Государственное управление. Принципы, формы, методы, средства
Государственное управление является одним из видов социального управления жизнедеятельности человека в государстве и регулирования общественной жизни. Государственное управление необходимо для того, чтобы решать проблемы, возникающие в процессе государственной организации жизни общества.
Принципы государственного управления: выборность граждан на государственные должности и их сменяемость (свободные, без диктаторства выборы), отсутствие привилегий государственных служащих, наличие обязательной отчетности перед обществом и контроль государственного управления со стороны общества. Также доступность и открытая политика государственной власти, должностные лица не должны обладать правом удовлетворения личных потребностей посредством своих полномочий и власти.
Существуют две формы государственного управления: административная и политическая. Суть политической формы государственного управления заключается в том, чтобы ответить на вопросы «Что делать?», «Зачем и почему что-то надо делать?». Суть административной формы государственного управления заключается в поиске ответов на вопрос «Как помочь и что надо использовать для этого?». Представители этих двух форм государственного управления придерживаются мнения о том, что одна из форм должна быть доминирующей. Политическое управление не должно вмешиваться в процессы свободного рынка, и наоборот. Разница обеих форм государственного управления состоит в том, что на политическое управление оказывается значительное общественное давление (на мнение и желания отдельных влиятельных лиц), а административная форма управления строится на последовательных нормативно-ценностных знаниях, действиях и последствиях, которые тщательно анализируются.
Государственное управление определяется тремя структурными уровнями:
1) институциональным, являющимся связующим звеном политики и государственным управлением, отвечающим за определение общей политики и основных задач осуществления политики;
2) административным, отвечающим за планирование, организацию, контроль процессов;
3) технологическим, отвечающим за удовлетворение конкретных социальных потребностей.
Методы и средства государственного управления: карательно-силовые средства, открытое насилие, административные санкции, правовое регулирование на основании судебной, арбитражной и законодательной систем, социально-политическое маневрирование (компромиссы, уступки), идейно-политическое манипулирование в обтекаемой форме (влияние на подсознание людей).
Эффективность государственного управления. Понятие и критерии
Эффективность государственной службы можно трактовать как видимые результаты работы государственного аппарата по защите и выполнению интересов граждан государства и интересов самого государства. Понятий эффективности государственной службы несколько, так как не существует единого официального определения. Эффективность государственного аппарата рассматривается еще и как рациональное использование природных ресурсов государства, своевременное и верное решение национальных проблем. Существование государственного управления возможно только с помощью аппарата чиновников, деятельностью которых и определяется эффективность работы всего государственного аппарата. Положительная эффективность государственного управления будет проявляться в случае подконтрольности государственного аппарата обществу.
Эффективность государственного управления чаще всего характеризуется такими критериями, как:
1) средняя продолжительность жизни населения государства;
2) средний образовательный уровень населения;
3) средний уровень доходов и расходов на одного человека с учетом всех стандартов межнациональных договоров;
4) средний уровень производительности труда;
5) изменения показателей ВВП (внутреннего валового продукта), национального богатства в соотношении к мировым показателям.
Мировые стандарты ООН по оценке эффективности государственного управления включают следующие критерии:
1) практические задачи, цели, которые соотнесены с требованиями мирового сообщества;
2) результаты целей и подцелей, которые были поставлены перед государственными органами управления обществом;
3) суммарные расходы, затраченные на реализацию целей государственного управления по удовлетворению общественных нужд и потребностей;
4) потенциальные возможности государственного управления.
Эффективность государственного управления можно оценивать по изменениям показателей социально-экономического развития за отчетный период времени. В свою очередь показатели эффективности государственного управления могут дать развернутую оценку использования национальных богатств РФ, верности и точности выбранной стратегии управления государством. Уровень показателя эффективности государственного управления прямо зависит от состояния обратной связи государственной власти РФ и субъектов РФ, от уровня профессиональной подготовки государственных служащих и от других факторов. В данный момент в России вряд ли эффективность государственной власти можно назвать положительной, однако есть некоторые перспективы, которые дают надежду на то, что в ближайшем будущем Россия займет одно из лидирующих мест на мировой арене.