Вы здесь

Государственное и муниципальное управление. 11. Средства управленческой деятельности государства ( Коллектив авторов, 2015)

11. Средства управленческой деятельности государства

1. К методам и средствам управления относят способы и приемы целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений с целью реализации функций управления и решения поставленных задач.

Под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях.

В зависимости от того, на кого направлено и кому адресовано то или иное управленческое действие, различаются две группы методов: обеспечивающие организацию работы аппарата управления и управляющее воздействие на внешние объекты управления.

2. Методы первой группы в основном сводятся к приемам и способам подготовки и принятия управленческих решений, методам материального и морального стимулирования персонала; также это воспитательные методы, методы контроля и применения санкций.

Содержание методов второй группы определяется правовым статусом объекта управляющего воздействия. Управление осуществляется путем непосредственного воздействия на подчиненный (подведомственный) объект; координации деятельности различных участников управленческих отношений; взаимодействия различных субъектов в процессе реализации договоров и соглашений или на основе установления общего порядка деятельности; согласования, консультирования и т. п.

3. Различают также методы централизованного, децентрализованного и субсидиарного управляющего воздействия.

Метод централизованного (субординационного) воздействия используется органами государственной власти на властно-императивных началах по кругу объектов их юрисдикции и в объемах соответствующей компетенции (методы дозволения, запрета, принуждения, возложения ответственности).

Метод децентрализованного (диспозитивного) взаимодействия (метод координации и согласованных действий) позволяет осуществлять управление посредством согласования поддержки органами государственной власти инициативы снизу. Существует три возможных варианта регулирования общественных отношений: дозволение совершать известные действия правового характера; наделение определенными правами участников общественных отношений, урегулированных нормами права; предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения по своему усмотрению.

Методы субсидиарного (вспомогательного, косвенного) воздействия применяется как дополняющие традиционно принятые формы управления. Чаще всего они носят экономический, бюджетно-налоговый, финансово-валютный характер. К субсидиарным методам также относят прогнозирование, программирование, консультирование, моральное и материальное стимулирование, убеждение и воспитание.

4. При подготовке и реализации управленческих решений используются следующие методы:

• изучения конкретной управленческой ситуации на месте: теоретическое исследование существа возникшей проблемы; ознакомление с опытом решения подобных управленческих задач в своей стране и за рубежом; составление информационно-аналитических отчетов; анализ статистических материалов; разработка проектов альтернативных решений и др.;

Конец ознакомительного фрагмента.