Вы здесь

Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: научно-практический комментарий. Глава 5. Государственная регистрация религиозных организаций в связи с их ликвидацией (О. Н. Петюкова, 2007)

Глава 5

Государственная регистрация религиозных организаций в связи с их ликвидацией

Ликвидация религиозной организации влечет прекращение ее деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам.

Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в Гражданском кодексе РФ, не является исчерпывающим. В частности, в нем в качестве оснований добровольной ликвидации предусматривается истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано.

Основаниями принудительной ликвидации по решению суда являются:

грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

иные неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов;

систематическое осуществление религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям;

иные случаи, предусмотренные российским законодательством.

Прекращение деятельности религиозных объединений имеет ряд особенностей, предусмотренных специальным законодательством. Прежде всего, расширен установленный п. 2 ст. 61 ГК РФ перечень оснований принудительной ликвидации религиозных объединений по решению суда. К числу оснований ликвидации относится, в частности, принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения (ст. 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

При рассмотрении Магаданским городским судом дела о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и ее ликвидации прокурор поддержал заявленное исковое требование, пояснив, что во время проведения данной религиозной организацией богослужений на верующих оказывается психотерапевтическое и гипнотическое воздействие, в результате которого граждане безвозмездно передают религиозной организации денежные сбережения, ювелирные изделия и другие ценные вещи. Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что ни одно из обстоятельств, указанных прокурором как основание ликвидации религиозного объединения, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. В результате суд вынес решение от 21 мая 1999 г. об отказе в удовлетворении заявления о признании деятельности религиозной организации противоречащей действующему законодательству и о ее ликвидации.

Угроза применения такой санкции, как принудительная ликвидация, понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства. Таким образом, данная санкция призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться лишь по формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность этих юридических лиц. Религиозная организация не может быть ликвидирована, если допущенные нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (ст. 62 ГК РФ в ред. от 27 июля 2006 г.).[50]

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.[51]

Следует также учитывать, что религиозная организация не может быть признана несостоятельной (банкротом) (ч. 1 ст. 65 ГК РФ в ред. Федерального закона от 3 января 2006 г. № 6-ФЗ).

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.[52]

Религиозные организации несут самостоятельную ответственность по собственным обязательствам всем принадлежащим им имуществом: члены религиозных организаций не привлекаются к ответственности по обязательствам соответствующих объединений.

В собственности религиозных организаций может быть имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами и юридическими лицами, переданное государством, полученное по иным допускаемым законом основаниям.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Религиозные организации относятся к юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав – ни вещных, ни обязательственных (п. 3 ст. 48 ГК РФ). Прибыль, полученная этими организациями, в отличие от потребительских кооперативов, не распределяется между учредителями, участниками, членами организации.

Члены религиозной организации не имеют доли в имуществе такой организации даже после ее ликвидации. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами организации на цели, в интересах которых она была создана (имущество передается безвозмездно аналогичным религиозным организациям) или на благотворительные цели. Если такие имущественные последствия уставом не предусмотрены, имущество обращается в собственность государства. В юридической литературе признается более целесообразным использование имущества ликвидируемых религиозных организаций на цели деятельности религиозных организаций, а не передача в собственность государства.[53]

Особый характер имущества религиозной организации обусловил установление специального правила: не допускается обращение взыскания по претензиям кредиторов на движимые и недвижимые вещи богослужебного назначения. Перечень видов такого имущества устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

Определенные особенности имеет ликвидация местных религиозных организаций, созданных на основании подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания[54]. В том случае, когда централизованная религиозная организация отзывает из регистрирующего органа выданное ею подтверждение о конфессиональной принадлежности местной религиозной организации, последняя прекращает свою деятельность как структурное подразделение данной централизованной религиозной организации и подлежит ликвидации[55]. Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.

При рассмотрении конкретного дела о выселении прихода централизованной религиозной организации из собора, прилегающей к нему часовни и других зданий арбитражный суд признал право пользования собором с часовней за данным приходом. Свое решение суд мотивировал тем, что с изменением своей канонической юрисдикции (приход перешел из юрисдикции Русской Православной Церкви в юрисдикцию Российской Православной Свободной Церкви) приход не утратил права пользования собором и другими зданиями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил дело на новое рассмотрение, признав вывод арбитражного суда ошибочным, поскольку изменение канонической юрисдикции местной религиозной организации влечет ее ликвидацию.[56]

Ликвидация религиозной организации считается завершенной, а религиозная организация – прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, российское регистрационное законодательство предусматривает обязательную государственную регистрацию:

религиозных организаций при их создании;

религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации;

изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации и изменений в сведения о религиозной организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ;

религиозной организации в связи с ликвидацией или исключением из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.