Вы здесь

Государственное и муниципальное управление. 6. Ресурсное обеспечение государственного управления ( Коллектив авторов, 2015)

6. Ресурсное обеспечение государственного управления

1. Ресурсы – ведущий фактор эффективного государственного управления.

Основной критерий социальной эффективности использования ресурсов – качество удовлетворения насущных потребностей общества и отдельных его граждан.

Ресурсы управления в реальной жизни носят объективный (экономические, природные, социально-демографические) и субъективный характер (властные, кадровые, информационные); бывают природными и человеческими, основными и сопутствующими, базовыми и вспомогательными.

К базовым социальным ресурсам относятся власть, экономический потенциал, политические ресурсы, ресурсы принудительно-силового характера, социально-демографические возможности, интеллектуально-кадровые и информационно-коммуникационные ресурсы общества.

2. Ведущее субъективное условие и фундаментальный источник эффективного управляющего воздействия – власть.

Власть – совокупность отношений руководства, господства и подчинения.

В условиях демократического федеративного государства определяющим для управления выступает принцип разделения власти по уровням (федеральная и субъектов федерации) и ветвям (законодательная, исполнительная, судебная). По уровням государственная власть распределяется на конституционных либо договорных началах, закрепляется в форме соответствующей номенклатуры предметов ведения.

В России к предмету исключительного ведения федеральных органов относятся международные отношения, оборона и безопасность государства, установление границ и таможенное дело, денежное и валютное обращение, монетная монополия, учреждение федеральной системы правоохранительных и судебных органов, объявление войны и заключение мира, производство, приобретение, продажа, распространение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и ряд других вопросов, имеющих принципиальное значение для государства.

К предмету исключительного ведения субъектов Федерации относятся местное управление, регистрация, регулирование деятельности и ликвидация местных предприятий, местные налоги, учреждение и замещение местных должностей, вопросы общественного порядка, культура, санитария, здравоохранение, местные коммуникации, коммунальное обслуживание, пособия престарелым и инвалидам, организация местной полиции, городское устройство и другие вопросы, которые непосредственно касаются населения, проживающего на территории субъекта.

В совместном ведении находятся судоустройство и судопроизводство, социальное обеспечение, налоги, земельное право, трудовое право, электроэнергетика, промышленность, торговля, банковское и биржевое дело, транспорт, за исключением федерального, образование, культура, демографическая политика, здравоохранение, охрана окружающей среды.

3. В состав экономического потенциала общества входят материально-финансовые ресурсы; фонды хозяйствования; природные ресурсы как предмет и средство производства; государственные резервы.

Политические ресурсы играют активную роль в государственном управлении, особенно в разработке различных целевых программ и концепций, контроле деятельности государственных органов, защите прав и свобод человека.

Ресурсы принудительно-силового характера в условиях демократического правового государства играют вспомогательную роль. Тем не менее они незаменимы, поскольку никакие политические, экономические и воспитательные меры сами по себе не обеспечат нужный результат при реализации «непопулярных решений» в борьбе с преступностью, коррупцией, бюрократизмом, злоупотреблением властью.

Человеческий ресурс – основа ресурсного обеспечения управления в целом. К сожалению, интеллектуально-демографический ресурс современной России используется не всегда продуманно и рационально. Ежегодно страна теряет от 700 тыс. до 1 млн общей численности своего населения. Увеличивается доля престарелых и неработающих. Не ослабевает отток специалистов за рубеж. В то же время усиливается приток граждан из других государств.

Оздоровление и развитие человеческих ресурсов – важнейшая задача российского государства.

В интеллектуально-кадровый ресурс общества входят кадры хозяйственных руководителей, ИТР и специалистов массовых профессий, учителей, врачей, творческой интеллигенции; административно-политическая элита, персонал гражданской, военной и правоохранительной государственной службы, должностные лица муниципальных образований.

4. Информационная система государства (информационный ресурс общества) представляет собой набор специфических мероприятий, методов, направленных на сбор, хранение, обработку данных и дальнейшее использование по назначению любой информации. Информация классифицируется по содержанию, уровню власти и статусам субъекта и объекта государственного управления, источнику информационных потоков, направленности, уровню обработанности.

Источники информации для государственного управления – наука, законодательство, система государственной и ведомственной отчетности, данные статистического учета и текущего контроля, доклады спецслужб, публикации средств массовой информации, письма граждан и др.

Для современной России важное значение имеют создание общенациональной и региональных автоматизированных систем управления; внедрение мониторингового контроля реализации государственных целевых программ и приоритетных проектов; развитие телекоммуникационной инфраструктуры; создание автоматизированных рабочих мест; подключение к сети Интернет и различным информационно-справочным системам; овладение всеми субъектами управления и их персоналом современными информационными технологиями; совершенствование нормативно-правового и нормативно-методического обеспечения информационно-коммуникативных систем; развитие дистанционных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; обеспечение надежной информационной безопасности государства.