко. – М: Новый Юрист, 2009.
2. Новиченко О. В. Местное самоуправление в системе публичной власти в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 12. – С. 71.
3. Шевченко Е. А. Власть и бизнес: условия эффективного партнерства // Сб. науч. тр. / Одесса. – 2013. – Т. 39. – 1 – С. 73–75.
4. Шевченко Е. А. Роль реформы местного самоуправления в развитии взаимодействия малого бизнеса и муниципальной власти в России // Сб. науч. тр. / Одесса. – 2011. – Т. 8. № 1. – С. 6–7.
5. Чеботарев Г. Н. Развитие конституционных основ местного самоуправления в Российской Федерации: учебное пособие. Тюмень, 2007.