…Надо выискивать таких мастеров, которые по своей одаренности способны проследить природу красоты и благообразия, чтобы нашим юношам подобно жителям здоровой местности все шло на пользу, с какой бы стороны ни представлялось их зрению или слуху что-либо из прекрасных произведений: это словно дуновение из благотворных краев, несущее с собой здоровье и уже с малых лет незаметно делающее юношей близкими прекрасному слову и ведущее к дружбе и согласию с ним.
Предисловие
Эта книга предназначена для мальчиков и для девочек школьного возраста. Она несколько отличается от других книг подобного рода, и представляется необходимым в нескольких словах объяснить те цели, которые мы ставили перед собой, начиная работу над ней. Сегодня вряд ли можно найти область науки или жанр искусства, которые не зародились бы еще в Древней Греции. Точно так же ее наследие абсолютно доминирует и в архитектуре. Готический стиль возник позднее, и бурный рост наших городов начался в эпоху Ренессанса, когда происходило возрождение античного наследия, оставленного нам древними греками и дошедшего до нас через римскую культуру. Например, такие современные здания, как американские небоскребы, устремленные в небо и превосходящие по высоте в два раза собор Святого Павла в Лондоне, украшены ионийскими капителями1 такого же типа, как и в афинском Эрехтейоне2.
Если обратиться к произведениям скульптуры, то фигуры с фронтона афинского Парфенона, хранящиеся ныне в Британском музее, или же статичные «мадонны» архаического времени из музея на территории афинского Акрополя ничем не уступают произведениям современных скульпторов.
Гомер своим творчеством заложил основы западноевропейской литературы, а Платон служит своего рода путеводной звездой для философов. Геродот и Фукидид создатели основ исторической науки. В общем, куда бы мы ни обратили свой взор, выясняется, что все наши достижения уходят корнями в Древнюю Грецию.
Гиппократ, родившийся около 460 года до нашей эры, был не просто величайшим целителем, он еще и придумал клятву, которая обязывает врача считать свой труд большей ценностью, чем денежное вознаграждение за него.
Инженеры и технические специалисты и по сей день во всех своих вычислениях опираются на принципы, разработанные еще математиками Древней Греции. Они сформулировали так называемые «правила познания» для «закона градаций».
Принимая во внимание все сказанное, становится очевидным, что, если нам мало одних голословных утверждений, мы должны углубиться в историю Древней Греции. Но как это сделать?
Вплоть до настоящего времени знакомство с Древней Грецией начинается с изучения письменных источников, однако мало кто способен преодолеть этот путь самостоятельно. Незнание основ древнегреческого языка явится для такого энтузиаста своего рода Сциллой и Харибдой.
Нам представляется, что никому не помешает получить хотя бы основы классического образования, и лучше всего обратиться к нему еще в раннем возрасте. Научившись самостоятельно делать хорошие переводы источников, ребята смогут легко освоить основы точных и гуманитарных наук и почувствовать призвание к творческой деятельности. Кто знает – может быть, они ощутят в себе дух великих людей прошлого! Древние греки и римляне, люди XV и XVI столетий, как бы придут нам на помощь, а может быть, и покажут дорогу к следующей эпохе ренессанса творческого духа.
Итак, принимая во внимание, что древние греки заложили основы цивилизации Старого и Нового Света, мы должны начать наш рассказ с Гомера, поскольку он по праву считается «просветителем эллинов»3.
В этой книге нам хотелось бы представить общую картину эпохи, в которую он жил, сохраняя при этом присущий ей специфический дух. В следующей книге у нас пойдет речь об истории Греции в архаическую и классическую эпохи.
Беркхамстед, Гертс