Вы здесь

Государственные и муниципальные финансы. Шпаргалка. Этапы формирования федерального бюджета (С. Е. Петренко, 2009)

Этапы формирования федерального бюджета

Первый этап формирования бюджета – разработка органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики и составление модели развития страны. На этом основании правительство принимает решение, касающееся увеличения, сохранения или индексирования минимальной заработной платы, пенсий и других государственных пособий. На основании бюджетного послания разрабатываются основные характеристики доходов и расходов бюджета.

После того как правительство примет основные характеристики доходов и расходов бюджета, Министерство финансов в двухнедельный срок направляет проект бюджета на доработку в органы исполнительной власти, которые занимаются детальной проработкой и распределением расходной части бюджета.

Второй этап – органы государственной власти распределяют получателей и объемы предельного бюджетного финансирования согласно бюджетной классификации, разрабатывают предложения о проведении каких-либо преобразований, подготавливают список целевых программ, нуждающихся в бюджетных средствах. Все разногласия решаются в созданной межведомственной комиссии под руководством министра финансов.

До 15 июля года, который является предшествующим очередному финансовому году, органы исполнительной власти должны завершить подготовку бюджета. Должны быть собраны и проработаны все статьи доходов и расходов с детальным рассмотрением материала. Министру финансов должны быть представлены проект федерального бюджета, прогноз консолидированного бюджета, программы социально-экономического развития, программы внешних и внутренних заимствований, погашения государственного долга, примерные возможные отклонения будущего бюджета от предоставленных цифр и примерные уровни государственных пособий, стипендий, пенсий и дотаций с учетом индексирования.

С 15 июля до 15 августа Правительство РФ должно рассмотреть и утвердить проект бюджета РФ и внести его в Государственную думу.

Органы местного самоуправления осуществляют бюджетный процесс примерно в том же порядке. Это установлено Бюджетным кодексом РФ или, если иное оговорено, местным федеральным законом. Органы исполнительной власти до 15 августа должны внести на рассмотрение в органы законодательной власти проект бюджета вместе с теми же документами. В каждом субъекте РФ этот процесс может немного отличаться в рамках конституции, может иметь место другой порядок представления документов и их рассмотрения. Вместе с проектом федерального закона о государственном бюджете могут рассматриваться проекты о внебюджетных фондах, другие связанные с этим программы.