5. По новой методике
Посреди просторной комнаты в виде окружности были выстроены девять стульев. В затемнённом углу на столике находился проигрыватель с двумя колонками. Игорь прикрыл шторы на окнах, чтобы яркий дневной свет не раздражал пациентов, ещё раз осмотрел комнату и, несколько волнуясь, проговорил:
– Ну, что же, кажется, всё готово к занятиям. Можно начинать.
Граль подошёл к двери и отворил её. В коридоре уже дожидались восемь человек. Это были его пациенты, которые совершили попытки самоубийства. Игорь кивнул им головой в знак приветствия и тихо произнёс:
– Заходите, пожалуйста.
Трое мужчин отошли в сторону, чтобы уступить дорогу женщинам, а четвёртый двинулся вперёд. По его манере держаться, он больше напоминал представительницу слабого пола, возможно, поэтому он и не считал нужным изображать из себя джентльмена. Как говорится, натура брала своё. Игорь подождал, пока все займут свои места и вдруг подумал:
«А ведь они разместились точно так, как я видел во сне. Надеюсь, что на этом совпадения с ночным кошмаром и закончатся».
Игорь занял оставшийся свободным девятый стул и осмотрел присутствующих, чтобы определить, кто из них находится в наиболее возбуждённом состоянии. Это он делал для того, чтобы понять, с кем надо начинать работать в первую очередь. Возбуждение человека говорит о том, что в нём бурлит энергия. А это означает, что ей надо дать выход, иначе она сама рванёт наружу. И тогда реакция больного может оказаться далеко не безобидной и даже опасной. А если направить движение внутренней энергии человека в нужное для доктора русло, то с её помощью можно довольно успешно облегчить страдания пациента, и помочь ему разобраться в собственных проблемах. Из всех присутствующих самым нервным был парень с манерами кокетки. Он всё время вертел головой по сторонам, поправлял рукой волосы и сильно сжимал губы. Игорь пристально посмотрел на него и сказал:
– Мы собрались здесь, чтобы попробовать разобраться в своих проблемах и, возможно, избавиться от них.
– А, что доктор, у вас тоже есть проблемы? – язвительно заметил молодой парень с синюшной полосой на шее.
Игорь слегка улыбнулся и спокойно ответил:
– Конечно, коль скоро я здесь нахожусь. Правда, они несколько другого плана, чем ваши, но связь между ними есть. Если вы заметили, то стулья расположены в виде окружности, а мы с вами будем находиться, как бы в кругу вместе с нашими проблемами. Я хочу, чтобы в конце наших занятий, мы смогли общими усилиями разорвать этот круг и выйти из него уже без этих проблем. Для начала я предлагаю, чтобы каждый назвал своё имя, и если кто-то пожелает, то расскажет вкратце о своей проблеме.
В комнате воцарилась мёртвая тишина. Пациенты поглядывали друг на друга, но никто не решался заговорить первым. Странно всё-таки устроены люди, для того, чтобы лишить себя жизни у них решительности предостаточно, а вот назвать своё имя, почему-то смелости не хватает. И, к сожалению, это далеко не единственный парадокс в поведении людей.
Игорь уже был знаком с такой ситуацией и, чтобы не тратить время зря, обращаясь к парню с женскими манерами, у которого были повязки на запястьях, предложил:
– Ну, вот вы, например, как ваше имя?
Молодой человек поднял брови, как бы от удивления и, закатив глаза, нехотя произнёс:
– Ну, Эдик, а что?
При этом он сильно сжал себе кисти рук и нервно мотнул головой.
– А почему это с меня надо начинать? – несколько волнуясь, поинтересовался Эдик. – У меня уже всё нормально.
Игорь, указывая на сжатые ладони пациента, спросил:
– А, что это вы делаете?
Эдик взглянул на свои руки, попытался разомкнуть пальцы, но у него ничего не получилось. Он виновато посмотрел на Игоря и робко проговорил:
– Ну, я волнуюсь немного, что в этом плохого. Здесь все, наверное, волнуются. Я же не один такой.
– Какой такой? – тут же попытался уточнить Игорь.
Эдик заёрзал на стуле, покашлял, как будто хотел прочистить горло и, виновато улыбаясь, спросил:
– Ну, такой, что вы не понимаете?
– Что вы сейчас чувствуете? – не отвечая на вопрос пациента, поинтересовался Игорь.
Эдик часто задышал, затем посмотрел вверх и проговорил:
– У меня внизу живота что-то болит.
– А, что у вас там болит? – спросил Игорь.
– Ну, я не знаю, – нерешительно произнёс Эдик. – Болит и всё. Вы можете и сами догадаться, что у меня болит.
– А вы хотите что-нибудь сделать с этой болью? – поинтересовался Игорь.
– Да, я хочу, чтобы она усилилась, – неожиданно сказал Эдик. – Пусть она убьёт меня эта боль. Я не хочу больше это терпеть.
Эдик схватился руками за низ живота и застонал. Игорь взял свой стул, подошёл к Эдику. Пациенты отодвинулись, чтобы освободить место доктору. Граль сел рядом с Эдиком и положил ему руки на плечи. Затем Игорь с неподдельным участием в голосе сказал:
– Эдик, я хочу помочь тебе. Ты здесь не один. Говори, что я должен сделать, чтобы тебе стало легче?
Эдик заплакал, прижался к Игорю и, всхлипывая, проговорил:
– Пожалейте меня, мне страшно одному.
Игорь погладил парня по голове и сказал:
– Ты не один. Здесь и я, и все остальные хотят тебе помочь. Ты только скажи, что нам надо делать, чтобы тебе стало легче.
Эдик молчал и продолжал плакать. Игорь спросил:
– Что сейчас происходит с твоей болью?
– Она разрастается, – ответил со стоном Эдик. – Лучше бы я умер тогда, чем сейчас терпеть такие муки.
– Я сейчас включу одну мелодию, – предложил Игорь. – Она облегчит твои страдания.
Граль подошёл к проигрывателю, нажал кнопку, и зазвучала обычная попсовая песня. Игорь сел на свой стул и начал внимательно следить за пациентами. Спустя несколько минут грустное выражение на их лицах сменилось весёлым. Эдик выпрямился, убрал руки от живота и принялся с интересом поглядывать на мужчин, находящихся в комнате. Затем он пристально посмотрел на Игоря и кокетливо опустил глаза. Граль дождался, когда закончится музыка и спросил:
– Как ты сейчас себя чувствуешь, Эдик, что с твоей болью?
– Нет никакой боли, – игриво ответил Эдик. – В теле лёгкость и настроение – блеск. Что это за музон вы сейчас нам крутили, док?
«Да, депрессию снять ему удалось, – подумал Игорь. – А вот с его проблемой придётся ещё поработать. Похоже, что надо применять комплексный подход. Одного звукового воздействия будет мало».
– А как ваше настроение, Яна? – поинтересовался Игорь.
– Нормальное, – весело произнесла девушка. – Гулять хочется, погода на улице просто шик.
– Да, доктор, – вмешался в разговор парень, который интересовался, есть ли проблемы у Игоря, – давайте, пойдём, прогуляемся по воздуху. Сколько можно сидеть в этой клетке?
– Вы ещё не назвали своё имя, как я предлагал в начале занятия, – напомнил Игорь.
Парень пожал плечами и бодро ответил:
– Вадим, вас устраивает?
– Вполне, – с улыбкой произнёс Игорь. – Главное, чтобы оно вас устраивало. Ну, что же, на этом сегодняшнее занятие мы и закончим. О следующей нашей встрече я сообщу вам позже. До свидания.
Пациенты стали покидать комнату, энергично общаясь друг с другом. К Игорю подошёл санитар и спросил:
– Вы уже закончили занятие, можно убирать стулья?
– Послушай, я тебя раньше не видел в отделение, – проговорил Игорь. – Ты, наверное, недавно здесь работаешь.
– Да, я неделю назад устроился в вашу больницу, – подтвердил догадку Игоря санитар, и несколько настороженно спросил. – А что?
– Да ничего, – доброжелательно ответил Игорь. – Просто я не знаю твоего имени, а общаться официально я не люблю.
Санитар пожал плечами и сказал:
– Меня зовут Александр.
– А меня Игорь, – протягивая руку для пожатия, произнёс Граль. – Вот и познакомились. Александр, я попрошу тебя перенести проигрыватель в мой кабинет, если тебе не трудно, а то я тороплюсь на пятиминутку к главному.
– Это можно, – согласился санитар. – Только у меня нет ключа от вашего кабинета.
– Вот, возьми, – сказал Игорь. – Потом отдашь.