Вы здесь

Государственная регистрация религиозных организаций в Российской Федерации: научно-практический комментарий. Глава 4. Регистрация религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации (О. Н. Петюкова, 2007)

Глава 4

Регистрация религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации

Несмотря на то что закон предусматривает возможность государственной регистрации религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, в правоприменительной практике подобные примеры встречаются крайне редко.

Глава V Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет перечень документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган (ст. 14); особенности порядка регистрации (ст. 15); момент и процедуру завершения регистрации создаваемого при реорганизации юридического лица (ст. 16).

Созданные в результате реорганизации юридические лица в порядке правопреемства являются носителями прав и обязанностей, возникших ранее, чем сами обладатели таких прав и обязанностей. Поэтому в государственном реестре должны быть отражены сведения о том, каким путем было создано данное юридическое лицо, в каком объеме и чьи права и обязанности оно приобрело в момент своего образования.

Между тем в законе не определен правовой механизм реорганизации, отсутствие которого порождает на практике множество споров. Закон не урегулировал порядок формирования имущественной базы юридического лица. Кроме того, он содержит большое число отсылочных норм, в соответствии с которыми регламентация многих процедур должна проводиться на уровне подзаконных актов.[45]

При государственной регистрации религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, предусматривается специальный порядок регистрации. Однако в отношении религиозных организаций в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» не содержится норм, касающихся возможности создания религиозной организации путем реорганизации. Отсутствуют и отсылочные нормы, такие, как в ч. 3 ст. 25 Федерального закона «Об общественных объединениях» (в ред. от 2 февраля 2006 г.)[46]; абз. 2 п. 3 ст. 44 Федерального закона «О политических партиях» (в ред. от 12 июля 2006 г.)[47], устанавливающие, что перечень необходимых документов определяется Правительством РФ.

Перечень документов, представляемых в федеральный орган юстиции и его территориальные органы для принятия решений о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений и религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 442 «О порядке взаимодействия федерального органа юстиции и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц», утратил силу.

В настоящее время при государственной регистрации религиозных организаций используются формы документов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».[48]

Для принятия решения о регистрации религиозных организаций, создаваемых путем реорганизации, документы представляются в порядке и сроки, установленные для регистрации юридических лиц при их создании.

Создание юридического лица, в том числе религиозной организации, в порядке реорганизации может происходить в форме преобразования, слияния, разделения, выделения.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В научной литературе высказывается мнение о том, что следует устранить некоторую неточность отдельных положений действующего законодательства, определяющих момент завершения регистрации юридического лица в связи с реорганизацией. Закон должен закрепить положение о том, что реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента исключения из Единого государственного реестра разделяющегося юридического лица, а реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента исключения из государственного реестра сливающихся юридических лиц.

Данная позиция связана с тем, что любая реорганизация юридического лица должна осуществляться последовательно. Сначала создается одно и более новых юридических лиц, которым полностью или частично передаются имущественные и неимущественные права и обязанности одного или нескольких реорганизуемых юридических лиц, а затем из государственного реестра исключаются все реорганизуемые юридические лица, если их деятельность подлежит прекращению.[49]