Социальные методы как инструмент рационализации системы муниципального управления
Повышение результативности и эффективности управления муниципальными образованиями является актуальной научной и практической проблемой современного этапа развития местного самоуправления в России, поскольку социально-экономическое состояние территории в значительной мере определяет экономическое развитие и качество жизни в субъектах и в стране в целом.
Социальные методы муниципального управления направлены на создание надежной системы социальной защиты, которая способна обеспечить аппарат власти на местном уровне высококвалифицированными профессиональными кадрами. К социальным методам муниципального управления можно отнести широкий круг методов социологических исследований, социального прогнозирования и социального планирования [1].
Предвидение – основополагающий принцип муниципального управления. Предвидение будущего с использованием особых приемов – первый этап управленческой деятельности на любой территории. Прогнозирование – второй этап муниципального управления, необходимый руководителю для выявления количественных и качественных параметров возможных состояний объекта и процесса управления.
Социальное планирование представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей, задач развития социальных процессов и социальных отношений. В социальном планировании на первый план выступают все переменные человека: труд и условия труда, быт и условия воспроизводства человека, профессиональные, интеллектуальные.
Наиболее ответственной задачей планирования является стратегическое планирование развития муниципального образования, состоящее в определении путей и методов достижения поставленных целей. Другой составляющей научного планирования является моделирование состояния управляемой системы, которое служит своеобразным аналогом эксперимента. Социальное прогнозирование осуществляется посредством статистического анализа, метода экспертных оценок основных тенденций развития при посредничестве математического моделирования. Планирование социального развития территории предусматривает проведение разнообразных социологических исследований с целью стимулирования развития управления человеческими ресурсами, признание ведущей роли человеческого фактора в управленческой деятельности [1].
Методы социологических исследований применяются при решении проблем, связанных с муниципальными работниками, их ролью во время возникновения отклонений от запланированных целей, в выборе направлений действий и мотивированности в выполнении функциональных обязанностей.
Социологические исследования проводятся путем сбора и обработки информации относительно: потребностей и интересов населения муниципальных образований; характера взаимоотношений между отдельными служащими и их группами в администрации; типа организационной культуры, что сложилась в коллективе. Для этого применяются интервью и анкетные опросы, наблюдения, изучения документов и других элементов группового поведения. Такие исследования дают необходимую информацию, на основе которой можно прогнозировать реакцию населения на управленческие решения и действия, а также определенным образом корректировать поведение как отдельных служащих, так и их групп с целью обеспечения оптимального выполнения поставленных задач [3]. В результате исследования делается вывод и предлагается в качестве корректировки сложившегося положения разработка стратегии развития профессионального потенциала, ориентированной на профессиональную адаптацию муниципальных служащих, повышение престижа профессиональной деятельности этой группы чиновников, организацию профессионального развития муниципальных служащих посредством опережающего обучения. Идеология кадровой работы должна быть отражена в виде документа, и реализовываться в повседневной работе всеми руководителями структурных подразделений муниципального органа, начиная с руководителя администрации [2].
Социальная эффективность обеспечивается реализацией системы мер, направленных на удовлетворение социально-экономических ожиданий, потребностей и интересов работников администрации. В результате проведения социологического исследования выявляются современное состояние и тенденции развития проблематики муниципального управления, производится контроль и ревизия состояния уже проведенных преобразований, выявление новых направлений оптимизации работы.
Таким образом, методы социального планирования и социального прогнозирования позволяют произвести полезные изменения в организации работы муниципальной службы, повысить профессиональный потенциал персонала и уровень муниципального управления, наметить пути реорганизации и оптимизации муниципальной службы, что совершенно необходимо в сложившихся условиях становления отечественной службы муниципального управления.
Список литературы:
1. Алексеев А. Б. Стратегическое управление в муниципальном секторе. – М: Омега-Л, 2012.
2. Васильев А. А. Свойства муниципального образования как социально-экономической системы: Изд. ВВАГС, 2011.
3. Шевченко Е. А. Власть и бизнес: условия эффективного партнерства // Сб. науч. тр. / Одесса. – 2013. – Т. 39. – 1 – С. 73–75.
4. Шевченко Е. А. Роль реформы местного самоуправления в развитии взаимодействия малого бизнеса и муниципальной власти в России // Сб. науч. тр. / Одесса. – 2011. – Т. 8. № 1. – С. 6–7.
5. Гладышев А. Г. Муниципальное управление – М: ИНФРА-М, 2012.