Бюджетный процесс в Российской Федерации
Бюджетный процесс – деятельность властных и управленческих органов, связанная с составлением, рассмотрением и утверждением бюджета. Эта деятельность регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а на нижестоящих уровнях – законами субъектов Российской Федерации. Составной частью этого процесса является бюджетное регулирование – это распределение и перераспределение ресурсов между бюджетами разных уровней. Функция составления и исполнения бюджета принадлежит органам исполнительной власти, а функция рассмотрения, утверждения, контроля над исполнением бюджета – законодательной власти (парламенту и органам власти на местах).
Бюджетный процесс в России происходит в четыре этапа:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчетов об исполнении бюджета и их утверждение.
Органами, имеющими полномочия осуществлять бюджетный процесс, являются:
1) Президент РФ;
2) органы законодательной власти – Правительство РФ и органы муниципальной власти;
3) органы денежно-кредитного, муниципального и финансового регулирования и контроля;
4) государственные внебюджетные фонды;
5) получатели денежных средств – бюджетные и иные учреждения;
6) иные органы, наделенные законодательством РФ бюджетными полномочиями в той или иной степени.
Основными задачами бюджетного процесса являются:
1) максимальная точность прогнозов при составлении бюджета;
2) минимизация дефицита бюджета;
3) максимально точное составление расходной части бюджета;
4) соответствие бюджета выбранным путям социально-экономического развития;
5) единство бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы.
Для составления бюджета требуется в среднем восемь месяцев работы, бюджет вступает в силу 1 января текущего года и теряет силу 31 декабря текущего года. В некоторых странах начало финансового года не всегда совпадает с началом календарного года. Например, в США – 1 октября, в Англии – 1 апреля, в Пакистане – 21 марта.
Если бюджет не был принят до начала финансового года, то финансирование может начаться по данным соответствующего квартала предыдущего года.
В случаях, когда в процессе исполнения бюджета он не исполняется, приходится применять экстраординарные меры, такие как, например, секвестрование (сокращение расходов), финансирование защищенных статей и нефинансирование незащищенных.
После исполнения бюджета проводится собрание (обычно в марте-апреле), на котором утверждается отчет об использовании бюджета. Отчет прочитывает министр финансов, и утверждается он практически автоматически.