Вы здесь

Город и судьбы: Манхэттен. Единственный в мире. Отступление от маршрута 2. Управление искусством и искусство управления (Эмилия Лемперт)

Отступление от маршрута 2. Управление искусством и искусство управления

Есть что поглядеть московской братве.

И за день в конец не дойдут.

Это Нью-Йорк. Это Бродвей. Гау ду ю ду!

Владимир Маяковский «Бродвей»

В годы пребывания на посту мэра Нью-Йорка Майкл Блумберг сделал для развития искусства в Нью-Йорке больше, чем кто бы то ни было в истории столицы мира за последние лет тридцать как минимум. Ибо Блумберг не зритель по природе своей, а активный участник: ему больше нравится самому бежать, чем смотреть марафон по телевизору, легче выучить испанский, чем следить за титрами, больше по душе принимать решения, чем слушать споры.

Благодаря усилиям мэра Блумберга каждый уголок города теперь украшен произведениями монументального жанра во всем их разнообразии: от скульптуры Роя Лихтенштейна «Элемент Е» в Твид Корт до невероятной оранжевой инсталляции «Ворота», установленной Кристо и Жан-Клодом одной морозной зимой в Центральном парке (за этот проект мэр лично сражался почти десять лет, в результате проект привлек почти 10 млн туристов, а городская казна получила 254 млн долларов). Городская комиссия по искусству поднялась на высший уровень власти, получив право решающего голоса в каждом заметном проекте Нью-Йорка.




Мэр Блумберг основал премии по искусству от города и неустанно пытался найти дополнительные средства для малобюджетных учреждений искусства. Его администрация закупила многие интересные произведения современных художников для Сити Холла и Грэйси Мэнсон. Даже обложка столь прозаического творения городского правительства, как «Зеленая книга» (путеводитель по бизнесам города), ныне украшена работой современного художника. Кстати, книга из зеленой превратилась в шафрановую – в честь «Ворот».

Мэр Блумберг полагал, что искусство должно начинаться с детства, – и поэтому он ввел впервые искусство как предмет в школьное расписание. Мэр Блумберг верил, что искусство должно начинаться со своего района, – и поэтому он ввел политику наибольшего благоприятствования для каждой маленькой галереи в Челси, что, между прочим, имело невероятный успех, в том числе коммерческий. Что касается малых фирм, занимающихся искусством, то мэр всецело поддерживает мнение Руби Лернер, президента общественной организации «Творческая столица»: «Каждая крошечная студия с офисом на кухне, приносящая жизнь, энергию и радость в великую столицу искусства Нью-Йорк, не менее важна, чем музей Метрополитен. Художники стремятся сюда, потому что в нашем городе есть уникальная динамическая смесь государственного и индивидуального, коммерческого и бесприбыльного, плывущего по течению и сражающегося против течения; здесь есть невероятное культурное и эстетическое разнообразие, и в каждой творческой душе Нью-Йорка живет яростное стремление к соревнованию, к новым достижениям на самом высоком уровне».

При всем том мэр Блумберг остается человеком истинно деловым: он хорошо знает, что искусство приводит в город Нью-Йорк туристов и вообще людей с тонким вкусом и широким карманом. Во всемирно известном городе должны быть здания, построенные знаменитыми архитекторами, и произведения искусства, принадлежащие знаменитым художникам. В свою очередь, всемирно известный город привлекает крупные фирмы, общественные капиталовложения и международную прессу. То есть, искусство – это хороший бизнес.

Администрация мэра была вначале непосредственно вовлечена в мир искусства только благодаря электронным скульптурам в Твид Корт. Затем Сити Холл украсили гигантские надувные фигуры, а в скором времени бывшие церемониальные залы мэрии превратились в художественную галерею, куда перекочевали изумительные работы из запасников музея Уитни. В конце первого же года пребывания в должности мэра Блумберг восстановил награду имени Дорис Фридман – первого городского руководителя департамента искусств. А скрежещущую музыку, звучащую в телефонах Сити Холла в режиме ожидания, заменили звуки концерта Уинтона Марсалиса из Джазового оркестра Линкольн Центра. Огромный город стал меняться на глазах: произведения искусства и парковые скульптуры появились во всех пяти районах Нью-Йорка при непосредственном участии администрации мэра Блумберга. Но тогда никто не обратил на это особого внимания: город находился в глубочайшем финансовом кризисе и в тяжелейшем состоянии духа после атаки террористов; в Бруклине закрыли многие пожарные станции, и обычные пассажиры под землей не дремали, а подозрительно разглядывали соседей по метро… Однако именно в эти дни Майкл Блумберг пожертвовал десять миллионов долларов из своих собственных денег корпорации Карнеги для поддержки 162 малых и средних учреждений культуры по всему Нью-Йорку, в среднем подарив от $25,000 до $100,000. Мэр повторил этот благородный жест трижды; наибольшее его пожертвование составило 20 миллионов долларов.




Отношение Блумберга к искусству – не временное увлечение, но абсолютно необходимое. Давнее. И навсегда.