На вкус и цвет…
Как порой беспомощен человек в желании рассказать о своих чувствах и ощущениях, как трудно дать определение основным понятиям! В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка», например, обозначает вкус как «смак, одно из пяти внешних чувств, которого орудия расположены во рту, главнейшее в языке, для распознания некоторых свойств пищи, как сладости, горечи, кислоты, солености, пресноты». И тут же замечает: «Вкус и обоняние – чувства личные; зрение, слух и осязание – общие». Слово «горький» в этом же словаре сопровождается определениями «острый на вкус, едкий, горючий, противоположный сладкому». Видимо, В. И. Даль понимал нечеткость данного толкования, поэтому добавлял: «Перец горько горюч; полынь чисто горька. Жгучая горечь красного перца не та, что чистая полынная горечь, и не та, что душистая горечь чабреца», а пословицы и поговорки, которыми автор иллюстрирует словарную статью, свидетельствуют о языковом смешении понятий «горький», «терпкий», «кислый».
Но сложность в понимании многократно возрастает, когда о своих вкусовых ощущениях пытаются рассказать друг другу представители разных народов.
На Востоке в соответствии с философской моделью мира, состоящего из пяти элементов, издавна выделяют пять вкусов: горький, соленый, кислый, сладкий и жгучий (или горячий). Кстати, жгучий вкус вполне понятен нашим соотечественникам, легко различающим горький вкус полыни, хины, горького огурца и горько-жгучий вкус перца, редьки, горчицы.
В культуре Запада теория основных вкусов восходит к Античности, ко временам Аристотеля, который называл сладкий и горький основными вкусами, а «мясной», соленый, жгучий, терпкий, вяжущий и кислый – вкусами, развившимися из двух основных. Древние греки выделяли четыре базовых вкуса – горький, соленый, кислый и сладкий.
Нетрудно понять, что отличия в образе жизни, культурных традициях, кухне с национальным характером пищи определяют восприятие вкуса и предпочтения в еде, которые связаны с понятием «аппетит».