Глава 6. Новый Всемирный Торговый Центр
Пока что им не светит разрушенье – Тем мощным зданьям. Видно по всему, Что ныне есть от Бога разрешенье Постройками приблизиться к нему.
Маргарита Мыслякова
Я часто любуюсь новым замечательным комплексом Всемирного Торгового Центра, в котором особенно величественно выглядит Башня Свободы (пусть даже ныне скучно именуемая – нумеруемая? – One World Trade Center, но народ все равно называет ее Башней Свободы, и я с народом вместе): в нее упирается прямой светлый широкий проспект, который выглядит как взлетная полоса аэродрома, – а Башня словно взлетает к небесам. Конечно, красивее старого этот новый, другой комплекс. Но в сердце моем – и многих, многих жителей Нью-Йорка – жив тот, прежний, погибший, разрушенный Всемирный торговый центр… Ничем не заменить, никогда не забыть. Так думал и несчастный отец, штабс-капитан Снегирев, в ожидании неминуемой смерти сына Илюшечки, в романе Достоевского «Братья Карамазовы»: «Не хочу хорошего мальчика! не хочу другого мальчика! – прошептал он диким шепотом, скрежеща зубами, – аще забуду тебе, Иерусалиме…» Если забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет моя правая рука, – так плачет царь Давид в великом Псалме 136 «На реках Вавилонских»… И мы не забудем.
Но идея устроить только мемориал на месте гибели прекрасных людей и прекрасных зданий не нашла достаточно сторонников. Причин тому много: и прагматические (слишком дорого стоит земля в Нижнем Манхэттене), и моральные (никакие террористы не заставят нас прекратить стремиться ввысь в архитектуре нашего города), и эстетические (немыслимо оставлять пустоты в береговой линии), да мало ли… Впрочем, новый комплекс включает также мемориал и мемориальный музей.
Конкурс на лучший проект застройки территории взорванных башен-«близнецов» выиграл архитектор из Берлина Даниэль Либескинд. Как сказал Либескинду председатель жюри конкурса Джеймс Уайтхед: «Ваш гениальный, захватывающий дух и одновременно практичный проект несет надежду и одухотворенность нашему городу, который еще не оправился от ужасной трагедии. Ваш ансамбль служит двум целям: почтить память погибших и вселить оптимизм в живущих».
Даниеля Либескинда называют архитектором третьего тысячелетия. Судьба его, дар и идеи – абсолютно необычны. Он родился в первый послевоенный год в семье польских евреев, чудом спасшихся в годы Второй мировой войны; после войны родители Даниэля вернулись в Польшу, но их встретили весьма холодно, и семья репатриировалась в Израиль. Здесь проявился музыкальный дар мальчика, и вскоре, совсем юным, он стал известным музыкантом, по всему миру выступал с концертами. В 16 лет Даниэль получил в США стипендию для продолжения своего музыкального образования. И тут он из всех многочисленных возможностей… выбрал архитектуру (но ведь архитектура и есть застывшая музыка?). Архитектура Либескинда была необычной, небывалой, невероятной, воистину из нового тысячелетия. Таким стал и его проект нового Всемирного Торгового Центра. В нем предусматривались подземные этажи глубиной в 20 метров, ассимметричная башня (самая высокая в мире, и силуэт ее должен был перекликаться с силуэтом Статуи Свободы), несколько садов, залы для проведения выставок и конгрессов и, конечно, оригинальные офисные помещения.
Однако проект Либескинда претерпел многочисленные изменения: арендатор Ларри Сильверстайн и архитектор Дэвид Чайлдс из соображений безопасности отодвинули главную башню (нет, пусть все-таки за ней остается название Башня Свободы) от автомагистрали, изменили форму здания на более устойчивую, а основание и цоколь покрыли листами взрывоустойчивых металлов – титана и нержавеющей стали. Дополнительными элементами безопасности стали широкие лестницы (в том числе отдельные, построенные специально для пожарных), лифты повышенной прочности и стены толщиной почти в метр. «Это будет самое прочное здание из всех, где мне доводилось бывать», – заявил Чайлдс. Высоту башни, тем не менее, оставили столь же символической, что и в первоначальном плане – 1776 футов (541,4 м), что означает 1776-ой год – год провозглашения независимости США.
Новый комплекс Всемирного торгового центра в Нью-Йорке открыл свои двери спустя 13 лет после гибели башен-«близнецов» – 11 сентября 2014 года. Комплекс состоит из пяти зданий, занимающих 16 акров площади; в их числе мемориал и уникальная грандиозная транспортная развязка. «Пейзаж Нью-Йорка восстановлен», – заявил Патрик Фой, исполнительный директор Port Authority, портовой администрации Нью-Йорка, владеющей этим участком земли.
Всемирный Торговый Центр-1 (Башня Свободы) – центральное и главное здание в новом комплексе. Этот небоскреб пока что (полагаю, ненадолго) самый высокий в Нью-Йорке, а также в США, а также во всем Западном полушарии. Центром его стал огромный холл высотой 24 метра, откуда осуществляется доступ к офисам на верхних этажах, а также к ресторанам, выставочным площадкам и информационным центрам. А на подземном уровне расположены специальные вестибюли, соединяющие здание с нью-йоркским метро и железнодорожными линиями. Снаружи здание облицовано голубоватым стеклом, причем на нижнем уровне облицовка выполнена из стекол необычной призматической формы. С антенны в небо светит луч света, который должен быть виден в воздухе до высоты в 300 метров.
Всемирный Торговый Центр-2 построен по проекту лондонского архитектора Нормана Фостера, дополненного уникальными консольными конструкциями молодого датчанина Бьорка Ингельса. Конструктивная идея Ингельса совершенно замечательна: связать две новые башни общим вертикальным пространством, породнить их, хоть и не-близнецов, побратать. В этом небоскребе 88 этажей, его высота 1349 футов.
Третья башня будет завершена в 2018 году. Над ней работает Ричард Роджерс, итало-британский архитектор, лауреат приза Прицкер – Прицкеровской премии, присуждаемой ежегодно за достижения в области архитектуры. Нобелевская премия по архитектуре не вручается, что побудило американскую семью Прицкеров в 1979 году учредить собственную архитектурную премию. Между прочим, основателем династии Прицкер был иммигрировавший в Чикаго из Киева адвокат Николай Прицкер.
В четвертом здании комплекса 72 этажа, его высота 977 футов. Автор проекта – токийский дизайнер Фумихико Маки, тоже лауреат приза Прицкер. Один из критиков назвал это здание «мерцающим совершенством»; Американский институт архитектуры присудил ему ежегодный приз.
Небоскреб номер семь стал первой башней, восстановленной после атаки террористов. В нем 52 этажа, высота 741 фут.
Колоссальная транспортная развязка совершенно фантастической, какой-то инопланетной формы (высоко вознесшая белоснежные лебединые крыла с колоссальными перьями-балками), дает возможность приехать сюда на метро, на поезде, на автобусе и на пароме, и выход изо всех этих видов транспорта защищен от любых погодных условий. Проектировал новый транспортный узел испанский архитектурный гений Сантьяго Калатрава – лидер романтического хай-тека.
Грандиозное пространство для покупок (молл), занятое всевозможными магазинами невиданной красоты, еще строится.
Национальный Мемориал Всемирного Торгового Центра был открыт 11 сентября 2011 года, через 10 лет после трагедии, и представляет собой два квадратных бассейна с самыми большими рукотворными водопадами в США; эти бассейны расположены точно на месте бывших башен-близнецов. Автор проекта – американо-израильский архитектор Майкл Арад, ландшафтный дизайн разработан им совместно с американским дизайнером Питером Уокером. Около 5 миллионов человек посещают памятник ежегодно (рекорд среди всех исторических мест США). Бассейны спускаются вниз до бывшего подножия бывших башен-«близнецов». Имена погибших, высеченные на бортах бассейнов, видны сквозь водную пелену – словно сквозь пелену слез…
Музей 11 сентября расположен на том месте, где раньше стояли башни-«близнецы», в нем собрано более десяти тысяч экспонатов. Среди его экспонатов – фотографии погибших 11 сентября 2001 года. Жертвами террористов стали в этот день почти три тысячи человек, граждане девяносто двух государств. В первые дни работы доступ в музей был открыт только для родственников жертв, для тех, кто выжил во время теракта, для пожарных и спасателей, для разбиравших руины рабочих и для жителей соседних кварталов. Чтобы пройти в залы музея, посетители спускаются по лестнице, ведущей во тьму; проходят мимо стальных несущих конструкций, оставшихся от стоявшего на этом месте небоскреба. Сама экспозиция расположена под землей. События этого трагического дня в истории США документированы с помощью многочисленных фотографий и видеозаписей. Потрясает сила разрушения: например, телевизионные и радиоантенны, находившиеся на Северной башне, спеклись в неразделимый клубок из металлических фрагментов. В нескольких витринах выставлена покрытая пеплом и пылью обувь людей, которым удалось спастись, убежать (напоминают витрины с обувью людей, сожженных в концлагере Освенцим). Изуродованные останки пожарной машины напоминают о 343 погибших пожарных и спасателях, до конца выполнявших свой долг на месте катастрофы. «Лестница выживших» – последняя надземная часть, оставшаяся от разрушенных башен Всемирного Торгового Центра: по этой лестнице многие все-таки смогли покинуть горевшие здания. В последнем зале музея – информация о террористах, угнавших гражданские самолеты и совершивших террористическую атаку, а также о главном организаторе катастрофы – змеином гнезде по имени «Аль-Каида» (террористическая организация, запрещена на территории РФ). На выходе из музея на мозаичной стене выведена строка из поэмы «Энеида» величайшего римского поэта Вергилия (именуемого на английском Virgil): «No day shell erase you from the memory of time» (Никакой день не сотрет вас из памяти времен).