Вы здесь

Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалка. Организационно-правовые основы бюджетной системы России (С. Е. Петренко, 2009)

Организационно-правовые основы бюджетной системы России

Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, закрепляющих бюджетное устройство страны, порядок формирования доходов и расходов бюджета, определяющих использование внебюджетных фондов для социально-экономического развития, и укрепления обороноспособности страны.

В состав Российской Федерации входит значительное количество субъектов, имеющих свое законодательство, причем каждый субъект способен в рамках Конституции РФ вносить изменения в бюджетное право. Источниками бюджетного права являются:

1) Конституция РФ;

2) федеральные законы РФ;

3) законы субъектов РФ и органов специальной компетенции.

Конституция РФ определяет, что каждый субъект РФ может вносить изменения в бюджетное право в рамках своей компетенции или предметов ведения. Если же это правило нарушено, то такие изменения не имеют юридической силы. При этом бюджетное право основано на целостности и единстве системы государственной власти. Так, органы местного самоуправления обязаны самостоятельно формировать и утверждать муниципальный бюджет в соответствии с выбранным курсом социально-экономического развития. Федеральные органы власти формируют, утверждают и следят за исполнением бюджета федерального уровня.

В Конституции РФ наибольшее внимание уделено бюджетному процессу, что определяет бюджет как центральное звено финансовой системы. В соответствии с Конституцией РФ бюджет РФ должен в обязательном порядке рассматриваться в Совете Федерации после принятия его Госдумой. Основной закон, определяющий бюджетное право, – Бюджетный кодекс РФ (ФЗ от 31 июля 1998 г.), который устанавливает правоотношения между различными органами государственной и муниципальной власти. Бюджетный кодекс РФ не имеет обратной силы и применяется к событиям, произошедшим после его принятия. Отдельные случаи оговорены в подзаконных актах.

Международные договоры имеют высшую юридическую силу. Если в бюджетном законодательстве установлены другие требования, то применяются нормативные акты международного законодательства.

Правовые акты Бюджетного кодекса РФ можно классифицировать по следующим признакам:

1) нормативные акты, определяющие деятельность органов власти по отношению к бюджету;

2) финансово-плановые документы, представляющие собой информацию для бюджетного процесса (своды доходов-расходов, сметы).

Таким образом, источниками бюджетного права являются нормативные акты российского и международного законодательства, федеральных органов власти, подзаконные акты Министерства финансов РФ и Указы Президента РФ в рамках своих полномочий.