Вы здесь

Государственная и муниципальная служба. Курс лекций. Лекция 4. Институт государственной и муниципальной службы в зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект (Л. В. Сальникова, 2009)

Лекция 4. Институт государственной и муниципальной службы в зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект

При изучении института государственной и муниципальной службы применяется не только исторический метод, но и метод сравнительный. То есть, помимо рассмотрения процесса развития государственной и муниципальной службы в России, стоит обратить внимание на закономерности ее развития в иных странах. Целью такого сравнения является выявление общих закономерностей в процессе развития условий, влияющих на формирование, а в конечном счете – создание оптимально эффективной системы государственной и муниципальной служб.

Если говорить об особенностях государства и права отдельных стран применительно к развитию института государственной и муниципальной службы, то следует отметить, что, например, в императорском Китае («Поднебесной») статус государственного служащего, естественно, несколько иной по сравнению с республиканской Францией. В федеративных государствах, таких как США, Канада и так далее, законодательство о государственной службе можно подразделить на 2 уровня: федеральный и региональный. В унитарных государствах (Италия, Испания и др.) уровень только один.

Относительно правовой системы скажем следующее: в Англии, использующей англосаксонскую систему права, состоящую из большого количества прецедентов, вопросы государственной службы регулируются не законами, а правительственными актами, в отличие, например, от Франции, в которой используется романо-германская правовая система. При этом в странах англосаксонского права понятие государственной службы четко не просматривается, права и обязанности служащих размыты, поскольку закреплены во множестве разрозненных актов и прецедентах. В государствах, использующих романо-германскую правовую систему, выстроена стройная система государственной службы: ее понятие, понятие служащего, его правовое положение (права, обязанности, ответственность, гарантии и т. д.) чаще всего закрепляются в единых нормативно-правовых актах.

1. Развитие государственной и муниципальной службы в странах англосаксонского права

1.1. Государственная и муниципальная служба в Великобритании

Как уже было сказано выше, Великобритания использует англосаксонскую систему права, при которой большое значение придается судебному прецеденту. Количество таких прецедентов достаточно велико. Естественно действуют и нормативно-правовые акты, но они принимаются чаще всего в форме статутов, аналогичных законодательным источникам в Российской Федерации. Именно такими актами и регулируются основные положения государственной службы (например, Закон о государственной тайне, Закон о министрах короны 1975 г., Закон о регулировании полномочий в системе государственной службы 1992 г., Закон о министерских и других окладах 1975 г. и т. д.). Конкретные положения в системе государственной службы Великобритании урегулированы Приказами короля в Совете (например, Приказ в Совете по вопросам гражданской службы 1969 г., Приказ в Совете о пенсиях по старости 1995 г.).

Законодательного понятия «государственная служба» в Великобритании не дано. Правовое положение государственного служащего зависит от той категории, к которой он принадлежит: публичные, гражданские (внутренние и дипломатические – внешние) служащие, военнослужащие, служащие полиции и т. д. При этом правовая регламентация их прав и обязанностей происходит посредством множества не связанных друг с другом актов. В отличие от РФ, в Великобритании государственными служащими признаются не только служащие государственных органов, но и служащие государственных предприятий и учреждений. Такая категория служащих относится к гражданским. В этой связи необходимо отметить, что гражданские служащие делятся на две категории: промышленные и непромышленные. К непромышленным относятся служащие государственных органов. К промышленным – служащие государственных предприятий и учреждений. Назначение гражданского служащего – прерогатива непосредственно Короны, однако его зачисление на службу может быть произведено и после получения специального сертификата.

Для системы гражданской службы в Великобритании характерно наличие четырех основных классов:

1) административного (постоянный секретарь, заместитель постоянного секретаря, помощник секретаря, исполнительный директор, ассистент секретаря, старший принципал, принципал);

2) исполнительного;

3) канцелярского;

4) класса специалистов.

Государственный служащий в Великобритании имеет право на:

1) оплату труда;

2) пенсионное обеспечение;

3) действие в рамках установленных для него полномочий.

Обязанности государственного служащего тесно связаны с компетенцией того государственного органа, в котором они служат. Кроме этого, государственные служащие обязаны:

1) лояльно относиться к государству;

2) избегать конфликтов между официальными обязанностями и частными интересами;

3) воздерживаться от деятельности, дискредитирующей гражданскую службу;

4) быть честным, беспристрастным, сдержанным в отношении политических вопросов и споров и т. д.

Британское законодательство предусматривает три вида ответственности государственного служащего: уголовную, имущественную, дисциплинарную. Таким образом, как мы видим, административной ответственности государственные служащие в Англии не подвергаются.

В соответствии с принципом разделения властей государственным служащим как представителям исполнительной ветви власти нельзя совмещать работу с членством в парламенте, т. е. законодательном органе. Кандидат на должность государственной службы в Великобритании обязан быть британским подданным либо гражданином Содружества или Ирландской Республики. Граждане иных государств к государственной службе в Великобритании не допускаются.

Возрастной и образовательный цензы установлены дифференцировано – в зависимости от той должности, на которую претендует кандидат.

В Великобритании учрежден специальный орган, функцией которого является отбор кандидатов на государственную должность – Комиссия по делам гражданской службы. Кроме того, в сфере оценки профессиональных качеств кандидатов действует Агентство по оценке и отбору кандидатов для государственной службы.

Прием на должности государственной службы может происходить путем простого зачисления (на должности, не требующие повышенной ответственности за свои действия) или с применением конкурса, проводимого в два этапа: первый – письменный (предоставление доклада), второй – устный (собеседования, тесты, интервью и т. д.).

Муниципальная служба в Великобритании не выделяется в отдельный институт, а является подвидом государственной. Служащие органов местного самоуправления относятся к публичным служащим.

1.2. Развитие государственной и муниципальной службы в Канаде

В Канаде также применяется англосаксонская система права со всеми вытекающими из этого последствиями. В соответствии с этим до начала XX в. в Канаде государственная служба регулировалась на основе политического обычая.

Как и в Великобритании, канадская правовая наука и законодательство не разработали четкого определения, что же понимать под государственной службой. До принятия в 1967 г. Закона о найме на государственную службу она именовалась гражданской и регулировалась Законом о гражданской службе 1908 г. Закон о найме на государственную службу закрепил, что государственными служащими, кроме гражданских, являются также и служащие полиции, военнослужащие и иные служащие силовых органов.

Канадская государственная программа «Государственная служба 2000 г.» выделяет несколько категорий государственных служащих:

1) лица, которые осуществляют свою деятельность в основном в департаментах под прямым руководством министров;

2) лица, назначенные Комиссией гражданской службы;

3) лица, в отношении которых в качестве нанимателя выступает Казначейский совет.

Так же, как и в России, в Канаде государственными служащими не признаются высшие должностные лица (в РФ – должности категории «А»). Как и в Великобритании, действует принцип разделения властей, а поэтому государственным служащим запрещено быть одновременно членами законодательного органа власти. Однако, в отличие от английской системы, не принципиально гражданство кандидата в государственные служащие.

В Канаде муниципальная служба так же, как и в Великобритании, не приобрела статуса самостоятельного института и рассматривается только как подвид службы государственной.

По отношению к общегражданским правам права государственного служащего в Канаде несколько ограничены. Например, участвовать в забастовках он может лишь с согласия Совета по трудовым отношениям (напомним, что в РФ государственный служащий лишен права на участие в забастовках вовсе). Итак, государственные служащие в Канаде имеют право:

1) на достойную оплату своего труда;

2) на объединения, в том числе профсоюзные (исключение составляют служащие, занимающие высшие должности, и служащие, работа которых связана с получением конфиденциальной информации). С другой стороны, государственным служащим запрещено участвовать в избирательных кампаниях.

Ответственность государственных служащих в Канаде может быть 4-х видов:

1) уголовная (например, за взятку);

2) административная;

3) имущественная;

4) дисциплинарная.

Большинство должностей канадской государственной службы замещаются в результате проведения экзаменов, своеобразного конкурса. Кандидат должен подать заявление о включении его в число конкурсантов в Комиссию гражданской службы. Далее проводится оценка представленных им документов, а затем непосредственно сам экзамен. Оценка профессиональных качеств конкурсанта должна быть произведена членами экзаменационной комиссии на основе квалификационных стандартов, закрепленных в законодательстве.

Вопросы приема на гражданскую службу лиц, ранее не являвшихся государственными служащими, отнесены к ведению Комиссии гражданской службы. Прием лиц, ранее состоявших на государственной службе, ведется непосредственно тем государственным органом, на службу в который лицо принимается.

1.3. Развитие государственной и муниципальной службы в США

В США тоже действует англосаксонская система права. Однако, благодаря тому что США в своем развитии прошли довольно-таки неординарный исторический путь, регулирование вопросов государственной, а также муниципальной службы обладает рядом особенностей по сравнению с другими англосаксонскими странами.

Начало законодательному регулированию данного института было положено с принятием в 1883 г. Закона о гражданской службе, когда было отменено право президента, придя к власти, полностью сменить всех должностных лиц.

На современном этапе регулирование данного вопроса осуществляется Законом о реформе гражданской службы 1978 г., принятием которого завершилась реформа государственной службы в США, и нормативно-правовыми актами, объединенными в титул 5 Свода законов США.

Государственная служба именуется гражданской. Однако в законодательстве дано более-менее четкое определение государственного служащего. Итак, в США под государственным (гражданским) служащим понимают любое лицо, труд которого оплачивается из федерального бюджета. Так как государственная служба отождествляется со службой гражданской, то лица, работающие в иных «силовых» государственных органах (например, полиция, ФБР, ЦРУ и т. д.), из системы государственной службы исключены и составляют самостоятельную категорию.

Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством, поэтому, помимо федерального уровня государственной службы, выделяют уровень региональный.

Кроме государственной службы в США, достаточно развита самостоятельная ветвь – муниципальная служба, служба в органах местного самоуправления.

Государственные служащие имеют право на получение вознаграждения, соответствующего их должности и работе (за равный труд должна быть обеспечена равная оплата труда), защиту от произвола, от преследования за законное распространение информации. Обязанности государственных служащих заключаются в том, что они должны заботиться об общественном интересе, соответствовать требованиям профессионального роста. Кроме этого, государственные служащие обязаны:

1) ставить преданность высшим моральным принципам и государству выше преданности отдельным лицам, партии или государственным органам;

2) поддерживать Конституцию, законы и постановления Соединенных Штатов и всех органов государственной власти и никогда не поддерживать тех, кто уклоняется от их исполнения;

3) работать полное рабочее время за дневную оплату;

4) прилагать необходимые усилия и старания к выполнению своих обязанностей;

5) стараться находить и применять наиболее эффективные и экономичные способы решения поставленных задач;

6) никогда не осуществлять дискриминацию путем предоставления кому-либо специальных благ и привилегий как за вознаграждение, так и без оного и никогда не принимать для себя лично либо для своей семьи благ или подарков при обстоятельствах, которые могут быть истолкованы как средство воздействия на исполнение должностных обязанностей;

7) не давать никаких обещаний, касающихся должностных обязанностей, поскольку государственный служащий не может выступать как частное лицо, когда дело касается государственной должности;

8) не вступать ни прямо, ни косвенно в коммерческие отношения с правительством, если это противоречит добросовестному исполнению должностных обязанностей;

9) никогда не использовать при исполнении должностных обязанностей конфиденциальную информацию для извлечения личной выгоды;

10) вскрывать случаи коррупции при их обнаружении;

11) соблюдать эти принципы, сознавая, что государственная должность является выражением общественного доверия.

За неисполнение своих обязанностей либо за злоупотребление ими для государственных служащих предусмотрена уголовная и дисциплинарная (замечание, выговор, понижение в должности, низкая оценка служебной деятельности, временное отстранение от работы без выплаты зарплаты до 14 дней, отпуск без содержания на срок до 30 дней, понижение в должностной квалификации, сокращение должностного оклада, увольнение со службы) ответственность.

В зависимости от способа замещения должностей Федеральная государственная служба в США подразделяется на 2 категории:

1) конкурсные государственные служащие;

2) патронажные государственные служащие.

Конкурсные служащие – это государственные служащие, поступившие на службу и продвигающиеся по служебной лестнице в зависимости от своего профессионализма и собственных достижений согласно принципам, установленным в законодательстве. Патронажные государственные служащие – это государственные служащие, назначаемые на должности сверху (президентом или сенатом).

Законодательство США закрепляет 15 категорий (разрядов) служащих, в соответствии с которыми и происходит карьерное продвижение государственных служащих. Общая численность высшего звена государственной службы в США не должна превышать 10 777 человек.

Кандидат на государственную должность в США должен обладать гражданством США. Граждане иных государств могут быть приняты только на низшие государственные должности.

Прием на государственную службу состоит из нескольких стадий:

1) проверка заявления;

2) проведение конкурсных экзаменов (письменных или устных);

3) проверка благонадежности;

4) выбор кандидата на должность;

5) проверка в течение испытательного срока. Сведения о проведении экзамена на ту или иную должность обязательно должны быть опубликованы в средствах массовой информации. Это положение является гарантией обеспечения принципа равных возможностей при замещении государственных должностей и залогом отсутствия дискриминации. Квалификационные требования, на соответствие которым проверяется кандидат при прохождении экзамена, должны быть согласованы с Управлением государственной службы.

Замещение должностей конкурсной службы производится двумя способами:

1) открытым;

2) закрытым.

Открытый конкурс происходит среди всех желающих, должность занимает победивший в конкурсе. В конкурсе на занятие должности, замещаемой закрытым способом, могут участвовать только лица в рамках карьерного продвижения.

Полномочиями по оценке кандидатов и набору на должности обладает Управление по руководству персоналом.

Для лиц, прошедших конкурс, при замещении должности на срок до 1 года может быть установлен испытательный срок.

2. Развитие государственной и муниципальной службы в странах романо-германской правовой семьи

2.1. Государственная и муниципальная служба во Франции

Франция является страной романо-германского права, что означает, что институт государственной службы регулируется исключительно законами и нормативно-правовыми актами, судебный прецедент не применяется. Французская система регламентации государственной службы близка к российской: общие начала закреплены в Конституции, основную массу нормативного материала по государственной службе составляют законы, а отдельные моменты регулируются подзаконными нормативно-правовыми актами. Некоторые положения, регулирующие вопросы государственной службы, содержатся в решениях Конституционного совета.

Французская юридическая наука различает понятия «чиновник» и «государственный служащий». Чиновниками во Франции признаются служащие центральной государственной администрации и администрации регионов, департаментов, коммун и их учреждений. Не входят в понятие чиновников государственные служащие парламента и судьи судов общей юрисдикции. Чиновники, выполняющие сходные функции, объединены в специальные штаты (корпусы), например штат учителей, штат секретарей членов парламента и т. д.

Французское законодательство о государственной службе предусматривает разделение чиновников на четыре класса: А, В, С, Д. Классы делятся на ранги, ранги – на ступени. Чиновник зависит в большей степени не от занимаемой должности, а от ранга, к которому он принадлежит. Так, если должность упраздняется, чиновник имеет право на занятие другой должности в рамках своего ранга.

Муниципальная служба во Франции не имеет самостоятельности, являясь подвидом государственной (публичной) службы, наряду с общегосударственной и медицинской.

Служащие во Франции имеют право на достойное вознаграждение, участие в профсоюзных объединениях, содержание жилища и т. д. Служащим запрещено участвовать самим или через третьих лиц в деятельности предприятий, контролируемых тем государственным органом, в котором они служат.

За неисполнение своих обязанностей государственный служащий несет уголовную и дисциплинарную (предупреждение и выговор, понижение в ступени, временное отстранение от должности сроком до 15 дней, лишение звания, временное отстранение от должности сроком от 6 месяцев до 2 лет, увольнение) ответственности.

Французское законодательство устанавливает несколько предпосылок, наличие которых необходимо для замещения государственных должностей:

1) наличие французского гражданства;

2) обладание политическими правами;

3) соблюдение законов;

4) положительное отношение к законам о службе в армии;

5) физическая пригодность.

В основном замещение государственных должностей во Франции происходит путем проведения конкурса, который бывает трех видов:

1) внешний (для лиц, впервые поступающих на государственную службу);

2) внутренний (в рамках должностного карьерного роста);

3) смешанный.

Конкурс объявляется постановлением министра того министерства, в которое происходит набор служащих. В этом постановлении должен быть установлен порядок проведения конкурса, а также основные требования к претендентам.

Замещение высших должностей происходит не по конкурсу, а путем назначения.

Испытательный срок при замещении государственных должностей во Франции составляет от 6 месяцев до 2 лет.

2.2. Государственная и муниципальная служба в ФРГ

Так как ФРГ применяет романо-германскую систему права, то структура нормативно-правового регулирования государственной службы ФРГ сходна с французской.

Следует отметить одну характерную для ФРГ черту – двухуровневое законодательство о государственной службе: законодательство Федерации и земель. В исключительную компетенцию Федерации входит решение общих вопросов правового регулирования государственной службы, например о правовом положении служащих. В совместном ведении Федерации и земель остается правовая регламентация денежного содержания государственных служащих.

На федеральном уровне в области государственной службы в ФРГ действуют:

1) Закон о федеральных чиновниках от 14 июля 1953 г.;

2) Рамочный закон о праве чиновников от 1 июля 1957 г.;

3) Закон об окладах федеральных чиновников от 27 июля 1957 г.;

4) Социальный кодекс;

5) Закон о государственных служащих федеральной помощи;

6) Федеральный закон о средствах на воспитание;

7) Закон о защите трудящейся молодежи;

8) Закон о страховании государственных служащих;

9) Закон о возмещении расходов на поездки федеральных служащих;

10) Закон о германских федеральных железных дорогах;

11) Положение о прохождении государственной службы в Федерации от 15 ноября 1978 г.;

12) Федеральный дисциплинарный устав от 20 июля 1967 г. и др.

Законодательство ФРГ дает четкое определение государственного федерального служащего. Итак, государственным федеральным служащим признается лицо, находящееся «в публично-правовых отношениях службы и верности» с Федерацией либо с непосредственно подчиненной Федерации «корпорацией, учреждением или организацией публичного права».

Федеральный служащий подчиняется непосредственно Федерации. Кроме федеральных служащих, в ФРГ выделяют косвенно федеральных служащих – служащих, подчиненных объединению, подчиненному Федерации.

Среди государственных служащих в ФРГ выделяются государственные служащие, наделенные властными полномочиями (чиновники) и не наделенные таковыми. К чиновникам относятся: непосредственно служащие министерств и ведомств, наделенные властными полномочиями, военнослужащие, профессора, судьи и т. д. Чиновники, как правило, назначаются пожизненно.

В ФРГ государственная служба подразделяется на четыре уровня:

1) высший;

2) повышенный;

3) средний;

4) низший.

Как и в Канаде, в ФРГ требования к гражданству государственного служащего не так строги.

Замещение государственных должностей происходит путем назначения. Однако профессиональная пригодность кандидата должна быть обязательно проверена в ходе экзамена. Назначение на государственную должность осуществляется пожизненно.