Глава 3
Общие принципы антигомотоксической терапии психических расстройств
Общепатологический стереотип развития болезненного процесса при психических расстройствах, позволяет искать и закономерности терапевтических возможностей. Клиническая картина любого прогрессирующего психического заболевания всегда усложняется от простых симптомов к сложным синдромам [15]. Самым общим психопатологическим симптомокомплексом, свойственным всем болезням, является астенический синдром (I). Он входит в синдромологию всех психических расстройств. Расстройства настроения – депрессия и мания, представляют следующий по тяжести круг расстройств (II). Навязчивые, истерические и деперсонализационные расстройства (III) завершают благоприятные по течению психические расстройства. Три следующих по тяжести круга расстройств: паранойяльные и вербальный галлюциноз (IV), галлюцинаторно-параноидные, парафренные и кататонические (V); помрачения сознания (делирий, аменция, сумеречные состояния) – (VI), представляют собой промежуточные, с затяжным течением и сомнительным прогнозом психические расстройства. Нарушения памяти (VII), судорожные (VIII) и психоорганические (IX) расстройства относятся к неблагоприятным по прогнозу психическим нарушениям. Следует отметить, что отмеченные выше позитивные симптомокомплексы соответствуют негативным симптомокомплексам, указывающим на психический изъян, обусловленный болезнью. Круги негативных симптомокомплексов следующие: I. Истощение психической деятельности. II. Субъективно осознаваемая измененность «Я». III. Объективно определяемая измененность личности. IV. Дисгармония личности. V. Снижение энергетического потенциала. VI. Снижение уровня личности. VII. Регресс личности. VIII. Амнестические расстройства. IX. Тотальное слабоумие. X. Психический маразм.
Негативные расстройства при невротических расстройствах ограничиваются кругами I–II, аффективные расстройства I,II и, редко, – III, при эндогенных психозах кругами IV–VII, при экзогенных психозах и эпилепсии – VIII, при грубоорганических мозговых заболеваниях – кругами IX и X. Как правило, негативные расстройства, прогрессируя, изменяют и упрощают позитивные психические расстройства.
Современные психофармакологические средства представлены транквилизаторами, антидепрессантами и нейролептиками. Все эти препараты направлены на лечение позитивных психических расстройств, тогда как негативные психические расстройства под влиянием лечения могут усиливаться.
Таблица 1. Негативные последствия психофармакотерапии
Согласно учению Г.Г.Реккевега, болезни – выражение биологически целесообразной защиты организма от экзогенных и эндогенных гомотоксинов или попытка компенсации токсического ущерба. Выздоровление – это процесс освобождения от гомотоксинов и устранение поражений гомотоксинами.
Как видно из таблицы 1, воздействие психофармакологических препаратов приводит к возникновению токсических эффектов, т. е. к углублению токсикоза и появлению новой лекарственной болезни (с позиции гомеопатии и гомотоксикологии).
В защитной реакции организма от гомотоксинов, а также в попытках организма компенсировать нанесенный гомотоксинами ущерб, выделяют шесть фаз гомотоксикоза. В соответствии с современным теории уровнем науки, первые две фазы были отнесены к гуморальным, следующие две – к матричным, а две последние – к внутриклеточным процессам (см. рис. 1).
Между III и IV фазами находится “биологическое сечение” – граница между состоянием, в котором еще возможны саморегуляция и самоизлечение организма, и состоянием коллапса механизмов саморегуляции, когда исчерпываются внутренние защитные механизмы и организм уже неспособен сам устранить нарушения [16].
В соответствии с теорией гомотоксикологии невротические расстройства (I–III регистры психопатологических синдромов) представляют собой нейродермальную импрегнационную фазу. К этой же фазе относятся аффективные (не эндогенные) расстройства, тревожные расстройства и двигательное возбуждение. Паранойяльные идеи (ревности), элементарные галлюцинации также оцениваются как импрегнационная фаза. А эндогенная депрессия, галлюцинаторно-параноидные и парафренные расстройства (как правило, в рамках шизофрении) рассматриваются как нейродермальная дегенеративная фаза. Органические психические расстройства представляют собой две последние фазы – нейродермальную дегенеративную и дедифференцировки (например, болезнь Альцгеймера). Таким образом, регистры психических расстройств, описанные в классической психиатрии, и учение Г. Рекевега о фазах гомотоксикоза имеют параллели.
Таблица 3. Соотнесение регистров психических расстройств с фазами гомотоксикоза
Временная шкала таблицы гомотоксикозов позволяет оценить длительность существования фазы и в то же время длительность необходимого лечения. Так, гуморальные фазы длятся секунды (I), часы и дни (II), фазы матрикса (III, IV) – недели и годы, клеточные фазы (V,VI) – десятилетия.
Как изложено выше, использование психофармакологических препаратов приводит к хронификации и прогрессированию заболевания, что в гомотоксикологии расценивается как прогрессивная викариация (неблагоприятный прогноз). Так, например, применение нейролептиков приводит к углублению органических расстройств. В то же время антигомотоксическая терапия действует только в направлении целесообразной регрессивной викариации (тенденция к спонтанному выздоровлению – благоприятный вариант). Поэтому биологическую терапию психических расстройств следует рассматривать как гуманистическую психиатрию, которая опирается на целостное представление о человеке. Приверженцы традиционной фармакотерапии, хотя и провозглашают принципы биологической психиатрии, совершают две принципиальные ошибки, работая с дозами, измеряемыми в граммах, миллиграммах и микрограммах [16]. Во-первых, и за пределами числа Локшмидта (10–23) существует материя. Во-вторых, действие на биосистемах не ограничивается материальным влиянием, так как энергетические процессы оказывают также глубокие эффекты. На психическое здоровье оказывает влияние не только биологическое состояние головного мозга, но и организма в целом.
Гомеопатия имеет дело с различными разведениями, часть из которых содержит, а часть не содержит материальные частицы. В низких потенциях до Д15 доминируют стимулирующие и заместительные эффекты. При использовании потенций Д30 и выше на первый план выходят информационный и индукционный механизмы действия. Решающее значение здесь принадлежит процессу разведения – динамизации. Информация, передаваемая на растворитель при многократном контакте с активным веществом, может затем передаваться дальше, даже если частиц самого вещества в растворе уже нет. Понимание этого процесса стало возможным после исследования кластеров, которые являются квантовыми точками, формирующими определенный молекулярный рисунок растворителя. Особо стабильные формирования, включающие до 7 молекул, могут быть основой памяти воды в растворах. Циклический пятигранник воды является структурой, играющей фундаментальную роль в процессе гидратации молекул биологических веществ.
Существование организма зависит от функционирования трех гидрофильных структур: сосудистой системы – внеклеточного матрикса – клетки. При этом матрикс играет основную роль как интегративная часть энергетической открытой системы организма. В головном мозге матрикс образует и внутриклеточную субстанцию. На поверхности клеток компоненты матрикса связываются с гликокаликсом клетки. Его компоненты, в свою очередь, связаны с липидами и протеинами клеточной мембраны и образуют индивидуальный и типичный клеточный поверхностный слой. Он же является совокупностью всех рецепторов клеточных мембран, молекул клеточной адгезии, субстанций крови и антигенов гистосовместимости. Компоненты гликокаликса взаимодействуют со вторичными мессенджерами на внутренней стороне мембраны (cAMP, cGMP, инозитфосфат) и/или цитоскелетом (цитоплазматическими микроканальцами и микрофиламентами). Так как эти структуры являются важными компонентами передачи информации внутрь клетки, информация может быстро передаваться по этому пути как от матрикса в клетку, так и в обратном направлении.
Молекулярная решетка матрикса, состоящая из протеогликанов и глюкозаминогликанов, структурных и формообразующих гликопротеинов, должна быть преодолена всеми веществами, включенными в метаболические процессы. Так как в матриксе заканчиваются вегетативные нервные волокна, он непосредственно связан с центральной нервной системой. Через капилляры матрикс связан с эндокринной системой.
Таким образом, в системе основной регуляции взаимосвязаны соматические и психические феномены. Психосоциальные и психические конфликты через матрикс могут преобразовываться в соматические синдромы. Примером того являются “психические боли”.
Целью антигомотоксической терапии является восстановление собственных компенсаторных возможностей посредством устранения регуляторных блокад как в клетках, так и в матриксе. Одним из передовых шагов Г.-Г. Реккевега было введение в практику “аккордов”, включающих несколько потенций препарата, которые перекрывают весь спектр возможных нарушений. В антигомотоксической терапии требуется более комплексная стратегия по сравнению с классической. Исходным пунктом, с которого начинается терапия, является таблица шести фаз гомотоксикозов по отношению к конкретному пациенту. Антигомотоксические препараты составлены согласно определенным правилам и содержат различные активные компоненты, представляющие собой оптимальный для эффективного лечения состав.
В состав комплексных препаратов входят:
• Реакционные средства, стимулирующие защитные силы организма, и представляющие собой обычные гомеопатические лекарства.
• Органотропные компаненты, оптимизирующие функции органов, страдающие от заболевания.
• Суис-органные компоненты, действующие непосредственно на гомологичный орган, оптимизируя его функции.
• Нозоды, применяемые для “вскрытия” недолеченного заболевания, и активации блокированной клеточной фазы.
• Катализаторы, используемые для восстановления клеточных функций.
• Потенцированные аллопатические препараты, назначаемые для разблокирования систем организма.
Как и в психиатрии, в гомеопатиии назначение лечения осуществляется в соответствии с принципом феноменологии расстройств. Однако, реперторизация препаратов часто затруднена вследствие патоморфоза заболевания, обусловленного эндогенными и экзогенными токсинами. Индивидуальный подход к пациенту в настоящее время затрудняется обезличиванием и технологизацией медицины. Ни врач, ни пациент не настроены на длительное сотрудничество в борьбе с болезнью, поскольку медицина все больше приобретает характер ремесла в сфере потребления услуг. В этой ситуации преимущество имеет антигомотоксическая терапия.
Большинство психических расстройств диагностируются поздно – в фазе импрегнации и дегенерации, поэтому требуют сложного и длительного лечения. Краткосрочное лечение психофармакологическими препаратами лишь создает иллюзию излечения, а в действительности только хронифицирует страдание. Безусловно, что использование гомотоксикологических препаратов не только способствует действительному излечению, но и повышает качество жизни пациента.
При лечении невротических, соматоформных и связанных со стрессом расстройств хорошо зарекомендовали себя следующие препараты: Nervoheel (невротические и психосоматические расстройства), China-Homaccord (астенический синдром), Gelsemium-Homaccord (тревожные расстройства), Ignatia-Homaccord (невротическая депрессия и конверсионные расстройства), Tonico-Injeel (неврастения), Ypsiloheel (вегетативные расстройства при неврозах), Valerianaheel (расстройства сна), Argentum nitricum – Injeel forte (навязчивости).
При эндогенных и психотических расстройствах показаны следующие препараты: Psorinoheel (эндогенная депрессия, шизофрения), Agnus castus – Injeel (депрессия с риском суицида, ипохондрия), Antimonium crudum – Injeel forte (меланхолическая депрессия), Belladonna – Injeel forte (галлюцинации и иллюзии), Hyoscyamus – Injeel forte (бред отравления, ревности), Stramonium – Injeel forte (делирий, возбуждение, галлюцинации, бред отравления), Cerebrum compositum (органические заболевания головного мозга, деменции, нарушения памяти).
При всех психических расстройствах необходимо помнить о целостном подходе и назначать дренажные средства (Lymphomyosot), средства для улучшения функции печени (Hepeel, Hepar compositum) и катализаторы (Coenzyme compositum, Anthrachinon, Ubichinon compositum).
Таким образом, холистический интегративный подход, характерный для гомотоксикологии, находится в резонансе с клинической феноменологической психиатрией и открывает новые гуманистические перспективы в лечении психических расстройств.