Вы здесь

Государственное и муниципальное управление. 8. Цели государственного управления ( Коллектив авторов, 2015)

8. Цели государственного управления

1. Построение организационно-функциональной структуры любой управленческой системы начинается с определения ее целей.

Цель государственного управления – конечный или конкретный промежуточный пункт на пути достижения определенного состояния общества (или его подсистемы) в соответствии с запрограммированными перспективами его развития.

Согласно Конституции РФ Российская Федерация – демократическое правовое социальное государство, цель которого – общество достойной жизни и свободного развития человека.

Достижение данной цели может быть обеспечено посредством решения целого ряда задач: формирования дееспособного гражданского общества; построения государства, обеспечивающего безопасную и достойную жизнь людей; становления свободного и социально ответственного предпринимательства; усиления борьбы с коррупцией и терроризмом; модернизации Вооруженных Сил РФ и правоохранительных органов; укрепления позиций России на международной арене и т. д.

2. Выделяют следующие основные характеристики целей государственного управления:

• цели носят объективный характер, ибо зарождаются «внизу», идут от потребностей и интересов народа;

• по форме и внешнему выражению субъективны, осознаются и формулируются людьми, выдвигаются институтами гражданского общества, нормативно закрепляются органами государственной власти в соответствующих управленческих решениях;

• отличаются иерархичностью, системностью (главные, базовые, глобальные, второстепенные, подчиненные). Сложность управленческого целеполагания состоит в том, что из огромного множества возможных вариантов целевых установок необходимо выбрать те, которые могут быть реализованы.

3. Достижение стратегической цели разбивается на этапы и временные интервалы, в течение которых с учетом меняющихся обстоятельств и наличия определенных ресурсов определяются соответствующие стратегические подцели и т. д. Затем выдвигаются оперативные цели, которые, в свою очередь, подразделяются на множество целей-задач частного характера.

В зависимости от иерархии государственного управления цели делятся на главные (генеральные, стратегические), которые определяются высшими органами власти, и подцели первого, второго, третьего и т. д. уровней. Цели первого уровня определяются министерствами, второго – субъектами РФ. Далее идут цели муниципального и корпоративного уровней: по масштабам они могут быть глобальными, межгосударственными и государственными, региональными и муниципальными, межотраслевыми и отраслевыми; по объему – общими и частными; по результатам – конечными и промежуточными; по времени – долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными, перспективными (отдаленными, близкими) и непосредственными.

По содержанию цели могут быть выстроены в определенной последовательности: общественно-политические – экономические – социальные – духовные – организационные – информационные – разъяснительно-пропагандистские.

4. Цели общественно-политического характера имеют особую значимость, их реализация обеспечивает комплексное, целостно-сбалансированное и качественное развитие общества. Конституция РФ, закрепив федеративную форму государственного устройства и демократический строй, коренным образом изменила политическую парадигму общественного развития и предопределила новые стратегические цели: демократическое развитие страны, создание эффективной правовой и политической системы, формирование цивилизованного гражданского общества и самое главное – повышение уровня жизни народа на основе гарантированных прав и свобод каждого.

5. Реализация целей социального развития определяет социальную структуру общества, взаимоотношения всех его социальных слоев и классов, уровень, наконец, социальной обеспеченности каждого человека.

Различают следующие основные цели социального развития: создание благоприятных условий для динамичного развития цивилизованной социальной структуры; создание «среднего класса» – опоры политической стабильности; предупреждение социальных конфликтов; решение демографической проблемы; обеспечение общедоступности социально-бытовой инфраструктуры; усиление мотивации к высокопроизводительному труду.

6. Весьма тонкой сферой государственного управления является духовная жизнь общества. Задача государства – создание оптимальных условий для сохранения духовно-культурной самобытности народа, динамичного развития художественного и изобразительного искусства, обеспечения свободного доступа широких слоев к его ценностям. Помощь в решении данной задачи возможна, в том числе путем поддержки театров, кино, музеев и библиотек, защиты исторических памятников, активизации творческих союзов и институтов народного творчества, создания фонда русского языка, введения грантов для музыкальных, театральных, научных и других творческих коллективов.

7. Цели государственного управления в экономической сфере – это цели долгосрочной стратегии экономического развития страны на рыночных основаниях до уровня лучших мировых достижений, прежде всего в таких отраслях, как энергетика, машиностроение, транспорт, строительный комплекс, сельское хозяйство. А далее – удвоение ВВП, повышение производительности труда на основе освоения высокотехнологичных производств, выход на мировые стандарты качества товаров и услуг, устранение инфраструктурных ограничений экономического роста.

8. Цели любого управленческого звена должны быть конкретными, реальными, контролируемыми и системно увязанными между собой. Организационные цели государственного управления заключаются в создании оптимальной системы организационных институтов, способных обеспечить высокоэффективное влияние субъекта на объект управления. С помощью организации происходит упорядочение и рационализация целей государственного управления, а также объединение и сплочение людей для их достижения. Только с помощью грамотной организации можно в оптимальные сроки и с минимальными издержками достичь поставленных политических и социально-экономических целей.

Информационные цели предполагают установление социальных коммуникаций через прямые и обратные связи между субъектом и объектом управления, призванных обеспечить оптимальный объем и достоверность информации о состоянии управляемой системы, для оперативной корректировки управляющего воздействия на объект управления. Без этого условия принятие правильных решений абсолютно невозможно.

С информационными целями тесно связаны разъяснительно-пропагандистские цели. Поскольку в управлении всегда присутствует элемент принуждения и ограничения свободы, то аргументированная информация о протекающих в обществе процессах, объясняющая их объективную необходимость и последствия, значительно снижает социальную напряженность, оказывает мобилизующее воздействие на объект управления.