Бюджетный процесс. Правовые и организационные основы и стадии
Организация бюджетного процесса в каждой стране примерно одинаковая. Основы составления, утверждения и контроля над исполнением бюджета прописаны в конституции любой страны. Особенности заключаются в территориальном разделении, размерах, социально-экономическом развитии и политической модели общества. Федеративные государства отличаются децентрализацией бюджета с одновременным единством бюджетной системы. Осуществление децентрализации может иметь два направления: вертикальное и горизонтальное. Самостоятельность органов власти, ведающих бюджетом, проявляется в самостоятельном определении размерностей распределения бюджета и направления использования регулирующих доходов.
Основополагающими требованиями бюджетного права являются обязательное рассмотрение и утверждение органами власти бюджета любого уровня. Законодательные нормы устанавливают механизм этой деятельности. Первым моментом бюджетной деятельности является бюджетная инициатива, устанавливающая нормы расходов и социально-экономическую направленность бюджетной политики. Как правило, правом на бюджетную инициативу государства обладает президент страны или ее правительство.
Проект бюджета составляется в большинстве стран органами исполнительной власти, которые определяют размер доходной и расходной частей. Эта часть работы чрезвычайно сложна. В ней принимают участие все децентрализованные уровни бюджетного устройства. Министерство финансов проверяет и перепроверяет полученную информацию, которую затем обобщает кабинет министра финансов. Далее проект бюджета представляется на утверждение парламенту. В парламенте проект бюджета рассматривается многочисленными комиссиями, выносящими решения непосредственно о достоверности представленных данных и соответствии бюджета намеченной политике.
Президент государства может принять или отклонить проект бюджета, если по конституции он обладает таким правом. Тогда проект отправляется на доработку в парламент. Бюджет считается принятым после его официального опубликования в средствах массовой информации и вступает в силу с начала нового финансового года.
Следующим этапом является контроль над исполнением бюджета. Контроль осуществляют органы исполнительной власти, сеть федеральных казначейств, министерство финансов. Правительство страны располагает всеми необходимыми отчетами на любой стадии исполнения бюджета.
Учитывая принцип необходимой децентрализации бюджетного процесса, федеральные органы власти стремятся контролировать органы местного самоуправления, на практике им достается лишь малая часть бюджетных полномочий.