2. Предмет государственного управления
1. Государство является формой политической организации общества. Основное его назначение состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.
Признаком государства выступает наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, права, закрепляющего систему санкционированных норм, особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т. е. системы управления.
Государство функционирует на основе общественного договора между властью и гражданами, в котором каждая из сторон берет на себя обязательства и получает права. Власть, действуя в рамках договора, выполняет управленческие функции, соединяет интересы человека и государства, контролирует соблюдение законов и правил всеми членами общества, находит оптимальное сочетание прав и обязанностей при приоритете общих ценностей.
Граждане также выполняют свои обязательства, имеют право корректировать действия власти, используя для этого выборы ее органов и должностных лиц, изменение законодательства, гражданское неповиновение и другие методы.
2. Для управления государством используются все необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные и др.
Государственное управление – совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля объектов.
Методология государственного управления определяется с помощью различных механизмов и средств, необходимых для осуществления функций государственного управления. Каждый из методов обладает конкретными характеристиками: ярко выраженной взаимосвязью объекта и субъекта; конкретной организационной формой (приказами и правилами); выбором способа для достижения поставленных задач.
3. Выделяют следующие виды методов государственного управления: убеждение; принуждение; правовые акты управления.
Убеждение подразумевает подчинение действующему законодательству субъектов и используется с целью профилактики нарушений. Применяется в виде разъяснений, обсуждений, поощрений и обоснований поведения субъекта.
Виды принуждения как одного из средств обеспечения государственного порядка: административное предупреждение; административная ответственность; административное пресечение.
Правовые акты управления представляются в виде властного одностороннего подзаконного решения, принятого с целью соблюдения законности или устранения последствий нарушений правопорядка.
4. Правовые акты классифицируются по следующим основаниям:
• по юридическим свойствам – нормативные правовые и индивидуальные нормативные акты;
• по временным рамкам действия – срочные и бессрочные;
• по территориальному распределению – действуют в пределах всей территории Российской Федерации, в пределах каждого из субъектов РФ и в пределах административно-территориальной единицы Российской Федерации;
• по типу компетенции – общей компетенции, отраслевой и межотраслевой компетенции.
К обязательным требованиям, предъявляемым к нормативным актам, относятся: соблюдение полномочий и процесса создания нормативных актов государственного управления; установленного процесса принятия; установленной формы и утверждения ответственным лицом.