Глава 6
Меры юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций
В Российской Федерации в последние годы происходит развитие законодательства, направленное на реализацию принципов правового государства и осуществление преобразований в сфере свободы совести и вероисповедания. В связи с этим возникает необходимость совершенствования института юридической ответственности за нарушение законодательства о регистрации религиозных организаций.
Понятия правонарушения и юридической ответственности являются важными не только для юридической науки, но и для социальной практики. Особую значимость они приобретают в современных условиях России, когда, с одной стороны, растет число правонарушений, а с другой – поставлена задача формирования правового государства и гражданского общества. Важно, чтобы ни один правонарушитель не мог уклониться от законной ответственности, и в то же время ни один невиновный не был необоснованно наказан; чтобы в каждом конкретном случае были приняты все возможные меры к восстановлению нарушенного права субъектов соответствующих правоотношений.
Правонарушение обычно рассматривается как общественно вредное, противоправное, виновное деяние деликтоспособного лица[57]. При этом во многих случаях подчеркивается, что правонарушение является основанием юридической ответственности или что оно наказуемо.[58]
В определениях содержится указание на четыре элемента состава правонарушения: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону. В них отмечается тесная связь между правонарушением и юридической ответственностью. Если деяние не может повлечь за собой юридической ответственности, оно не признается правонарушением.
Большинство правоведов признает только четыре вида правонарушений: уголовные, административные, гражданско-правовые и дисциплинарные. Некоторые ученые выделяют особые виды правонарушений: материальные правонарушения, характерные для трудового права; международно-правовые нарушения.
Что касается юридической ответственности, то можно выделить два основных подхода к ее пониманию. Существующие определения рассматривают ее либо как реакцию государства на правонарушение (применение мер наказания, реализацию санкций и т. п.)[59], либо как особое правоотношение, в соответствии с которым, правонарушитель обязан претерпеть негативные последствия своего деяния.[60]
Одной из обязанностей религиозных организаций, закрепленных в российском законодательстве, является обязанность религиозной организации, наряду с другими юридическими лицами, зарегистрироваться в установленном порядке.
В целях сокращения административных преград для развития частного предпринимательства функции по регистрации юридических лиц переданы налоговым органам, а органы юстиции осуществляют регистрацию общественных объединений, религиозных организаций и ряда других юридических лиц, имеющих «специальный» статус (т. е. нуждающихся в дополнительной, более детальной проверке).
Переход процедуры регистрации на принцип «одного окна» объединил две обязательные для образующегося юридического лица процедуры: государственную регистрацию и постановку на учет в налоговых органах. Позднее на налоговые органы возложили дополнительные обязанности, ранее исполняемые самими заявителями, по передаче сведений из государственного реестра юридических лиц в специальные органы.
Конец ознакомительного фрагмента.