Особенности Северо-кавказского скотоводства: традиции и инновации
Наравне с земледелием в регионе было хорошо развито и скотоводство. Окончание войны и предпринятые царизмом меры по ослаблению экономических санкций в отношении вайнахских так называемых «немирных горцев» привели к некоторому оживлению животноводства в регионе. Ландшафтно-климатические и исторические условия, традиционные институты хозяйствования народов Северо-Восточного Кавказа, распространение торгово-рыночных отношений способствовали развитию скотоводства в Терской области. В пореформенный период, по количеству крупного рогатого скота к количеству населения, Терская область занимала первое место на Кавказе. По количеству же лошадей и овец она уступала первенство Ставропольской губернии1. В 1875 году в Терской области насчитывалось: лошадей-110866 голов, крупного рогатого скота-516368; овец и коз-1191455; буйволов-26617; свиней-37513 голов. По отношению ко всему населению, на каждые 10 человек приходилось: 2 лошади, 10 голов крупного рогатого скота, овец и коз более 22 голов.
В Терской области существовала специализация различных регионов по производству скота2. Содержание скота было как стойловое (рабочий скот, коровы, телята), так и отгонное (отары овец, гурты молодняка)3. Чеченское население специализировалось на земледелии, однако, когда крохотные участки земли перестали обеспечивать людей прожиточным минимумом, чеченцы вынуждены были более пристальное внимание уделять животноводству, дававшему возможность выпасать скот на общественных пастбищах4. Содержание скота приносило людям: 1) молоко; 2) приплод, мясо, шерсть; 3) рабочую силу; 4) навоз, употребляемый на кизяк; 5) навоз и золу от кизяка, для удобрения земли. Кавказская трава и горные пастбища давали возможность получать безукоризненно высокие сорта молока, сыра и масла, которые могли стать конкурентоспособными даже на мировых рынках5. На Кавказе телят никогда не резали, а оставляли их до конца дойного периода. Мясо и шерсть, полученные в Терской области, охотно раскупались в соседних регионах и даже поступали на крупнейшие ярмарки России.
Отходы скотоводческого производства также использовались коренными жителями в домашнем хозяйстве. Кизяк, изготовленный из помёта, употреблялся в виде топлива в тех местах, где нет дров. В безлесных местностях области кизяк пользовался большим спросом и являлся предметом купли и продажи. Кизяк горел медленно и держал тепло в помещении очень долго. Полученную в ходе отопления золу жители использовали для удобрения своих полей. Таким образом, получалась цикличность безотходного сельскохозяйственного производства6.
Горное скотоводство имело свои особенности. В горах увеличение количества скота имеет свой предел в силу топографических условий местности, не позволяющих запасаться на зиму достаточным количеством сена и гуменных кормов7. На высоких горных плоскостях лето коротко, продолжительность растительного периода ограничена, сила солнечного освещения не велика. Хозяйства нуждались в больших кормовых запасах, зимнее содержание скота обходилось дорого. На низменности же лето продолжительное и знойное; трава нередко выгорает и пастбища оголяются. Зато зимнее столовое содержание скота весьма непродолжительно и обходилось дёшево8. Переведённый на низменность с солончаковой растительностью, с водопоем на озёрах, горный скот нередко заболевал и погибал9. Движение скота в горы, с целью выпаса у подножия перевалов начиналось с конца мая и продолжалось до октября. Когда температура понижалась и начинал идти снег, выпас скота прекращался и он снова возвращался на зимние стоянки10.
В Чечне, на постоянных сенокосах травы накашивалось очень мало, в среднем её приходилось на двор около 5–6 возов. Во время уборки сена соблюдалась большая бережливость. Всякая былинка, пригодная на корм, срезалась серпом, выдёргивалась руками и относилась на плечах домой, где просушивалась и складывалась в копны на крышах домов или в сараях11. Скот, оставленный в горах, держали в стойлах (обычно в нижних этажах жилых домов и башен) и кормили сеном, заготовленным летом на горных лугах. Для доставки сена вниз с покосных участков чеченцы применяли оригинальный способ: копну туго переплетали гибкими прутьями и скатывали вниз по склону. Горное сено было чистым, без бурьяна, но ради экономии его перед кормлением смешивали с соломой. В лесистых предгорьях мелкий рогатый скот содержался на подножном корму в течение всего года. Крупный скот зимой держали в стойле и кормили смесью сена и кукурузных стеблей12
Плохое состояние коневодства объясняется недостаточностью зимнего корма. Редкий житель в селе имел 2–3 лошади13. Лошадям чеченцы давали в корм не овёс, а кукурузу и ячмень14. В основном кукурузным стеблем горцы Северного Кавказа кормили скот. Осенью они часто пускали скотину прямо на кукурузные посевы-для пастьбы15. Чечня была богата сероводородо-солёными источниками, что также использовалось местными жителями в животноводстве. «Чеченцы, – пишет В. Маркович, водою этих источников поят баранту и скот, который приобретает от неё усиленный аппетит, вследствие чего питание скота увеличивается и он становится жирным и вообще бодрым»16. Лучшей соломой в Терской области считалась просяная, за ней ячменная, овсяная, далее пшеничная и ржаная17. Простые русские люди заимствовали название альпийских нагорных пастбищ у горцев. Они стали их называть «Яйла» (от чеч. «плоскогорий»)18.
Горцы нередко для распахивания своих земель нанимали казаков из соседних станиц с плугом и волами за плату по 40–45 копеек, реже 30 копеек за вспахивание полосы в 1 сажень шириной и 150 сажень длиной19. Наглядным примером договора найма по адатскому праву чеченцев был наем пастуха. Наем пастуха осуществлялся путем всеобщего сельского схода, где рассматривалась кандидатура пастуха и его помощника, оговаривалась сумма вознаграждения за работу и обязанность пастуха отвечать за целостность стада. Со стороны пастуха должны были присутствовать два поручителя. Оплата труда наемного работника производилась как в натуральной, так и в денежной форме. Натуральным вознаграждением в Чечне с давних времен считалась оплата зерном и солью20.
В Чечне, во второй половине XIX века появилась новая социальная группа-батраки. Людей нанимали на один, два года или несколько лет, а иногда-только на период уборки урожая или заготовки сена. Уборка 1 дес. пшеницы обходилась в 8–9 рублей. В конце XIX века в чеченских обществах выделились состоятельные семьи, которые вели свои хозяйства на товарно-капиталистической основе. Так, в селе Кень-Юрт семья Ш.Мустафаевых, состоявшая из 23 человек, владела 2 домами и имела 60 быков, 250 коров, 300 лошадей, 1500 овец, 500 коз, 10 верблюдов, 115 голов нагульного скота, 70 голов молодняка, торговую лавку и эксплуатировала в своём хозяйстве батраков и наёмных рабочих21. В 1886 году Мурзабеков и Эльмурзаев из села Старый Юрт владели 630 лошадьми. В том же году в селе Майюртуп М. Бимурзаев владел стадом в 300 коров. Братья Бимурзаевы имели 160 овец и коз, Адуевы из села Аду-Юрт по 700 овец и коз, 170 голов крупного рогатого скота.
Уже подворные списки 1886 года показывают ту огромную пропасть, которая лежала между богатыми хозяевами и бедняками. По 24 селениям плоскостной Чечни в 1886 году 575 хозяйств или 7,5 % не имели никакого скота и 109 семей-ни домов, ни скота22. Животноводы со средним уровнем достатка вынуждены были объединяться в артели или товарищества для организации выпаса скота23. В горных чеченских районах (Шалажи, Ялхорой) на домовладельца приходилось от 100 до 500–600 голов овец и 12–20 голов крупного рогатого скота. Коровы пользовались предпочтением, владелец 1–3 штук считался человеком бедным. Ослы таскали дрова, волы производили доставку волоком строевого леса. Лошади исполняли роль вьючных животных, их держали не более 5–6 штук в хозяйстве24.
В хозяйствах горцев значительное место отводилось коневодству, которое также начало принимать товарный характер. К началу 80-х годов XIX века среди зажиточной части чеченцев выделились хозяйства Мирзабековых и Эльдаровых, в которых было более 600 лошадей, Буршузаевых-300 лошадей, Элихановых, владевших 26 лошадьми. По данным посемейных списков 1886 года из 9277 хозяйств равнинной Чечни лошадей имели 3747, безлошадных было 5530 хозяйств. Пахота производилась волами. Иметь лошадь было привилегией богатых людей25. Обычно лошадей, как впрочем, и любой крупный рогатый скот, метили специальной меткой-тавром или тамгой. Это подтверждало породность лошади и оберегало ее от похищения. Каждый владелец скота имел свое, отличное от других, тавро. Его подделка строго каралась26.
В чеченском фольклоре данные о табунном коневодстве относятся к позднему средневековью. В сказании «Морской конь», например, это ярко отражено. На Северном Кавказе существовало три вида коневодства: табунное, домашнее (или хозяйственное) и заводское. Все они имели определенные системы содержания животных. Заводское коневодство получило наибольшее распространение в Терской области. У горцев не было принято подковывать лошадь. Только на рубеже веков, когда лошадь стали впрягать в арбу и другие виды гужевого транспорта, ее стали подковывать, заимствуя эту норму у соседнего русского населения. Однако волов горцы начали подковывать еще в начале XIX в., с появлением в горах первых колесных дорог27. В конце XIX-начале XX в. в Терской области находилось 50 частных конских табунов, в которых было 213 производителей и 2875 маток. На долю Чечни из них приходилось 33 частных табуна, 181 производитель и 2473 матки. В это же время в Чечне концентрировалось поголовье улучшенных пород коневодства. Также чеченцы лучше других выращивали одиночных лошадей28.
В 1877 году в Хасав-Юртовском округе на каждую душу населения приходилось 4,7 голов скота; на семью в 5 душ по 23,6 голов, в том числе по 18,2 овец и скота29. Среди чеченского населения Грозненского округа в конце 80-х годов XIX века 3,7 % из 32711 дворов не имели крупного рогатого скота; 58,6 % содержали лошадей; 45 %-мелкий скот30. По крупному рогатому скоту к концу века Грозненский округ занимал ведущее место в Терской области. С 1883 по 1904 год количество скота увеличилось почти в 2 раза31. В начале 90-х годов XIX века по количеству скота Чечня занимала 2 место в Терской области. На плоскости чеченцы на 100 жителей имели 119,5 голов мелкого скота, а в горах 335,5 голов. На чеченский двор приходилось 5,46 голов крупного рогатого скота. Только 3,9 % чеченцев не имели крупного рогатого скота. На 100 душ населения приходилось 9,2 лошади. В плоскостной Чечне было 116607 голов крупного рогатого скота-в горной местности 75622 голов. На плоскости имелось 9867 лошадей, а в горах-7227. Мелкого скота насчитывалось на плоскости 141084 голов, а в горной Чечне 221444 голов32.
Рассмотрим таблицу развития животноводства в Чечне:
Как видно по статистическим данным, количество крупного рогатого скота заметно увеличивалось, в то же время число овец и коз уменьшилось33.
По данным корреспондента газеты «Терские ведомости» на Грозненской ярмарке в 1890 году на втором месте по купле-продаже стоял скот. Приведём в таблице данные, по количеству проданных животных скотоводами Грозненского округа.
Данная таблица показывает значительное увеличение продажи крупного рогатого скота, снижение количества проданного мелкого рогатого скота и увеличение проданных лошадей на Грозненской ярмарке34.
В апреле месяце 1893 года в Терской области была введена регистрация всего поголовья скота. Было проведено ветеринарно-санитарное обследование. Пропуск скота из соседних областей и губерний допускался лишь при соблюдении установленных правил. Благодаря всем этим мерам чума скота в области почти прекратила распространяться35. Ветеринарный персонал был определён законом 18 мая 1898 года, по которому вся Терская область была разделена на 32 ветеринарных участка. Возглавлял ветеринарную службу областной ветврач. Всего в Терской области насчитывалось 39 ветеринарных врачей и 70 фельдшеров, 2 ветврача выезжали по вызовам36.
На областных ярмарках чины ветеринарно-полицейского надзора проверяли у продавцов свидетельства, выданные ветеринарной службой той местности, откуда был доставлен скот. Даже при наличии этих документов, весь скот на ярмарках проходил обязательный ветеринарный досмотр. Ветеринарная служба запретила продажу скота по дворам, в местах, для этого не установленных37. Не только заболевания и эпидемии влияли на численность скота, но также и природные катаклизмы вносили свою лепту в увеличение падежа скота. 16 марта 1875 года во время страшного мороза, разразилась буря со снежной метелью. В связи с этим в Грозненском округе погибло: 2682 лошади, 932 головы рогатого скота, 5 верблюдов и 4790 баранов. Всего население понесло убытков на сумму в 113405 рублей, но к правительству за помощью не обратилось38.
Счастливым, благоприятным для жизни местом считалось то, которое выбирал для привала крупный рогатый скот. Основание одного из первых поселений равнинной Ингушетии-Назрани, по преданию связано с белым бычком, облюбовавшим данное место. Чеченцы на предварительно выбранном самим скотом месте привала, закапывали в яму полный кувшин воды, закупорив горлышко воском. Спустя несколько дней, или месяцев, проверяли каков результат, и если влаги в сосуде оказывалось меньше, место для поселения людей считалось непригодным39.
Горный и равнинный скот различался, прежде всего, своими размерами. Горная порода не была крупной, имела небольшие рога и чаще всего была худой. Мелкий скот удобен был для горцев тем, что он мало потреблял корма и легко передвигался по горным кручам. Горские быки были значительно легче на ходу, по сравнению со степным скотом и свободно бегали рысью40. Н Данилевский описывал быков следующим образом: «Быки горские употребляемы в упряжке наравне с ослами и лошаками, для перевозки тяжестей вьюками. Они гораздо легче на ходу по сравнению со степным скотом и свободно бегут рысью. Они среднего роста и отличаются скорым ходом и неутомимостью»41. У чеченцев только быка и оленя можно было принести в жертву высшим божествам, настолько они считались «чистыми» животными. Чеченцы верили, что кончик языка быка (как и ряда других животных) способствует развитию речи у ребенка, делает его «острым на язык»42.
Наиболее распространенными породами коров были местные, которые отличались малорослостью и малой молочностью; зато они свободно передвигались по горам, довольствуясь небольшим количеством кормов. В конце XIX века местный скот стал активно вытесняться украинским – рослым, высокой упитанности, меньше поддающийся болезням. Поэтому в аулах охотно покупали производителей украинского скота и тем улучшали породность. Кроме того, в казачьи станицы и равнинные села чеченцев завозился скот шведской, немецкой и других пород 43.
Во второй половине XIX в. буйволоводство достигло значительного размера на Северном Кавказе. В Терской области, особенно в Чечне и на Кумыкской плоскости разводилось много буйволов. Буйволы, распространившиеся из Закавказья и Турции, использовались как тягловая сила (один буйвол заменял двух быков) и для производства молочных продуктов. В ряде мест, например, на Чеченской равнине, вспашку производили исключительно буйволами. Для этой цели в селах Гудермес, Курчалой и Урус-Мартан во второй половине XIX века вывели специальную породу буйволов. Покупать их приезжали из Ингушетии, Осетии, Кабарды44. Однако, в основном буйволы содержались для молочного хозяйства. Буйволье молоко заменялось коровьим там, где содержание буйволиц обходилось не дороже содержания коров. Молочные продукты от буйволиц очень ценились чеченцами и редко поступали на рынок45. В аулах буйволицы обычно составляли 10–30 % от всего дойного стада46. Буйволы были в основном распространены в Грозненском, Хасав-Юртовском и Веденском округах. Благодаря своей нетребовательности к кормам, высокому содержанию (7–8 %) жира в молоке и большой рабочей производительности, сельское население очень дорожило буйволами47. Буйволов не держали русские и немцы, хотя жившие с ними бок о бок горцы содержали их в значительном количестве. Волами в Нагорной полосе Чечни также сильно дорожили, содержали их значительно лучше остального скота. Однако буйволы, по сравнению с волами, обладали большей силой, работали долго и равномерно. Буйволицы давали много молока, оно было густое и жирное.
В Терской области, на Грозненский округ приходилось самое большое число буйволов48. Буйволоводство распространено было преимущественно на низменности. На плоскогорьях буйволы встречались в тех селениях, в которых было много луговой и выгонной травы, где зимы были умеренны и имелись большие площади пахотной земли, требующей тяжелого плужного вспахивания. В отличие от волов, буйволы хорошо переносили тяжелую жару при наличии воды и меньше страдали от мошек и насекомых, а также не боялись болот и стоячих вод49.
Чеченцы также разводили и волов. Особое внимание уделялось подготовке волов к празднику «выхода плуга». Животных начинали откармливать за 1–2 месяца до начала весенне-полевых работ отдельно от других животных. В плуг запрягали две пары волов. Первая пара должна была быть посильнее, чем вторая. Откормленные волы к началу весны выглядели упитанными и даже холеными, и поэтому существовал ряд магических средств, призванных сберечь их от сглаза. Для этого об лоб одного из волов разбивали яйцо, что сулило хороший урожай. Распространен был обычай подвешивать на рог волов бублики, испеченные из муки различных злаковых, чаще пшеницы50.
У чеченцев не было ни одного стада овец, в состав которого не входило бы от 5 до 15 % коз. В далеком прошлом в высокогорных условиях в стадах преобладали козы. Выносливые и ловкие, они проще доставали себе корм, и приплод у них был выше, чем у овец. Вероятно, что состав стада стал активно меняться в сторону овец в связи с развитием ткацкого ремесла, так как овца давала шерсть более высокого качества-от грубой до мягкой, в зависимости от возрастных особенностей. Козел-вожак-«бошто»-пользовался огромным почтением у горцев Чечни, его чуть ли не обожествляли51. Кастрированные козлы-вожаки, с колокольчиками на шее, обычно шли впереди овец и служили как-бы их проводниками52. Случаи гибели овец от перепуга были нередки, а козлы-вожаки в значительной степени предохраняли стада от такой случайности, так как были более смелыми животными53. В деле разведения коз чеченцы занимали ведущую позицию в регионе. В 1884 году В. Тресковский составил таблицу, показывающую количества скота на Кавказе за десятилетний период, с 1871 по 1881 год. Из этой таблицы мы узнаём, что всего на Кавказе было 1227000 коз, из которых 1000000 приходился на Терскую область. А в области самым большим количеством коз обладали чеченцы54.
Разведение коз было выгодным занятием, особенно в некоторых горно-лесистых районах регионах. От козы в год надаивали до 45 ведер молока (больше чем от коровы), обладавшего большой жирностью (4,5 %). Его употребляли в натуральном виде или смешивали с коровьим и овечьим молоком для получения масла и сыра. Из пуха козы делали высококачественное сукно, шедшее на башлыки, бешметы, черкески, а также войлочные шляпы. Козу стригли раз в год весной, получая до 1,5 фунта шерсти. В течение года коза могла дать два приплода по 1–2, реже 3 козленка. В каждой овечьей отаре был козел-вожак. Традиция эта уходит корнями в глубь веков. Больше всего коз держали жители современных Ножай-Юртовского и Веденского районов Чечни55. Численность стада, особенно в рыночную эпоху, стала активно меняться в сторону овец56.
В 70-80-х годах XIX в. происходит перемещение центра тонкорунного овцеводства России на территорию степного Предкавказья. Здесь они нашли такие же благоприятные условия для разведения тонкорунных овец, какие имели в недавнем прошлом в «Новороссийских» губерниях. Несмотря на то, что животноводство Северного Кавказа было экстенсивным, российские переселенцы, кочевые и горские народы совместными усилиями не только сохранили лучшие местные породы, но и добивались их улучшения57.
Первое место, но уже по овцеводству, Терская область занимала не только на Кавказе, но и в Центральной России58. Число овец в области составляло 56,3 % от всего количества выращиваемого скота. Большую часть скотоводческой отрасли Аргунского округа составляло овцеводство. Особенным успехом в овцеводстве славилось чеченское село Мехкеты, где на 225 дворов приходилось более 20 тыс. овец59.
Первые источники о разведении чеченцами «множества овец» относятся к XVI в. и считаются принадлежащими аккинцам, населявшим слободу Терского городка (1558 г.). Уже тогда чеченцы широко использовали правый берег Терека для содержания там зимой своих овец. Наряду с местной породой овец черной масти, чеченцы разводили тушинскую и андийскую породу овец. Шерсть тушинской овцы высоко ценилась на рынке. Большими партиями ее вывозили в Центральную Россию, а на ковровой фабрике Коверковых, недалеко от Москвы, из пряжи тушинской шерсти изготовляли ковры. Чеченская курдючная черная порода овец имела мягкую, нежную длинную шерсть, которую в большом количестве горцы сбывали мастерам бурочного производства. Андийская черная порода овец была распространена в Веденском округе. Шерсть этой овцы была тонкой, нежной, мягкой и длинной. Из этой шерсти на месте изготовляли тысячи бурок, которые сбывались в Тифлисе и других местах. Можно предположить, что чеченцы, жившие в низовьях Терека, могли разводить также калмыкскую, ногайскую и кумыкскую породы овец, приспособленных к местным (жарким и сухим) природным условиям60.
Среди чеченцев существовал особый вид соглашений отдельных домохозяев, имевших скотину и овец, и не имевших их. По этому традиционному соглашению овцы, коровы и тёлки годовалого возраста отдавались в условную аренду. Срок аренды не превышал обычно трёх лет. Во всех случаях отдачи в аренду овец и коз хозяин имел право резать овец на пищу, но мясом и шкурами он должен был делиться с арендатором поровну. Шерсть с овец также делилась пополам, только молоко полностью забирал арендатор. Главным источником дохода от овцеводства являлась в основном шерсть, в меньшей мере мясо, молоко и овчина61.
Альпийская Чечня экономически дополняла равнинную. Живые бараны с гор прогонялись на плоскость, где обменивались на пшеницу и кукурузу. Немытая шерсть рунами шла в Дагестанскую область и другие регионы62. У адыгов стрижка овец считалась почти исключительно обязанностью мужчин. У чеченцев в стрижке наряду с мужчинами участвовали и женщины, осуществляя не только сбор, упаковку шерсти, но нередко также и стрижку. Прекрасно обрабатывали шерсть чеченцы, прежде всего жители равнинных сел; например, в современном селе Толстой-Юрт население почти целиком было занято изготовлением добротных чеченских бурок, сбывая их своим соседям-терским казакам63.
Из шерсти овец изготовляли сукно, остальная шерсть использовалась на изготовление бурок, которые продавались соседним народам64. Овец и коз чеченцы доили, и это считалось чисто мужской обязанностью. Из молока масло не приготовлялось, оно всё шло на выделку сыра. Чеченский сыр готовился в основном из овечьего молока. Сыр из молока овцы считался более ценным, чем коровий. Сывороточный уксус (сильно скисшая сыворотка) также употреблялся чеченцами65.
Верблюды разводились в Терской области, их количество достигало 2297 голов. Верблюды использовались в основном как транспортное средство для перевозки товаров на значительное расстояние. Верблюды использовались не только в качестве тягловой силы; они давали мясо, молоко и шерсть, высоко ценившиеся на рынке: сукно из верблюжьей шерсти считалось более теплым и прочным, чем сукно из овечьей шерсти. Из такого сука выходили добротные башлыки и черкески66. Во многих чеченских семьях женщины выделывали бурки и сукно из верблюжьей шерсти67.
Коневодство в годы Кавказской войны было очень развито в Чечне и Шамиль, во время войны с Россией формировал в Чечне конное войско68. «Горцам, – пишет в своих мемуарах Абдурахман, – один из ближайших сподвижников Шамиля, – много легче было выступать в Чечню, чем в районы Дагестана. Всего легче было конным, т. к. Чеченская земля была изобильна, с дешёвым фуражом и продовольствием. Поэтому горцы в большинстве случаев, при выступлении против русских, сами со своими конями и животными жили за счёт средств и зерна чеченцев». В кратком военно-статистическом описании Чечни, составленном Норденштаммом в 1834 году, написано следующее: «В долинах и на плоскогорьях Чечни превосходно растут все виды злаков. Земледелием занимаются усердно, скотоводство является главным источником доходов населения»69. …В 70х годах XIX века по количеству лошадей на 100 душ населения Чечня и Ингушетия занимали последнее место в Терской области. Редкий житель в селе имел 2–3 лошади. Обычно на 2 семьи приходилась 1 лошадь. Стоила хорошая верховая лошадь от 100 до 150 рублей, осёл продавался за 10–15 рублей70. По данным военно-конской переписи, в 1899 году безлошадных было в Грозненском округе 29839 хозяйств (72 %), в Сунженском-3912 хозяйств (31 %)71. Запросы капиталистического рынка стимулировали улучшение пород в коневодстве. Если в 60-х годах XIX века на всём Северном Кавказе разводили только местные породы коней, то к 1904 году всего 72,5 % разводимых пород являлись местными. Появляются конные заводы с английскими, арабскими, донскими и другими скакунами. Если в 1891 году среди коннозаводчиков края было всего 132 представителя восьми коренных национальностей, то в 1904 году среди них было уже 268 представителей 13 коренных национальностей72. В 1857 году для состязания на Императорские призы было записано 53 лошади, из которых 4 были чеченской породы73. В начале 20 века лучше других на Кавказе сохранились породистые лошади у кабардинцев и чеченцев74.
1 ОРФ СОИГСИ. Ф.1. Оп.1. Д.46. Л.29.
2 Ибрагимова З.Х. Северный Кавказ. Время перемен (1860–1880). – М.,2001.
3 Исаев С. – А.А. Присоединение Чечни к России (Аграрная политика царизма и народные движения в крае в XIX в.). Дис. …докт. ист. наук. – М.,1998. – С.45.
4 Труды Комиссии по исследованию современного положения землепользования и землевладения в Нагорной полосе Терской области. – Владикавказ,1908. – С.218.
5 Калантар А.А Молочное хозяйство на Кавказе. Т.1. Вып.1.-Тифлис,1901. – С.4.
6 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. T.II. -Тифлис,1890. – С.25–27.
7 Аликов В. Очерк положения животноводства в Терской области, составленный по данным обследования, произведённых в 1912 году. – Владикавказ,1914. – С.22.
8 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Т.11. -Тифлис,1890. – С.4.
9 Там же. – С.193.
10 Журналы Особого совещания в городе Владикавказе для пересмотра действующих правил о передвижении скота. – Владикавказ,1895. – С.28.
11 Комиссия по исследованию современного положения землепользования и земледелия. – Владикавказ,1908. – С.224.
12 Мусаев А.Н. Шейх Мансур. – М.,2007. – С.76.
13 Иваненков Н.С. Горные чеченцы: (Культурно-экономическое исследование Чеченского района Нагорной полосы Терской области). // Терский сборник. Вып.7.-Владикавказ,1910. – С.106.
14 Максимов Е. Чеченцы. // Терский сборник. Вып.2. Кн.2.-Владикавказ,1892. – С.79.
15 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Т.11. -Тифлис,1890. – С.40.
16 Алироев И.Ю. Нахские языки и культура. – Грозный,1978. – С.53.
17 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Т.11. -Тифлис,1890. – С.194.
18 Радде Г.И. Органический мир Кавказского края. – Тифлис,1877. – С.27.
19 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Т.11. -Тифлис,1890. – С.197.
20 Сайдумов Д.Х. Обычное право чеченцев. Дис…канд. юрид. наук. – Махачкала,2006. – С.59.
21 Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII–XIX в. – Тбилиси,1988. – С. 339, 346.
22 Гриценко Н.П. Землепользование терских казаков и переселенцев. // Очерки истории ЧИАССР. Т.1.-Грозный,1967. – С. 146–47.
23 Исмаилова М.Ш. Семейный быт чеченцев в прошлом (по данным этнографии). Автореф. дис… канд. ист. наук. – Баку,1971. – С.14.
24 Иванов М.А. Верховья реки Гехи. // Известия Кавказского Отдела Императорского Русского Географического общества. T.XV. № 5.-1902. – С.300.
25 Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII–XIX в. – Тбилиси,1988. – С.360–361.
26 Марзоев И.Т. Рсетинская феодальная знать в системе взаимодействия этнических элит Северного Кавказа (XVIII–XX вв.): Монография. – Владикавказ,2008. – С.91–92.
27 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С.73–74.
28 История Чечни (XIX в.).-Грозный,2006. – С.251.
29 Сборник сведений о Терской области. Вып.1.-Владикавказ,1878. – С.126.
30 Крестьянство Северного Кавказа и Дона в период капитализма. – Р н /Д.,1990. – С.89.
31 Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII–XIX в. – Тбилиси,1988. – С.356.
32 Максимов Е. Чеченцы. // Терский сборник. Вып.2. Кн.2.-Владикавказ,1892. – С.79–84.
33 Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII–XIX в. – Тбилиси,1988. – С.355.
34 Борчашвили Э.А. Социально-экономические отношения в Чечено-Ингушетии в XVIII–XIX в. – Тбилиси,1988. – С.362–363.
35 Журналы Особого совещания в городе Владикавказе для пересмотра действующих правил о передвижении скота. – Владикавказ,1895. – С.14.
36 Терская область. Начальник. Отчёт начальника Терской области и Наказного атамана Терского казачьего войска о состоянии области и войска за 1900 год. – Владикавказ,1901. – С.94.
37 Новейшие узаконения и обязательные правила, относящиеся к Терской области. // Терский календарь на 1891 год. – Владикавказ,1890. – С.85.
38 Терская область. // Кавказский календарь на 1877 год. – Тифлис,1876. – С.56.
39 Калдани А.М. Башенная культура горцев Центрального Кавказа. Дис. …докт. ист. наук. – Тблиси,1990. – С.69–70.
40 Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. – М.,1846. – С.85.
41 Данилевский Н. Кавказ и его горские жители в нынешнем их положении. – М.,1846. – С.85.
42 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С.208.
43 История Чечни (XIX в.).-Грозный,2006. – С.249–250.
44 Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. – М.,2003. – С.196.
45 Калантар А.А. Молочное хозяйство на Кавказе. Т.1. Вып.1.-Тифлис,1901. – С.5.
46 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. T.II. -Тифлис,1890. – С.197.
47 Аликов В. Очерк положения животноводства в Терской области, составленный по данным обследования, произведённым в 1912 году. – Владикавказ,1914. – С.40.
48 Максимович. Статистические сведения о скотоводстве в Терской области. // Терские ведомости.-№ 41.-Владикавказ,1875. – С.3.
49 Краткие сведения о состоянии на Кавказе сельского хозяйства. – Тифлис, 1900. – С.19.
50 Мадаева З.А. Новое и традиционное в трудовых праздниках вайнахов // Культура Чечни: история и современные проблемы. – М.,2006. – С.250–251.
51 Шавлаева Т.М. Древние виды бурок чеченцев // Труды Грозненского Государственного нефтяного института им. академика М.Д. Миллионщикова. Вып.7.-Грозный,2007. – С.394.
52 Аликов В. Очерк положения животноводства в Терской области, составленный по данным обследования, произведённым в 1912 году. – Владикавказ,1914. – С.62.
53 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С.49.
54 Калантар А.А. Состояние скотоводства на Кавказе. // Материалы для устройства казённых летних и зимних пастбищ и для изучения скотоводства на Кавказе. Т.П. -Тифлис,1890. – С.195.
55 Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. – М.,2003. – С.196.
56 Шавлаева Т.М. Из истории развития шерстяного промысла чеченцев в XIX-нач. XX вв.: историко-этнографическое исследование. Дис…канд. ист. наук. – Грозный,2006. – С.86–87.
57 Новиков Е.В. Исторические аспекты деятельности государственных учреждений России на Северном Кавказе в 1864–1917 гг. Дис. канд. ист. наук. – Воронеж,2006. – С.50.
58 Аликов В. Очерк положения животноводства в Терской области, составленный по данным обследования, произведённым в 1912 году. – Владикавказ,1914. – С.42.
59 ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп.65. Д.177. Л.44 об.
60 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С. 45, 47–48.
61 Исмаилова М.Ш. Семейный быт чеченцев в прошлом (по данным этнографии). Автореф. дис… канд. ист. наук. – Баку,1971. – С.16.
62 Маркграф О. Чеченские селения. // Терские ведомости. – Владикавказ, 1881.-21 ноября. – С.3.
63 Калоев Б. А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С.151.
64 Материалы по истории Дагестана и Чечни. Т.3. Ч.1. – Махачкала,1940. – С.15.
65 Калантар А. Молочное хозяйство на Кавказе. Т.1. Вып.1.-Тифлис,1901. – С.58.
66 Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа: С древнейших времен до начала XX в. – М.,1993. – С.87.
67 Самойлов К. Заметки о Чечне. – М.,2002. – С.68.
68 Комиссия по исследованию современного положения землепользования и земледелия. – Владикавказ.1908. – С.221.
69 Материалы по истории Дагестана и Чечни. Т.3. Ч.1. – Махачкала,1940. – С.13.
70 Комиссия по исследованию современного положения землепользования и земледелия. – Владикавказ,1908. – С.221.
71 Мужев И.Ф. Горцы Северного Кавказа в период империализма (социально-экономический очерк).-Нальчик,1965. – С.54.
72 Хуранов Ш.И. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Северного Кавказа в пореформенный период (На материале скотоводства).-Автореф. дис. канд. ист. наук. – М.,1983. – С.17.
73 Бентковский И.В. Обзор Ставропольских конских скачек на императорские призы. // Сборник сведений о Северном Кавказе. T. VI. – Ставрополь,1910. – С.7.
74 Кавказ. – СПб.,1902. – С.34.