Городской бриз
Красный шар, от земли оторвавшись,
В голубое небо поднялся.
И с крышами небоскребов сравнявшись,
В пространстве облаков затерялся.
Из серо-белой мозаики
Выскакивает солнечный луч
И одевает небольшие фуфайки
На шум инфраструктурных туч.
Листы А4 бумаги
Вдруг вылетели из чьего-то окна.
И в белых прямоугольниках
Кирпичная стала стена.
Птица вспорхнула, повитая кругами,
Вернулась вновь на карниз.
Задумчиво маленькими глазами
Городской наблюдает бриз.
История создания
Предисловие.
Проснулась. Все спят. Болит голова. Пью кофе. Смотрю в большое кухонное окно. На улице солнце. Настроение посмотреть картины Шагала и почитать Маяковского – открываю новый pro-book. Разбит экран по неизвестным причинам.
За несколько минут до этого красный шарик поднялся в небо на фоне соседнего стола. Появляется первая строка. После разбитого экрана – все остальное.
1-е четверостишье.
Почему шар красный – не знаю – это факт, от которого я отталкивалась, наблюдая из окна. Представшая моему взору картина облегчения и свободы всегда предвещает что-то новое и прекрасное. Я вспоминала, как мы летели в Финляндию на самолете и также как сейчас шарик, наблюдали золотое свечение огромного светила во всех углах небесного пространства. Полет, окрыленность – это всегда весна, расцвет души и духа. Я вижу шар всего несколько секунд. И в это короткое время успеваю понять всю полноту Бытия в моменте мысленного и духовного отчуждения всего земного, радость такого дара.
Первое четверостишье есть впечатление. Оторвавшись от земли месте с шариком, я вижу чудеса природы, ее весеннее настроение. А потом начинается анализ среды, того, где я и чем живу, что меня окружает и чему может научить.
2-е четверостишье.
Наблюдая за тем, как солнечный луч периодически выглядывает из-за облаков, освещая поочередно разные части здания, у меня сложилось несколько образов. Во-первых, говоря об облаках, нельзя было использовать обычное определение, как белоснежные – они не являлись таковыми. Я долго всматривалась и увидела мозаику серо-белых тонов, т.о. описав облака. Во-вторых, размышляя о состоянии природы, весенней и расцветающей, я думала о разнице такого настроения в сельской и городской среде, что повлияло на возникновение очередного образа – инфраструктурных туч, т.е. зданий. Здания – это инфраструктурные тучи. Я сравниваю здания с тучами в контексте разницы города и деревни, видя в этом разницу чистого голубого неба и неба в тучах. Разные впечатления, разные настроения. Иными словами, когда смотришь в небо чистое, видишь одно, а когда заслоненное облаками или тучами – другое. Также, когда в деревне ты видишь землю, это одно, а когда видишь землю, заслоненную зданиями и сооружениями – это другое.
Теперь можно ясно представить, как солнце одевает в «небольшие фуфайки» «инфраструктурные тучи», т.е. освещает то один, то другой кусок здания в зависимости от движения облаков, «серо-белой мозаики».
3-е четверостишье.
Листы А4 символизируют работу, офисную волокиту, некую зацикленность обыденного человеческого сознания. Вдруг, человек распрямляет плечи и делает шаг навстречу новому, свежему движению, возможно, на первый взгляд кажущемуся необдуманным. Однако, этот порыв души к свободе, пусть даже в своем внутреннем мироощущении, которого никто и не заметит, в конечном итоге дает результат необычных дизайнерских решений в прямом и переносном смысле, о чем говорят «белые прямоугольники», разбросанные в хаотичном порядке на невзрачной кирпичной стене. Этот образ навеяла мне архитектура здания больничного корпуса в разноцветных прямоугольниках и выпуклых кругах, которое недавно показывал мне муж —архитектор Михаил Тюрин.
4-е четверостишье.
Голубь символизирует Дух Святой. В одной из важнейших фраз Евангелия, Христос сравнивает человека с птицами, говоря: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мк, 6:28). И вот, птица, делая почетный круг, т.е. успев обозреть все уголки своей территории, возвращается на карниз, на высоту никому не доступную и не приметную. Она смотрит маленькими глазами. В обычном обороте, маленькие глаза свидетельствуют о скрытном, даже несколько лукавом характере. Здесь все наоборот. «Маленькие» обозначают скромность и теневую фигуру ангела, наблюдающего «городской бриз», т.е. городскую среду с вершины Небесного покровительства, благодаря которому и возможны все вышеуказанные настроения – весны и благоухания, несмотря на непрерывное движение бушующего города.
Конец ознакомительного фрагмента.