Глава III
Системные модели государственного управления
3. 1. Принцип системности государственного управления
(Принцип системности государственного управления в общей форме, Принцип системности мышления и практической деятельности государственного управленца, частные случаи Принципа системности государственного управления, применение ключевой процедуры метода системной философии, системность стратегий государственного управления, Принцип системности совокупностей государственных политик, Принцип системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики»)
♦ Сформулируем Принцип системности государственного управления в общей форме. В предыдущих разделах мы рассмотрели частные виды принципа системности государственного управления, основываясь на сформулированном и доказанном в [23,24] общем принципе системности деятельности. При рассмотрении частных видов принципа системности использовано то обстоятельство, что системы управления и системы, в условиях которых они функционируют, являются искусственными системами. Это обстоятельство позволяет переходить от некоторой исходной формулы принципа системности к его рабочей формуле, с помощью которой можно установить разумное сочетание интересов среды и интересов системы. Задача настоящего раздела – сформулировать принцип системности государственного управления в полном виде, обобщающем частные виды данного принципа системности.
Основываясь на результатах раздела 1.4, можно утверждать, что развитие государственного управления должно приводить, с позиций системной философии, к тому, что все части среды, осуществляющие государственное управление, станут обладать свойством системности. В результате все процессы государственного управления становятся системными и все части среды, осуществляющие государственное управление, объединяются в систему государственного управления. Далее, все части системы государственного управления (напр., региональные), уже обладающие свойством системности, сами должны стать системами, т.е. все их части, в свою очередь, должны обладать свойством системности по отношению к той части системы государственного управления, к которой они отнесены. В свою очередь, сама система государственного управления должна быть системной, т.е. обладать свойством системности, позволяющим ей полноправно участвовать в тех системах среды жизнедеятельности, с которыми она взаимодействует: национальными, международными, планетарными, другими.
В то же время по отношению к одним системам среды жизнедеятельности государственная система управления может быть системной, по отношению к другим – несистемной. Очевидно, что наиболее значимое содействие развитию государственной системы управления исходит от тех систем среды жизнедеятельности, в отношении которых функционирование данной системы системно. Очевидно также, что наиболее значимые угрозы разрушения государственной системы управления исходят от тех систем среды жизнедеятельности, в отношении которых данное государственное управление несистемно.
Итак, в рамках системной философии системность государственного управления описывается как его системность по отношению к каждой из частей среды государственного управления. Среда, в которой осуществляется государственное управление, как известно, постоянно изменяется. Другими словами, системность государственного управления не есть его свойство, обеспеченное однажды и навсегда. В связи с этим деятельность по обеспечению системности государственного управления является неотъемлемой частью государственного управления на всех этапах его жизненного цикла. По этой причине государственному служащему необходимо постоянно применять и развивать профессиональные знания, умения и навыки в сфере системной философии и других методологий и теорий, посвященных вопросам построения системного управления. Этот вывод подтверждает верность сформулированных в разделе 1.1 условий технологической и организационной системности деятельности государственного служащего, как основы системности государственного управления.
♦ Положим, что существует некоторая универсальная среда М национального производства, в которой создаются, функционируют, отмирают системы государственного управления. Среда М включает в себя социальную, природную, информационную, другие среды. В общем случае, если в среде М возникает (актуализируется) проблема (духовная, нравственная, образования, жилища, информационная, материальная, финансовая, другие), то для ее решения на данном этапе необходимо определенное изделие, продукт, результат.
По этой причине для решения проблемы среда М выделяет некоторый объект для производства изделия (продукта); при этом считается, что результат (продукт, изделие) деятельности объекта обеспечит решение актуализировавшейся проблемы. Этот производственный объект функционирует в среде производства продуктов определенного вида (компьютерных программ бухгалтерского учета, машин, пищевых продуктов и т.п.), в связи с чем соответствует некоторой общей модели системы производства продуктов этого вида. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с формированием и реализацией данного объекта производства, необходимо представлять объект производства с помощью общей модели этой системы, как систему-объект.
Для формирования, управления функционированием и для управления развитием объекта среда М выделяет некоторый государственный субъект управления, ответственный за функционирование объекта и за соответствие практического результата деятельности объекта желаемому для среды М результату. Данный государственный субъект управления функционирует, в свою очередь, в среде государственных органов управления, в связи с чем соответствует некоторой общей модели системы производства государственных управленческих решений, проектов, программ, политик. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с формированием и реализацией данного государственного субъекта управления, необходимо представлять государственный субъект управления с помощью общей модели этой системы, как систему-субъект государственного управления.
Само изделие (продукт, результат) относится к определенному виду продуктов (компьютерных программ бухгалтерского учета, машин, пищевых продуктов и т.п.), в связи с чем соответствует некоторой общей модели системы продуктов этого вида. Поэтому при анализе, исследованиях, проектировании и при других действиях, связанных с конструированием и производством данного продукта, необходимо представлять продукт производства с помощью общей модели этой системы, как систему-результат.
Триада систем «система-объект, система-субъект, система-результат» государственного управления представляет собой систему государственного управления.
♦ Среда М, теперь уже среда функционирования триады «объект-субъект-результат», представляет себе эту триаду на основе одной общей модели системы, соответствующей цели получения желаемого результата. С помощью такой целесообразной модели среда М формулирует миссионерскую цель триады систем государственного управления и оказывает системообразующее влияние на эту триаду систем.
С другой стороны, у самих трех компонент триады имеется общий системообразующий фактор – необходимость совместной деятельности по производству результата, необходимого внешней среде. В связи с необходимостью этой деятельности триада систем государственного управления формирует собственные цели (совместные и частные), достижение которых приносит пользу самой триаде систем или какой-либо системе, входящей в данную триаду или какой-либо паре систем.
♦ Принцип системности государственного управления получим, используя принцип системности управления, сформулированный в разделе 1.3 на основе общего принципа системности деятельности, приведенного в [23,24].
Принцип системности государственного управления сформулируем в виде совокупности следующих условий:
а) для формирования и осуществления государственного системного управления объект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
б) для реализации государственного управления необходим субъект государственного управления;
в) для формирования и осуществления государственного системного управления субъект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
г) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и субъект» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
д) для реализации государственного управления необходим результат государственного управления в виде государственного управленческого решения;
е) для формирования и осуществления государственного системного управления результат государственного управления в виде государственного управленческого решения необходимо представлять общей моделью системы;
ж) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и результат» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
з) для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» государственного управления необходимо представлять общей моделью системы.
♦ Также как и в общем случае для определенного класса задач государственного управления целесообразно составлять типовой регламент взаимосвязанного применения условий Принципа системности государственного управления для данного случая. На основе типового регламента в большинстве случаев целесообразно определять свой, присущий данной совокупности проблемы, миссии, стратегии, целей управления, порядок применения условий данного Принципа системности.
Совокупность регламентов применения предложенного здесь принципа системности позволяет создать системное единство технологий формирования и осуществления определенного государственного решения (проекта, программы, политики), реализуемого разными частями системы-субъекта государственного управления (отдельными государственными служащими, государственными органами, их подразделениями и т. п.). Кроме этого, можно добиться сбалансированного сочетания организационной и технологической системности государственного управления. Только в этом случае, как уже отмечалось в разделе 1.1, достижима целостность государственного управления в результате органичного сочетания организационного и технологического видов профессиональной системности. Необходимость профессиональной системности государственного служащего ставит перед ним проблему развития знаний, умений и навыков системного мышления.
♦ Системность мышления и практической деятельности государственного служащего — основа системности профессионализма государственного управления. Конечно, системность необходима и в объекте управления – в частях национального производства. Тогда государственное системное управление будет технологичным для объекта управления. Системность необходима и в результате управления для того, чтобы изменения, вносимые в среду, были целостными. Но и в объекте, в субъекте и в результате управления формирование и осуществление системности их функционирования основано на системности мышления и на системности технологий практической деятельности человека. В свою очередь, формирование и осуществление системности объектов и результатов государственного управления зависит от системности мышления и технологий практической деятельности государственного служащего.
В связи с этим заслуживает внимания проблема единства образования в областях системности и технологий деятельности. Узкая специализация, практикуемая в преподавании, необходима для глубокого изучения специальности, но она не способствует успешному разрешению рассматриваемой проблемы единства при формировании системности и технологий мышления специалиста. Такая образовательная практика ведет во многих случаях к созданию специалистами несистемных технологий и нетехнологичных систем, например, в сфере государственного управления, тормозящих развитие национального производства.
Очевидно, что проблему единства формирования системности и технологий деятельности современного специалиста, в том числе и специалиста в области государственного управления, следует отнести к одной из наиболее важных проблем построения современного опережающего образования.
♦ В современных условиях крупномасштабных и сложных систем производства и управления требование системности постоянно выдвигается на первый план в любой практической деятельности человека. Окружающий мир, частью которого является человек, целостен. В силу этого человек, как продукт и часть окружающего мира, несет в себе отражение целостности в виде определенного «дара системности». Дар системности, как и любой другой «дар от природы» (например дар организатора, музыканта, пахаря, поэта, кузнеца, ученого, педагога) проявляется в каждом человеке в разной степени. И также как, например, дар музыканта, дар системности можно развить только с помощью соответствующего образования.
Чтобы развить и реализовать дар системности государственного служащего на практике, необходимо соответствующее образование.
Необходимость формирования системного мышления в высшем, послевузовском и дополнительном профессиональном образовании государственного служащего диктуется сложностью систем управления, проектирования, экспертизы, науки, маркетинга, бизнеса и других систем, находящихся в сфере государственного управления. Она диктуется также необходимостью принимать государственные управленческие решения в условиях крупномасштабных и взаимозависимых объектов деятельности, современными условиями информатизации и глобализации человеческой деятельности и многими другими известными обстоятельствами.
Знание системных особенностей деятельности – важный аспект подготовки современного специалиста и управленца. Многие специалисты и студенты ощущают необходимость системных технологий деятельности; они стремятся приобрести по две разные специальности, напр., «Прикладная математика» и «Экономика» или «Прикладная математика» и «Экология». Действуя таким образом, они хотят научиться быстрее осваивать новые виды работы постольку, поскольку они в будущем обязательно станут перед необходимостью решения такой проблемы. По сути – это стремление стать специалистами, умеющими моделировать объекты различной природы, как системы, для целей управления, проектирования, экспертизы и т. п.
Необходимо целенаправленное формирование системного мышления любого специалиста, в особенности государственного служащего, на всех этапах образования – высшего, послевузовского, дополнительного для обеспечения его успешной практической работы с системами различной природы.
Известно также, что современному управленцу, проектировщику, эксперту, бизнесмену, другим специалистам приходится часто приступать к решению новых профессиональных проблем. К этому вынуждают быстро меняющаяся обстановка современной профессиональной деятельности, необходимость перехода на новые технологии, постоянное ужесточение требований к профессиональной квалификации, условия жесткой конкуренции и другие причины. В особенности это условие характерно для государственной управленческой деятельности. Государственный управленец, как и любой специалист, больше подготовлен к разрешению новых проблем, если он знает системные методы, имеет соответствующую подготовку в области моделей систем. Причина известна – системное мышление отражает единство знания, а также областей социальной практики с помощью системных моделей.
Знание системных моделей позволяет специалисту сформировать оригинальный профессиональный подход, путем создания для себя системных моделей различных объектов деятельности, что повышает эффективность его работы.
Каждому современному государственному служащему необходима подготовка в области системного моделирования объектов государственного управления.
♦ Известно большое число специальностей, по которым готовятся специалисты в области технологий. В номенклатуре специальностей высшего образования многие специальности непосредственно посвящены таким узкоотраслевым технологиям, как биотехнология, технология машиностроения, химическая технология, технология товаров широкого потребления, механическая технология, технологии различных продуктов питания, технология фармпроизводства, технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, технология воды и топлива, технология производства продукции животноводства и другие. Как правило, технологические системы являются сложными, большими, крупномасштабными системами. Очевидно, что кроме отраслевых специальностей, должна иметься технологическая специальность общеотраслевой (общесистемной) направленности. Такой специалист, особенно в сфере государственного управления мог бы решать общесистемные вопросы создания и реализации инвестиционных проектов инновационных технологий в самых разных отраслях.
Кроме этого, современные предприятия вынуждены постоянно обновлять технологии производства. При этом они зачастую резко меняют профиль производства и переходят на новые технологии. При переходе на новые технологии нередко приходится заменять и специалистов, создавая тем самым социальные проблемы. Переход на новые производственные технологии создавал бы меньше организационных и социальных проблем, если предприятие имело бы специалистов и управленцев с системной подготовкой в области технологий. Такие специалисты эффективно осуществляют переход на новые технологии. Особенно это актуально для формирования и реализации государственных программ развития предприятий малого и среднего бизнеса.
Современной системе государственного управления необходимы профессиональные управленцы, знающие общие системные законы и принципы любых технологий.
♦ До конца 18-го века технологией считалось учение об искусстве осуществления любой деятельности. С развитием промышленности этот термин стал употребляться преимущественно для обозначения искусства промышленного и энергетического производства. В последние десятилетия этот термин вновь широко применяется для описания деятельности во всех сферах человеческой деятельности. Понятие технологии в наше время означает искусство осуществления деятельности во всех сферах: не только в сфере промышленности и энергетики, но и в сферах образования, управления, государственного управления, проектирования, экспертизы, политики, социальных отношений.
Специалист в области государственного управления должен научиться осуществлять такую совокупность действий, которая гарантированно приводит к получению полезного результата с заданными свойствами (управленческое решение, государственный проект, государственное экспертное заключение, имидж государственной службы и т.п.). Можно заключить, что деятельность современного профессионала в области государственного управления основана на комплексе технологий, которые он создает, напр., с помощью компьютера. Эти технологии по своему характеру должны быть системными и для их создания и реализации необходимы знания в области системных технологий.
Необходима подготовка по теории и «практическому искусству» построения систем технологий государственного управления.
♦ Как правило, технологии государственного управления являются системами и системами сложными, большими, крупномасштабными. Для изучения сложных и крупномасштабных объектов используется системный подход, который рассматривает объекты исследования, как системы. Но, в отличие от технологии, системология и системный подход зачастую далеки от практики деятельности и практической реализации. Системный подход является преимущественно творческим исследовательским процессом, который позволяет выделить и изучить системность изучаемых объектов. Системный подход и системология используются, как правило, для исследовательских целей.
В то же время теоретические основы технологий, создаваемые в разных отраслях знания, и технологии имеют практическую направленность, но, как правило, – узкую. Это, как уже отмечалось такие технологии, как биотехнология, технология машиностроения, химическая технология, химическая технология товаров широкого потребления, механическая технология, технология продуктов питания, технология фармпроизводства, технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, технология воды и топлива, технология производства продукции животноводства и другие.
Возникает необходимость формирования знаний государственного управленца в междисциплинарном направлении, которое объединило бы практическую направленность работ в области технологий и исследовательскую направленность системного подхода. Таким междисциплинарным направлением является «Системная технология».
♦ Нередко в стандартах образования не предусмотрена системная подготовка специалистов, а комплекс дисциплин в стандартах образования и в учебных планах специальностей не всегда направлен на системное единство знаний, умений и навыков будущего специалиста. По этой причине при получении профессионального дополнительного образования государственному служащему необходима специальная профессиональная подготовка в области системной технологии, отражающей системное единство принципов и законов построения технологий деятельности в материальной, информационной, социальной, природной и в других сферах деятельности, являющихся объектами государственного управления.
Системная технология содержит в себе, наряду с прикладными знаниями, и фундаментальные знания о системах и технологиях в любых сферах деятельности человека. Специалисты по системной технологии необходимы и для образовательной и научной деятельности собственно в области системной технологии. В то же время в любой сфере деятельности необходимо формирование системных разделов проектирования, экспертизы, управления, программирования и другой деятельности вместе со специалистами, осуществляющими специальные части проектов, программ, управления, экспертиз и т. д.
Специалисты по системной технологии необходимы в любой сфере деятельности для достижения методологического единства деятельности в субъектах и в объектах государственного управления.
Существует также системная особенность государственного управления, а также деятельности инженера, технолога, менеджера, экономиста и любого другого современного специалиста, которая часто не учитывается в современном образовании. Эта особенность заключается в том, что современный государственный управленец, как и любой специалист, работает, как правило, в группе, в команде. Перед командой, в свою очередь, ставятся, наряду с узкопрофессиональными проблемами, системные проблемы формирования и реализации программ, проектов, решений в конкретной сфере деятельности.
По этой причине в каждой целенаправленной группе государственных управленцев и специалистов необходим специалист в области системной технологии, который умеет разрабатывать системную основу предлагаемых проектов, программ, решений и технологии их формирования и реализации.
♦ Итак, для формирования системности мышления и практической деятельности государственного служащего необходимо обучение системной технологии при прохождении высшего и дополнительного профессионального образования. Целесообразно также осуществлять подготовку специалистов по инновационной специальности «Системная технология».
Создание и использование данной инновации для всех направлений образования позволит развить у обучаемых системность мышления и дать им возможность освоить современные технологические уклады в различных сферах деятельности. При этом появляется возможность на единой учебно-методической основе использовать достижения отечественных и зарубежных авторов в области систем и технологий и помочь обучаемому сформировать полученную в ВУЗе информацию в виде системы знаний, умений и навыков для эффективного осуществления системных технологий будущей деятельности, в том числе и государственного управления.
♦ Предложения по формированию системности мышления государственного служащего основаны на Принципе системности мышления государственного служащего, сформулированном следующим образом.
Используя условие в) Принципа системности государственного управления «для формирования и осуществления государственного системного управления субъект государственного управления необходимо представлять общей моделью системы», сформулируем Принцип системности мышления государственного служащего.
Исходная формула:
Для формирования и осуществления государственного системного управления профессиональное мышление государственного служащего (субъект государственного управления) необходимо представлять общей моделью системы.
В качестве общей модели системы примем в данном случае метод системной философии деятельности (целостный подход к деятельности).
Тогда рабочая формула Принципа системности профессионального мышления государственного служащего примет следующий вид:
Для формирования и осуществления государственного системного управления профессиональное мышление государственного служащего (субъект государственного управления) необходимо представлять общей моделью системы в виде метода системной философии деятельности (целостный подход к мыслительной деятельности).
Другими словами, необходимо, чтобы профессиональное мышление государственного служащего (субъект государственного управления) находилось в рамках метода системной философии деятельности (целостный подход к мыслительной деятельности).
Исходя из аналогичных условий, можно сформулировать рабочую формулу Принципа системности практической деятельности государственного служащего в следующем виде:
Для формирования и осуществления государственного системного управления практическую деятельность государственного служащего (субъект государственного управления) необходимо представлять общей моделью системы в виде метода системной философии деятельности (целостный подход к практической деятельности).
Обобщая полученные результаты, получим следующий Принцип системности деятельности государственного служащего:
Для формирования и осуществления государственного системного управления мыслительную и практическую деятельность государственного служащего (субъект государственного управления) необходимо представлять общей моделью системы в виде метода системной философии деятельности (целостный подход к деятельности)
и Принцип системности деятельности государственной службы в виде:
Для формирования и осуществления государственного системного управления деятельность государственной службы (субъект государственного управления) необходимо представлять общей моделью системы в виде метода системной философии деятельности (целостный подход к деятельности).
Полученные Принципы системности деятельности государственного служащего и государственной службы обобщают рекомендации по формированию системности мышления государственного служащего, сформулированные в настоящем разделе.
♦ Рассмотрим полученные в предыдущих разделах частные случаи принципа системности государственного управления. В предыдущих разделах сформулированы частные случаи принципа системности государственного управления на основе общего принципа системности деятельности. Доказанный в настоящем разделе принцип системности государственного управления обобщает все полученные ранее принципы системности.
Так, данный принцип системности описывает такое свойство частей среды государственного управления как целостность – свойство частей государственного управления участвовать в среде государственного управления, как в целом, как в целостной среде.
Отсюда следует, что в системе государственного управления все ее части должны обладать свойством системности, удовлетворять данному принципу системности. В то же время система государственного управления должна быть системной, т.е. обладать свойством системности, позволяющим ей участвовать в тех системах среды жизнедеятельности, с которыми она взаимодействует. По отношению к одним системам среды жизнедеятельности государственная система управления может быть системной, по отношению к другим – несистемной.
Так, в предыдущих разделах мы сформулировали отдельные условия взаимодействия государственного управления с глобальным и национальным управлением и показали, что государственное управление должно быть системно в отношении глобального и национального управления.
♦ Так, на основании рабочей формулы Принципа системности национального управления, основанной на идее перехода от пассивного отношения человеческого разума к его разумному влиянию на формирование будущего целостного национального потенциала, в разделе 2.3 сформулировано следующее условие системности государственного управления, как системообразующей части национального управления:
Государственную службу настоящего (систему-субъект государственного управления), национальный комплекс технологий удовлетворения потребностей нации (систему-объект государственного управления) и нацию будущего (систему-результат государственного управления) необходимо представлять одной моделью общей системы в виде национального проекта выживания, сохранения и развития национального потенциала как целостной части комплексного потенциала человечества.
Нетрудно заметить, что это условие соответствует условию з) общего Принципа системности государственного управления, полученного в настоящем разделе.
Этому же условию соответствует полученный в разделе 2.3 рабочий вариант принципа системности для реализации государственного системного управления:
Проект выживания, сохранения и развития определенного национального потенциала (система-объект управления) и государственную систему-субъект управления этим проектом необходимо представлять, с целью реализации целостного развития нации, одной общей моделью системы в виде соответствующей системной политики осуществления национальной идеи в отношении развития данного потенциала.
Частным случаем условия в) Принципа системности государственного управления является следующий принцип системности, полученный в разделе 2.3:
национальная идея должна быть общей моделью системы для каждой из всех тех идей развития национального потенциала, которые формулируются и реализуются системами-субъектами национального управления (в т.ч. и системами-субъектами государственного управления).
Так же частным случаем условия в) Принципа системности государственного управления является Принцип системности мышления государственного служащего, полученный с применением указанной ключевой процедуры метода системной философии в настоящем разделе.
♦ От исходного к рабочему Принципу системности. При применении каждого из условий Принципа системности государственного управления и при применении указанного Принципа в целом применима ключевая процедура, предложенная в разделе 2.1, которую для данного случая сформулируем в следующем виде «от исходной формулы Принципа системности государственного управления через нахождение общей модели системы к рабочей формуле Принципа системности государственного управления»:
1) разработка исходной формулы компонента Принципа системности для определенной области государственной управленческой деятельности,
2) постановка и решение задачи нахождения общей модели системы для данного случая применения компонента Принципа системности и, далее,
3) разработка и применение рабочей формулы компонента Принципа системности для определенной области государственной управленческой деятельности.
Так, эта процедура «от исходной формулы через нахождение общей модели системы к рабочей формуле» применена в разделах 2.2 и 2.3 при решении проблемы системности государственного управления во взаимодействии с глобальным и национальным управлением.
С помощью этой процедуры получен рабочий вариант принципа системности для реализации государственного системного управления (обобщаемый условием г) общего Принципа системности государственного управления):
Проект выживания, сохранения и развития определенного вида национального ДНИФ-потенциала (система-объект управления) и государственную систему-субъект управления этим проектом необходимо представлять, с целью реализации целостного развития нации, общей моделью ДНИФ-системы соответствующей политики осуществления национальной идеи в отношении развития данного ДНИФ-потенциала.
♦ Принцип системности стратегий государственного управления. Используя принцип системности государственного управления, сформулированный в настоящем разделе, можно представить исходную формулу принципа системности стратегий государственного управления в следующем виде:
а) для формирования и осуществления государственного системного управления объект стратегии государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
б) для реализации государственного управления необходим субъект стратегии государственного управления;
в) для формирования и осуществления государственного системного управления субъект стратегии государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
г) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и субъект» стратегии государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
д) для реализации государственного управления необходим результат стратегии государственного управления в виде государственного стратегического решения;
е) для формирования и осуществления государственного системного управления результат стратегии государственного управления в виде государственного стратегического решения необходимо представлять общей моделью системы;
ж) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и результат» стратегии государственного управления необходимо представлять общей моделью системы;
з) для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» стратегии государственного управления необходимо представлять общей моделью системы.
♦ Рассмотрим вопросы построения рабочей формулы Принципа системности стратегий государственного управления. Как установлено в разделе 1.3 в целом системная стратегия государственного управления — это системная технология формирования целостного комплекса прошлых, настоящих и будущих моделей государственного управления, национального производства и модели развития национального потенциала. Причем такие комплексы моделей должны создаваться как для управления развитием системы государственного управления в целом, так и для управления развитием ее частей – системы-субъекта государственного управления (собственно системы государственного управления), системы-объекта государственного управления (системы национального производства или ее части, нуждающейся в государственном системном управлении) и системы-результата (прирост национального потенциала, напр.). В данном случае применимо условие з) Принципа системности стратегий государственного управления. Для получения рабочей формулы Принципа системности необходимо использовать ключевую процедуру метода системной философии.
Как установлено в разделе 1.3 системная стратегия государственного управления, в общем случае, – это то, что связывает модели (проекты) государственной системной управленческой деятельности прошлого, настоящего и будущего. Таким образом, Принцип системности стратегии государственного управления должен описать взаимосвязи между стратегией прошлого (система-субъект развития стратегии), стратегией настоящего (система-объект развития стратегии) и стратегией будущего (система-результат развития стратегии). Эти взаимосвязи и взаимодействия можно установить, используя всю совокупность условий Принципа системности государственного управления для ожидаемого жизненного цикла системы государственного управления и последовательно применяя к ним этапы и процедуры метода системной философии.
Основную роль при установлении указанных взаимодействий будет играть выбор общих моделей систем для субъекта, объекта, результата и для триады «объект, субъект, результат». Именно выбор общих моделей системы позволит правильно сформулировать рабочие Принципы системности, позволяющие создать, наряду с другими компонентами системной философии такую систему государственного управления, которая будет органично функционировать как целостность в некоторой будущей среде жизнедеятельности, также представляемой как целое с помощью общих моделей системы. Грамотный и научно обоснованный выбор комплекса общих моделей системы позволит достичь цель системной стратегии государственного управления – сохранить и развить целостность национального потенциала и целостность его развития.
Правильный выбор комплекса общих моделей системы позволяет также проектировать системную стратегию государственного управления в единстве с системной стратегией национального производства, как объекта государственного управления. Тогда в выбранном комплексе общих моделей системы будут содержаться и общие модели системы для будущего национального производства, построенные в единстве с общими моделями системы для национального производства прошлого и настоящего времени.
Наличие обоснованного комплекса общих моделей системы позволяет также проектировать системную стратегию результата государственного управления. Тогда в выбранном комплексе общих моделей системы будут содержаться и общие модели системы для будущего результата государственного управления. Эти модели должны быть построены в единстве с общими моделями системы для результата государственного управления прошлого и настоящего времени с учетом обозримого опыта реализации систем-результатов государственного управления в прошлом до обозримых моделей реализации систем-результатов государственного управления в будущем.
Использование обоснованного комплекса общих моделей системы позволяет также проектировать системную стратегию системы-субъекта государственного управления. Тогда в выбранном комплексе общих моделей системы будут содержаться и общие модели системы для будущего устройства государственного управления. Эти модели должны быть построены в единстве с общими моделями системы для устройства государственного управления прошлого и настоящего времени, концентрирующими в себе обозримый опыт реализации систем-субъектов государственного управления в прошлом и обозримые модели реализации систем-субъектов государственного управления в будущем.
♦ Принцип системности совокупности государственных политик. Рассмотрим основные особенности построения этого вида Принципа системности.
Используя принцип системности государственного управления, сформулированный в настоящем разделе, можно представить исходную формулу Принципа системности совокупностей государственных политик в следующем виде:
а) для формирования и осуществления государственного системного управления объект совокупности государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
б) для реализации государственного управления необходим субъект совокупности государственных политик;
в) для формирования и осуществления государственного системного управления субъект совокупности государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
г) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и субъект» совокупности государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
д) для реализации государственного управления необходим результат совокупности государственных политик в виде государственного управленческого решения;
е) для формирования и осуществления государственного системного управления результат совокупности государственных политик в виде государственного управленческого решения необходимо представлять общей моделью системы;
ж) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и результат» совокупности государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
з) для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» совокупности государственных политик необходимо представлять общей моделью системы.
Полученный принцип системности совокупностей государственных политик можно применить к различным совокупностям государственных политик. Государственные политики могут быть объединены в совокупности (классы) по следующим признакам:
• политики в отношении различных сфер объектов государственного управления. Это, например, совокупность социальной, экономической, экологической государственных политик;
• политики в отношении различных отраслей объектов государственного управления. Это, например, совокупность политик в отношении разных видов естественных монополий (электро– и теплоэнергетика, транспорт газа и нефти и т.д.);
• политики в отношении различных результатов государственного управления (продовольствие, потребительская корзина и т.д.);
• политики с различными видами субъекта управления (федеральная, областная, городская политики и т. д.);
• политики с различным временем жизненного цикла (напр., краткосрочная, среднесрочная и долгосрочная политики);
• политики, различные по формату объекта, субъекта или результата государственного управления и другие.
Кроме этого, этот Принцип применим и к совокупностям программ и проектов государственного управления.
• Так, применительно к такой совокупности государственных политик, как совокупность социальной, экономической, экологической политик, можно сформулировать следующую исходную формулу Принципа системности совокупности социальной, экономической и экологической политик:
а) для формирования и осуществления государственного системного управления объект совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
б) для реализации государственного управления необходим субъект совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик;
в) для формирования и осуществления государственного системного управления субъект совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
г) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и субъект» совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
д) для реализации государственного управления необходим результат совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик в виде государственного управленческого решения;
е) для формирования и осуществления государственного системного управления результат совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик в виде государственного управленческого решения необходимо представлять общей моделью системы;
ж) для формирования и осуществления государственного системного управления совокупность «объект и результат» совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо представлять общей моделью системы;
з) для формирования и осуществления государственного системного управления триаду «объект, субъект и результат» совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо представлять общей моделью системы.
Здесь, также как и в других случаях использования метода системной философии, необходимо осуществление двух типовых этапов формирования и осуществления Принципа системности:
Этап А. Разработка исходной формулы Принципа системности совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик.
Этап Б. Выбор одной модели системы или некоторой совокупности моделей систем для описания рабочей формулы Принципа системности совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик.
В целом при формировании и осуществлении совокупности социальной, экономической и экологической государственных политик необходимо разрабатывать, кроме Принципа системности, и все другие компоненты государственного системного управления – формулы проблемы, задачи, результата, стратегии, миссионерских и собственных целей, Закона системности, принципов и правил Закона развития систем, модели систем, их процессов и структур, проект системной технологии и другие. Использование единой методологической основы в виде метода системной философии позволяет получать результаты, «стыковка» которых в единый комплекс государственного системного управления для совокупности «социальная, экономическая, экологическая политики» не представляет затруднений.
♦ Здесь, также как и в других случаях применения метода системной философии, необходимо использовать следующую ключевую процедуру метода системной философии «от исходной формулы через нахождение общей модели системы к рабочей формуле»:
1) разработка исходной формулы Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики»;
2) нахождение общей модели системы для каждого условия Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» и, далее;
3) разработка и применение рабочей формулы Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики».
В качестве общей модели системы для всех условий Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» целесообразно выбрать модель ДНИФ-системы, описанную в одном из следующих разделов настоящей главы.
При описании системы-результата совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» целесообразно учитывать следующее. Значимые непосредственно для практики результаты государственного управления – это социальные, производственные и экологические результаты. Экономика – это система сбора, обработки и представления в денежном (финансовом) выражении результатов социальной, производственной и экологической деятельности страны, в данном случае. С другой стороны, экономика содержит в себе модели производственной деятельности страны на микро– и макроуровнях.
Наиболее точно экономические модели описывают результаты государственного управления движением денежных средств и динамикой материального и энергетического производств. Результаты государственного управления информационными производствами практически не описываются, хотя, как известно, мир уже находится в состоянии информационного общества. В явном виде не описываются также социальные и экологические результаты государственного управления; их описание производится во многих случаях опосредовано с помощью денежных и иных показателей.
По этим причинам составление общей модели системы-результата совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» на практике в настоящее время не производится, хотя и очевидно, что это одна из наиболее важных задач развития государственного управления.
Для этих целей, как уже отмечалось целесообразно использовать модель ДНИФ-системы, которая позволяет описать результаты совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» с помощью взаимосвязанного комплекса моделей потенциалов духовности, нравственности, интеллектуальности, тела человека, его душевного и физического здоровья. Модели ДНИФ-системы позволяют получить целостное описание человека, его объединений в виде семьи, этноса, народа, нации, населения Планеты, как это показано в разделах 2.2 и 2.3, а также в работах автора [24-26].
Применение модели ДНИФ-системы позволяет рассматривать совокупность «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» в единстве с национальной политикой развития. Тогда совокупность «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» является составной частью государственного управления выживанием, сохранением и развитием национального комплексного потенциала и его составляющих. Составляющими национального потенциала являются человеческий, информационный, материальный, природный, финансовый, энергетический, коммуникационный национальные потенциалы, национальный потенциал недвижимости и машин, национальный ПВ-потенциал, а также ДНИФ-потенциал нации, духовный, нравственный, интеллектуальный и телесный национальные потенциалы и потенциалы душевного и физического здоровья нации. В результате должен быть сформирован системный комплекс государственных политик (программ, проектов) и их совокупностей, одной из которых явится совокупность «социальная, экономическая, экологическая государственные политики».
Тогда справедлива следующая рабочая формула условия ж) Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики»:
Проект выживания, сохранения и развития совокупности «национальные социальный, экономический, экологический потенциалы» (система-объект совокупности соответствующих государственных политик) и совокупность «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» (система-субъект совокупности соответствующих государственных политик) необходимо представлять, с целью реализации целостного развития нации, общей моделью ДНИФ-системы осуществления национальной идеи.
В свою очередь каждая из этой совокупности политик должна также соответствовать общей модели ДНИФ-системы.
На этой основе несложно сформулировать остальные условия Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики».
Единство систем экономической, экологической и социальной политик при их формировании и осуществлении должно быть основано на применении полученного Принципа системности. В свою очередь, каждая политика, напр., экономическая, должна быть системной, что означает выполнение условия системного участия в более крупной целостности, в больших по формату социальных, например, системах международного и Планетарного форматов. Пока мы можем слабо ощущать необходимость участия в социальной системе, например, Планетарного формата. Но приходит время, и необходимость такого участия становится насущной необходимостью. Поэтому при формирования стратегии государственного управления социальной сферой и, в том числе, государственной социальной политики, необходимо учитывать будущие потребности в управлении и своевременно приступать к разработке соответствующих моделей будущей государственной социальной политики. Такие модели должны опережать ситуацию настоящего времени.
Полученные выводы применимы к любой совокупности государственных политик.
На основе полученной рабочей формулы условия ж) Принципа системности совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» можно получить рабочие формулы Принципов системности различных совокупностей государственных политик.
♦ Для совокупности «социальная, экономическая, экологическая государственные политики» решение всех трех проблем в единстве обеспечивают общие модели метода системной философии.
Технологии решения тогда должны основываться на одной общей модели технологии. В данном случае технологии решения социальных, экономических и экологических задач должны быть построены как системные технологии, обеспечивающие единство объектов, субъектов и результатов этих трех политик.
Необходимо найти решения следующих задач:
• единство проблемы, которую совместно должны решить государственные социальная, экологическая и экономическая политики. Эта задача решается путем выбора общей модели для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик и установления взаимных ограничений на постановку проблемы;
• единство результата государственных социальной, экономической, экологической политик. Эта задача решается путем выбора общей модели результата для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик и установления взаимных ограничений на модель результата;
• единство ресурсов для осуществления государственных социальной, экономической, экологической политик и установления взаимных ограничений на ресурсы. Эта задача решается путем выбора общей модели ресурсов для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик на основе установления взаимных ограничений на модели ресурсов;
• единство метода получения результатов государственных социальной, экономической, экологической политик. Эта задача решается путем выбора общей модели метода системной технологии для построения и реализации государственных социальной, экономической, экологической политик и установления взаимных ограничений на методы;
• единство модели ограничений на проблемы, результаты, ресурсы и методы формирования и реализации государственных социальной, экономической, экологической политик. Эта задача решается путем выбора общей модели ограничений для триады проблем государственных (национальных) социальной, экономической, экологической политик и на основе установления взаимных ограничений на модели проблем, результатов, ресурсов, ограничений;
• единство процесса решения (или процесса апробации выбранного варианта решения) проблемы для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик. Эта задача решается путем выбора общей модели системной технологии решения для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик. Может быть осуществлен, например, такой итеративный порядок: решение социальной проблемы с учетом ограничений со стороны экономической и экологической политик. Затем производится решение экономической проблемы с учетом ограничений со стороны социальной и экологической политик. И, далее, решение экологической проблемы с учетом ограничений со стороны экономической и социальной политик. После этого производится взаимное согласование полученных вариантов решений и выбор приемлемого решения. Если приемлемое решение не найдено, то в этом случае производится новый цикл решения и т.д.;
• единство оценки результатов государственных социальной, экономической, экологической политик. Эта задача решается путем выбора общей модели оценки результатов для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик;
• единство координации постановки проблем, формулирования результатов, формирования ограничений, выбора методов. Эта задача решается путем выбора общей модели координации для триады проблем государственных социальной, экономической, экологической политик.
Конец ознакомительного фрагмента.