Вы здесь

Голос. Голос. Его Светлейшество Лотосоподобный (Мари Росси, 2014)

Голос

Его Светлейшество Лотосоподобный

Моей маме,

Даниловой Жанне Константиновне,

посвящается эта книга

От автора

Его Светлейшество Лотосоподобный…

Я закрываю глаза и вижу внутри себя Голос. Он живёт во мне цветком Лотоса, словно вылепленным из воска, глянцевым, без единой шероховатости, с нежными, как утренняя роса, прозрачными лепестками, сверкающими на солнце.

На ощупь мой цветок гладкий, прохладный, с мощным корневищем и широкими листьями.

Признаться, я была удивлена, когда узнала, что индийский гуру Сатья Саи Баба называл чистоту женского Голоса цветком Лотоса.

Лотос рождён из грязи, растёт на болоте. То ли потому, что он имеет воскообразную структуру, то ли по каким-то более веским на то причинам, нечистоты не липнут к нему, а всё лишнее скатывается с его лепестков, не оставляя после себя и следа.

В буддизме Лотос обожествлён, служит олицетворением чистоты, так как, рождаясь в мутной болотной воде, на свет является незапятнанным.

Я закрываю глаза и вижу внутри себя Голос, живущий в моём теле своей собственной жизнью. Он просыпается во мне по утрам, засыпает вечерами. Днём я слышу мой Голос, а ночами чувствую в себе его присутствие. Пробуждаясь и открывая глаза, я рассыпаюсь в благодарностях Вселенной за бесценный Дар, живущий во мне с момента моего появления на планете Земля.

Вступление

Рождаясь, мы получим в Дар некую сущность. С первым шлепком врача мы заглотнём её, с первым вздохом наш организм превратится в некий резервуар, своеобразное вместилище, из которого вырвется наш первый крик, именуемый Голосом.

Теперь и поныне Голос будет жить в нас своей, неведомой нам жизнью, владеть нами безраздельно, мы же, находясь у него на бессрочной службе, всецело отдадимся ему. Голос станет нашим лучшим другом и помощником: именно он донесёт до нашего собеседника информацию, поможет выбросить в космические дали эмоции, волнующие нас. Именно Голос с последним выдохом запечатает наши уста до следующего рождения.

На протяжении всего жизненного пути Голос направляет наше подсознание, дарит подсказки, советует, как поступить правильно, не совершая ошибок. И если мы распознаём его внутренний призыв, то с легкостью отличаем от других звуков звук любимого тембра в бесконечном утомительном звучании чужеродных нашей природе Голосов.

Всё дело в вибрациях…

Мир, окружающий нас, состоит из бесконечного количества всевозможных вибраций, но только небольшая часть из них воспринимается нашим сознанием.

Вот как отзываются о них учёные:

Вибрации – это природная форма минимальной ёмкости энергии, точнее, единицы энергии, составляющие всё сущее: клетки, атомы, молекулы, люди, растения, животные, планеты, Галактики.

Что же такое звуковая вибрация и как она действует на нас?

Голосовые вибрации человека зависят от многих причин: от качества принимаемой им пищи, от вредных привычек, от музыки, которую он слушает, от литературы, которую он читает, от мыслей, которые роятся у него в голове. Даже окружающая его природа и климат, в котором он живет, влияет на его Голос и его вибрации. Обратите внимание ещё на один интересный факт: человеческие Голоса сродни их душам. Южные народы эмоциональны, их сердца открыты солнцу, а их Голоса, так же как и они сами, сочные, певучие. Разговорная речь северян обычно сдержанна, суховата, отрывиста, чаще окающая, прикрытая. Кажется, что они согревают Голос всем своим нутром, бессознательно пряча его от северной стужи. Запад воинственно настроен, расчётлив, тяжеловат. Западные тембры монотонны, резковаты. Восток тонок, витиеват. Тембры Востока отличаются от других народов высотой звучания и лёгким скольжением, своеобразной подвижностью и неуловимой музыкой.

Каждый звук имеет недюжинную силу и связан с конкретным участком нашего мозга. Древние люди хорошо знали, как с помощью звука можно управлять своим организмом.

Высокие вибрации возвышают человека, поднимают настроение, настраивают положительно. На Востоке и поныне существуют магические звуковые формулы, называемые мантрами. По мере повышения частоты вибраций у человека улучшается самочувствие, приобретается внутренняя свобода, раскрываются новые способности и скрытые таланты.

Низкие вибрации разрушительны для нашей нервной системы. При повышенном количестве низких вибраций человек доходит до психического срыва, иногда до сумасшествия. Страх, гнев, зависть, жадность снижают частоту наших вибраций, нарушают естественный энергообмен его жизненно важных органов.

Для справки: низкие вибрационные силы отсутствуют в истинно природных процессах. К сожалению, основная масса человечества содержит в тонких телах весь спектр разрушительных вибраций и совсем мизерное количество созидательных.

По тембру Голоса можно выявить черты характера человека, почти с точностью определить его психическое состояние. Прошу не путать низкие вибрации с низким тембром Голоса!

Здоровый организм способен защитить себя от вредных голосовых вибрационных воздействий с помощью подсознательного восприятия. Защита происходит на тонком плане, а не на уровне понимания или знания. Кроме того, в период физической увлечённости человеком, называемой вожделением, так же, подсознательно, мы покупаемся на его звучащее вибрационное поле. Даже если мы отличны от объекта обожания по многим причинам, но входим в зону его голосовых вибраций, включается наше подсознание, объединяя нас. Каким образом? Всё просто. Мы слышим созвучный нам Голос, и он возбуждает в нас желание. Кстати, это часть физики, а она, как вы знаете, не имеет ничего общего с любовью. Помните русскую поговорку «любовь зла, полюбишь и козла»? Это как раз тот самый случай, звучащий в унисон с нашей темой.

Для наглядности приведу самый обычный пример: секс по телефону, где правильно сформированные вибрации голосового режима рождают похоть.

Итак, представим приятный интимный разговор, в момент которого наш слух ласкают не слова, а посылаемые нашим партнёром вибрации. Иначе они называются тоном Голоса, то есть мы слышим желанную тональность, а на тонком плане – сочетающиеся с нами вибрации.

Воркуют не только влюблённые, звери, птицы, растения. Воркует в этом загадочном мире всё, что способно размножаться, только вибрации у всех разные.

Человеческий Голос многогранен, он завораживает, дарит надежды, морально поддерживает в трудную минуту. Если вас слышат, это значит, слышат тембр вашей души, а он, представьте себе, совпадает с тембром вашего Голоса.

Даже в скрипучем, в больном Голосе можно уловить нотки теплоты и любви, если он согрет лучами человеческого сердца.

Попробуйте классифицировать людей по тембрам. Вы непременно заметите сходство их тональных вибраций с их манерой поведения, с их привычками и пристрастиями. Человек с низким Голосом никогда не позволяет себе в повседневной жизни того, что считает для себя нормой человек с высоким Голосом, и наоборот.

Представим, вы не виделись со школьным приятелем много лет и, решив выпить по чашечке кофе, удобно устроились в вашем любимом кафе. Вспоминая молодость, – в годы учёбы вас многое объединяло, – вы оба рассчитывали на приятное общение, но вдруг замечаете, что разговор не клеится, растёт внутреннее напряжение и обоюдное недопонимание. Через какое-то время вы валитесь с ног от усталости, хотя утро обещало быть бодрым, день насыщенным, вечер приятным. Чашечка любимого вами кофе стала не такой вкусной, как обычно, и даже официант, постоянно обслуживающий вас на протяжении многих лет, вам сегодня так и не улыбнулся.

Случалось побывать в подобных обстоятельствах? Наверняка.

Уверяю, что дело вовсе не в поваре и не в официанте, просто вы попали в низкое вибрационное поле. Если отследить данный момент и тщательно проанализировать его, то с легкостью можно разглядеть, в чём сокрыт корень зла. Но, не поняв сути, не обвиняйте невинных в этой ситуации людей и в сердцах не покидайте то место, где проведено немало приятных минут вашей жизни. Кстати, доказано, что низкие вибрации могут исходить не только от вашего собеседника, но и от людей, сидящих рядом, например за соседним столиком.

Небольшой совет: при выборе места превратитесь на время в кошку. Если вам неуютно, покиньте заведение или поменяйте столик, скамейку. Меняйте всё, вплоть до беговой дорожки.

Несколько слов о ложном позитиве

– С вами невозможно разговаривать, от вас идёт негатив! – замечательный повод уйти от общения, когда доводы убеждения неубедительны. Наблюдается подобная ситуация сплошь и рядом. Человек, не умеющий возразить, бросает в сторону оппонента фразу вроде этой и уходит гордым и непобеждённым, как ему кажется.

«Излучайте позитив!» – гласит правило нового тысячелетия.

К сожалению, наигранный позитив сродни надетой на наши лица маске. А что скрывает лицемерная маска, знает только Бог и отчасти вы сами.

Искусственный позитив разрушает, даже если он, на первый взгляд, кажется лучезарным. Любой человек, мыслящий интуитивно, раскусит вас в два счёта и почувствует ваши позитивно-ложные настроения. Кстати, не увлекайтесь ложным позитивом. Неискренность делает вас неестественным в естественном жизненном процессе. Постепенно растёт недовольство собой и окружающими, появляется озлобленность, обиды, в конце концов, ломается ваша психика, что может вызвать появление низких вибраций, которые так губительны для Голоса.

Пусть вы замечательный человек с богатейшим внутренним миром, но если нет у вас того самого совпадения голосовых вибраций с вибрациями человека, с которым вы хотели бы общаться, он вас никогда не услышит, а потому не поймёт. Например, начальник не оценит вашего рабочего рвения, хоть вывернитесь наизнанку. Он приблизит к себе самых недобросовестных работников, но, увы, не вас. Когда он слышит вас, вы его нервируете. В своём подсознании он рисует вас подхалимом, нарушителем спокойствия в коллективе, вруном и вором, да кем угодно, только не старательным и честным человеком, а уж стрелы неискренности, направленные в его сторону, он отследит в два счёта. И будьте уверены, что в списке «сокращение кадров» вы первый на очереди.

Если вы понимаете, о чём идёт речь, знайте: пора работать над собой и над своим Голосом.

Несовпадение вибраций Голоса

Никто не будет возражать против того, что некоторые запахи отравляют жизнь одному человеку и притягивают другого, равно как и вкусовые качества. Отравление продуктами или едкими запахами вызывает головную боль, понос и рвоту, рези в желудке и кишечнике. Симптомы интоксикации налицо и борьба с болезнью незамедлительна. Избавляясь от запахов, мы, прежде всего, следим за своей гигиеной, проветриваем помещение, в конце концов, затыкаем нос потому, что молекулы пахучих веществ бередят наши обонятельные рецепторы, попадая в слизь, вырабатываемую обонятельными железами. Но, как случается, мы забываем о важности голосовых предпочтений, которые намного агрессивнее, чем неприятные запахи. Едких голосовых несоответствий мы, порой, не замечаем, а они куда зловреднее для нашего здоровья.

Допустим, от вашего коллеги по работе исходит неприятный запах, и вы знаете, что это чувствуете не только вы, но и весь коллектив. А если в роли неприятного запаха выступит его Голос, а человек ответственный работник и вообще отличный парень, но его тембр вам крайне неприятен и настраивает против него самого? Коллектив его уважает, начальник, уезжая в отпуск, как назло, поручает ему проводить важные совещания или, того хуже, оставляет своим заместителем.

Что же не устраивает вас в Голосе этого человека? Возможно, он писклявый, либо слишком низкий, либо хриплый, либо гнусавый. Вас так и подмывает встать и уйти из зала, из кабинета, с работы. По меньшей мере, вы интеллигентный человек, вы не просите его откашляться, а лучше вовсе замолчать, вы копите гнев в себе, но после его докладов вы раздражены, из-за чего страдает ваша нервная система, и вам кажется, что ваш Голос постепенно становится таким же, как и Голос ненавистного вам коллеги.

Не считайте себя параноиком, это не так, и очередной отпуск не решит ваших проблем! Дело в том, что Голосу свойственно копировать звуки окружающей его среды, что и происходит с вашим Голосом в данный момент. Главным образом, страдает ваш связочный, или, иначе, голосовой аппарат: открывается приступ кашля по неизвестным причинам, а бывает, что на задней стенке глотки образуется неприятное жжение, хрипота.

Кроме того, вибрации чужеродности внедряются в ваши вибрации, в результате чего происходят непоправимые нарушения вашей психики, вплоть до изменения вашего поведения.

Раздражение во время общения – один из первых сигналов, предупреждающий о несовпадении голосовых вибраций. Я уже не говорю о комплексах, развивающихся при несоответствии Голоса и вашего внешнего вида. Оказывается, мужчинам досаждают не только некоторые тембры женских Голосов, а женщинам – мужские, но и эмоции, выбрасываемые через Голос, ещё больше усугубляющие и без того некрасивый тембр.

Однажды я проводила социальный опрос среди хорошо знакомых и мало знакомых мне мужчин. Мнение представителей сильного пола не на шутку меня заинтересовало. Вот какие женские интонации не нравятся подавляющей части мужского населения:

«и бубнит, и бубнит»

«зудит, как муха»

«пилит, как пила»

«пищит, как комар»

«каждый день слышу её стоны»

«визжит, как поросёнок»

«орёт, как базарная баба»

«шипит, как змея»

Слышали такое? Конечно, слышали.

Мне хочется представить вам Голоса женщин, низкий бархатный тембр которых, я считаю образцовым: Э. Быстрицкая, З. Зелинская, Ю. Шахова, Ф. Раневская, М. Тэтчер. Послушайте их на досуге и подумайте, можно ли им адресовать подобные обидные фразы? Разумеется, нет.

Глаза, как всем известно, – зеркало души. Голос является отображением поведения человека, его социального статуса.

Обратите пристальное внимание на советские фильмы: что ни персонаж, то ярко выраженная личность, имеющая в своём актёрском арсенале индивидуальный, ни на чей не похожий тембр Голоса.

Вернёмся к сексу по телефону, я, кстати, уже упоминала о нём, так как это ярчайший пример красивых тональных вибраций. Ни для кого не секрет, что зачастую там работают пожилые женщины, но тембры их Голосов такие сочные, низкие и чистые, что мужчины, назовём их клиентами, желающие получить некое физическое удовлетворение, уверяю вас, не подозревают, кто находится на другом конце телефонного провода. Клиента влечёт гармоничное звучание глубокого женского Голоса и правильно сформированные для конкретного случая звуковые вибрации. Он ни за что не поверит, что с ним говорит о любви не жгучая брюнетка или милая его сердцу блондинка, а пенсионерка, назовём её Марией Ивановной, которой не хватает денег на молоко или сливочное масло.

Вывод напрашивается сам: Тембр Голоса, а точнее, его сущность – есть мощнейший энергетический инструмент, с помощью которого можно как приблизить к себе человека, так и отдалить его от себя на любое расстояние, на какое только пожелает ваша душа. На густо окрашенный тембр Голоса, его необычайный звук собеседник «подсаживается», как на наркотик.

Исторически доказано, что Голос Клеопатры легко настраивался на любой лад. Плутарх сравнивал его с многострунным инструментом. Царица обладала магнетическим тембром сирены, способным заворожить любого человека, речь её была убедительна, а в каждом слове сквозило обаяние.

Итак, начнем, пожалуй

Давно это было.

– Маэстро, сколько нужно у вас учиться, чтобы овладеть школой «bel canto»? – спросил ученик своего знаменитого по тем временам итальянского педагога.

– Умным ученикам потребуется год, дуракам – два, – ответил мастер.

Вы улыбнётесь? Это не басня, а достоверная история, и поведал мне её один из моих многочисленных учителей, только приплюсуем к ней одно маленькое «но»: в году 365 дней. Значит, время обучения включает в себя 365 уроков. Сколько уроков будет у вас в неделю, решать вам. Вы хозяин, вы и барин. Если два, то приготовьтесь к шести годам; решились на один – не начинайте. Почему так категорично? Всё просто. Приступая к урокам по вокалу, вы, прежде всего, берётесь за работу над внутренними мышцами вашего организма. Нагляднее всего сравнивать уроки пения с занятиями спортом. Спросите любого спортсмена: можно ли добиться успеха, имея одну тренировку в неделю?

Я предполагаю, вы получите однозначный ответ на свой вопрос.

«Я в певцы хочу пойти, пусть меня научат!»

– А сейчас на нашей сцене выступит актёр, он же режиссёр, он же певец, он же телеведущий, он же писатель, он же танцор, он же продюсер, он же дизайнер, по совместительству цирковой артист, он же фигурист… (В общем, господин Никто!)

Мечты о «звёздности» поглотили мир, и одна из тропинок, ведущая в поднебесье, – певческая карьера. В наше время быть певцом – модная тенденция, поэтому не только молодёжь, но и люди средних лет, имеющие деньги, стремятся увековечить своё имя на сценических подмостках. Не имея ни малейшего представления о Высоком в искусстве, однако вооружившись, главным образом, современной аппаратурой, которая увеличивает диапазон Голоса, грамотным звукорежиссёром, который вычищает фальшь с помощью тюнинга, и нужными людьми, которые умело прикрывают их тылы. Они уничтожают всё то, что считалось лучшим в нашей стране, потому что оказались в музыкальном мире случайно. Зато успели подмять под себя культуру, захватить и приватизировать её как свою собственность, с каждым годом обогащая эстрадные площадки всё новыми бездарными «звёздами» в угоду таким же, как они сами. Хрипатые песни про «жестокую любовь» заполонили российские сцены.

Для справки: по законам Вселенной существуют жестокие люди, но любовь всегда безмерна.

Российские певцы интересны только с точки зрения заработков; выяснить, кто кого богаче, весьма забавно, зато о гастролёрах ходят неслыханные легенды. Одна моя знакомая с видом большого знатока взахлёб рассказывала мне, что у М.К. семь октав в диапазоне.

Для непосвящённых: семь октав имеет вся клавиатура рояля, Инна Сумак имела четыре и была занесена в книгу рекордов Гиннесса.

Мне помнится, в конце 90-х годов новорусские продюсеры требовали от меня «фанеру», так как не могли поверить в то, что я в состоянии справиться и без неё, и, выставляя своих любовниц на сцену в качестве привлекательных манекенов, свято верили, что раскрывать рот, точно попадая в слова, и есть самое сложное в пении.

Кстати, Юрий Айзеншпис после прослушивания мне сказал: «Профессионалы сейчас не в моде». Мы ещё несколько раз встречались и разговаривали по телефону. Может быть, когда-нибудь я расскажу миру, что поведал мне великий продюсер и что же являлось основой его идеологии рождения «звёзд», но не сейчас. Хотя после этих разговоров многие мои желания испарились сами собой.

Триумфальная дорожка новоиспечённых, так называемых вокальных и прочих «звёзд» скользкая и подчас опасная. Она требует политических игр, нежели искусства, заключается в наработке контактов с нужными людьми, в умении правильно выбирать любовные связи и проникать в популярные телевизионные реалити шоу, откуда сразу выходят знаменитостью, не имея никаких талантов. Главным в этом жанре считается: засветиться на телеэкране, громко отпраздновать свадьбу, опубликовав её на всех модных глянцевых обложках, «понравиться» друзьям в жюри и тусить, тусить, тусить. Вполне вероятно, поэтому так участились убийства популярных в наше время людей, а захватывающие дух телевизионные передачи по расследованию этих происшествий с экстрасенсами и без них «обогатили» эфир.

Безусловно, раньше и масло было маслянистее и трава травянистее, но в нашем разговоре эта реплика весьма неуместна. Когда-то начинающие артисты занимались самосовершенствованием, непременно заканчивали вузы, искали по Миру именитых педагогов, брали у них мастер-классы. Мастера вокальной школы учили их не только правильно петь, но и вести себя подобающим образом, уместно одеваться и до конца своих дней быть преданными певческому мастерству, не позволяя себе ни на миг отклониться от заветного курса. Служению великой силе искусства – вот чему учила старая школа!

Для справки: выход на сцену в босоножках считался дурным тоном, а Н. Д. Шпиллер, оперная певица, любимица товарища Сталина, воевала против водолазок и свитеров с высоким воротом, надетых на своих ученицах. Она настойчиво требовала, чтобы те носили платья, открывающие шею. Н.Д. закаляла девочек и в этом была права. Но метод бойца она вырабатывала не только у своих учениц. Однажды, войдя в наш класс и сбросив со своих плеч дорогую шубу, она одарила меня пристальным холодным взглядом. В классе повисла тишина. И вдруг звенящий клинок её Голоса вонзился мне в сердце: «Ба, кого я вижу, – пропела она. – Это же та Марина, которая превратилась в дойную корову, вместо того, чтобы совершенствоваться в вокале».

Безусловно, я провинилась, потому что недавно родила сына, кормила его грудью и, по её мнению, в этом была неправа. В тот момент, от страха и стыда, я не вымолвила ни слова себе в оправдание, да и что я могла, если передо мной стояла сама Шпиллер, а я действительно свернула с истинного пути. В глубине души гордость переполняла меня, я ведь не бросила институт, наслаждаясь материнством.

Прошли годы. Каждый раз, вспоминая тот случай, я мысленно благодарю Наталью Дмитриевну. Нам всем не помешает отрезвляющая пилюля, возвращающая нас к полноценному труду, хотя я ни разу не пожалела о появлении на свет моего сына.

Приём в вузы был ограничен. На поступление могли рассчитывать лишь талантливые молодые люди с красивыми Голосами и, конечно же, без дефектов речи. Но те времена канули в Лету, и сейчас деньги решают всё. Просматривая телевизионные рекламы зубных протезов, гелей для унитазов и памперсов для недержания мочи, понимаешь, какой силой духа обладала старая гильдия советских певцов и актёров! Да! Они умирали в нищете, но никто из них не опустился до современных способов заработка денег!

Зато новое поколение артистов всеядно! Правда, есть из них приятные исключения.

Вместо того чтобы тратить деньги на дешёвые передачи на тему «как умирали советские актёры», не логичнее было бы помочь им материально?

К сожалению, наша бытность такова, что даже для того, чтобы мыть машины, необходима сноровка, а вот петь может якобы каждый, если вы только не немой. Имейте богатенького папу или дядю, и ваши музыкальные прихоти будут оплачены, а на телевизионном небосклоне вспыхнет «новая звезда».

Безусловно, каждый человек имеет полное право овладеть тем или иным мастерством, если он готов трудиться в поте лица. Ко мне обращаются за помощью люди разных профессий, в основном это учителя, воспитатели детских садов, практикующие юристы или совсем спевшиеся певцы. Это те, кому приходится много разговаривать на публике, у кого уже, к сожалению, связки не справляются со своей работой. Я с большим удовольствием берусь за проблемные Голоса, лечу их, то есть исправляю ошибки, допущенные другими педагогами (да простят они мне подобное откровение). Со всей ответственностью проговорю, что научить петь правильно, точнее, воспроизводить звук, я могу любого, кто ко мне обратится за помощью, но за то, что этот человек в будущем будет стоять на сцене, я не ручаюсь. Знаете почему? Потому что для того, чтобы стоять на сцене, нужно кое-что ещё. И это «кое-что» дано точно не каждому.

Я ставила Голос одной девушки, которая по профессии была тренером спортивных групп в одном из фитнес-центров. Во время занятий спортом она громко кричала и, в конце концов, сорвала его. Я познакомилась с ней, когда её диапазон был равен двум сиплым нотам «ля» и «си» в малой октаве. Сейчас у неё красивое контральто. Кстати, ей предложили достаточно высокий административный пост по работе с клиентами, так как её тембр, обретя низкие и глубокие оттенки, стал весьма привлекательным. Вскоре она вышла замуж, а её будущий муж надолго и бесповоротно очаровался безупречными тональными вибрациями её Голоса.

Если вы обладатель восхитительного тембра, завораживающего собеседника с первого звука, вам совершенно не обязательно становиться певицей или певцом, можно найти своему «мощному оружию» достойное применение.

На первых уроках почти все мои будущие ученики спрашивают: «Как Вы меня будете учить: как оперного певца или как эстрадника?»

Я улыбаюсь в ответ и, может быть, резко, но честно отвечаю: «Оперный Голос – это Божий дар, и если природа тебя им не наградила, то – увы!»

Случается, что оперный Голос когда-то крепко заснул, но, если природа одарила тебя им, то он проснется уже через полмесяца, то есть через десять-пятнадцать уроков. Поверьте мне, он непременно проснётся.

Будущий ученик певческого ремесла должен твёрдо уяснить – нет никаких разновидностей вокальных школ, вокальная школа одна. Сразу добавлю, что впоследствии вы можете овладеть всевозможными техническими приёмами. И если вы человек негроидной расы или имеете подобную генетику, то непременно прикоснётесь к джазу. Кстати, армянские люди тоже весьма склонны к джазовым импровизационным техникам. Но если вам не дано, даже не пытайтесь, останетесь «без связок», так как джазовая техника построена на грудном регистре. По моему мнению, настоящий джаз – это вопрос наследственности, он впитывается с молоком матери. Я не раз была очевидцем вокальных уроков в российских джазовых училищах и ужасалась крикам, доносящимся из-за закрытых дверьми классовых комнат пыток. Эти несформировавшиеся девочки, находясь ещё в самом начале своего пути, уже имеют маленький диапазон и проблемы с голосовыми связками. Что будет дальше?

Не познав гамм, этюдов, полифонии, можно так и остаться музыкальной посредственностью. Любой профессиональный музыкант подтвердит истинность моих слов. Ведь он уже добился на своём поприще успехов, поэтому расскажет вам о том нелёгком пути, который ему пришлось пройти. Сейчас я не имею в виду умение наводить мосты в карьере, я говорю о часах, проведённых за инструментом. В народе их называют ж. почасы, простите мне моё маленькое хулиганство.

Итак, дорогие мои начинающие певцы, в добрый путь! Настройтесь на 365 уроков в году, приготовьтесь к каторжному труду, который, без сомнения, принесёт вам много счастья и удовлетворения, а может статься, пробудит в вас талант. В противном случае, не овладев правильной школой пения, ведя жизнь, в которой нет места четкому расписанию, составленному в угоду служения вашему Голосу, вы с лёгкостью станете жертвой неуверенности и страха во время выступлений, стрессов перед концертами и депрессии после них. Ну, и в довершение этой грустной картины, вполне возможно, наступит крах вашей карьеры. Не все индивидуумы могут пережить подобное. Не будем обманываться: редко кому удавалось, что называется, «вовремя уйти со сцены», с гордо поднятой головой, на пике успеха. Как говорят европейцы, «под звук громких аплодисментов, а не под стук собственных каблуков».

Семь золотых правил голосового режима

Правило первое

Пенье… пенье… Терпенье!

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

А. С. Пушкин

Истинно великие слова великого поэта!

Почему именно эти строчки стихотворения запали мне в душу, и я привожу их в пример? Потому, что считаю, что наш Голос и наше знание о нём похожи на ту самую руду и, как она – в недрах земли, они хранятся в нас. На мой взгляд, А.С., сам того не подозревая, подробнейшим образом расписал заповеди не только начинающего музыканта, но и профессионала, достигшего успеха. Для добычи руды требуются силы, мужество, если хотите, ведь её залежи не лежат на поверхности, а выбранный нами путь в поисках совершенства нашего Голоса настолько тернист, что «почивать на лаврах» случается только в сказках. Наша охота преодоления трудностей пусть будет «пуще неволи», а мы будем гордиться своим терпеньем и даром, таящимся в нас. Вложенный в самих себя труд, безусловно, не пропадёт, и, стремясь ввысь, наши души воспарят над бесполезной мышиной вознёй, которую мы, непременно, разглядим с высоты птичьего полёта.

И с этого момента мы с вами будем говорить исключительно о певцах, а также о людях, работа которых связана непосредственно с Голосом. Для этого спустимся на землю и вернёмся в далёкое безоблачное детство, в то самое время, когда мы родились, затем научились держать голову, перевернулись на живот, попытались сесть, ползать, встали на ножки и, наконец, сделали первые неуверенные шаги и – о чудо! – мы пошли!

Очевидно, мы не припомним, сколько трудов кроется за нашими первыми шагами, об этом лучше спросить наших мам. Они напомнят нам о наших первых результатах, наметившихся только к году. Дальше – больше, мы не стоим на месте, учимся бегать, прыгать, познаём секреты подвижных игр. А вот и подоспело время нашего интеллектуального развития. Мы знакомимся с букварём, учим алфавит, складываем буквы в слоги и, наконец, берёмся за чтение. Кто отважится похвастаться, что его первой книгой стала философия Ницше или Канта? Нет. Нашими первыми книгами были простые народные сказки или рассказы, написанные писателями специально для детей.

Процесс обучения музыке ничем не отличается от предыдущего опыта младенца. Образно говоря, всё начинается в раннем детстве, с песен «Котик», «Козлик», «Жили у бабуси», но не у певцов. Певцам некогда, да и нет желания сидеть на «манной каше», так музыканты называют несложные классические пьески, на которых строится обучение инструментальному мастерству. Певцы считают себя избранными, потому что их инструмент – Голос, подаренный самой природой, хотя, по большому счёту, иметь Голос – это ещё не всё. Многие из них даже не знают азов музыкальной грамоты, и я наблюдаю это сплошь и рядом. Кому-то покажется, что я говорю банальные вещи, но, фактически, я озвучиваю то, что происходит на практике. Певец, как глухарь, увлекаясь сомнительной красотой своего тембра, не стремится к безукоризненной игре на своём инструменте, не пытаясь даже его настроить, довольствуется малым, наслаждаясь чувством собственного величия перед трудягами – инструменталистами.

– Ты, главное, войди в образ, – подбадривала одна вокалистка другую, которая тряслась, как осиновый лист на ветру, перед концертом вокального отделения для педагогов музыкального колледжа им. П. И. Чайковского.

– А как же душа музыки? – не сдержалась я и встряла в разговор.

– Это не самое главное, – получила я исчерпывающий ответ.

Главное, чтобы «костюмчик сидел», – как это банально и предсказуемо.

Таю надежду, что, прочтя эти строки, хоть один из вас, мои дорогие вокалисты, посмотрит на себя другим взглядом. И в тот момент у вас появится желание получать поистине качественные знания, и родится новый великий исток, который поможет вам в этом труде, в постижении прописных истин музыки. И тогда Голос, который вы решите представить на суд людей, станет пусть не идеален, так как совершенству нет предела, но не будет хотя бы иметь явных дефектов и изъянов, так раздражающих чужое ухо. Отпадёт нужда входить «в образ», вы естественно сольётесь с природой и с гордостью в сердце пронесёте через всю жизнь выбранную вами скромную, но великую профессию музыканта. Всё вам будет по плечу: и воплотить в музыке мечты композитора, и полюбить музыку в себе, и присовокупить к композиторским образам своё собственное видение музыкального произведения. В вас запоёт новый человек, который никому не позволит называть себя звездой, потому что разглядит звёзды на небе и увидит, что до звёзд далековато. Он посмотрит на себя со стороны и поймёт, что в нём нет никакого пафоса, он просто первоклассный музыкант и отлично делает своё дело. Никто из инструменталистов даже за глаза не наградит его грустным прозвищем «пивец» или «пивичка», потому что он отдаст себя всецело людям и подарит им много радости от встреч с музыкой, с ним и его мастерством. В этом и будет залог его, то есть вашего успеха!


Одна моя ученица, которую я очень уважаю за её умение трудиться, после второго урока сказала мне, что если бы знала, какой это труд, ни за что не ввязалась бы в это дело. Но желание петь победило, и я горжусь ею.

P.S. Складываем 99 процентов труда плюс 1 процент Божьего дара и получаем талант. Вот и вся суть такого простого и вместе с тем, как оказалось, бесконечно сложного первого правила.


Гордого терпения вам, будущие музыканты! И пусть оно приведёт вас к заслуженному успеху.

Правило второе

Накопление и сохранение энергии

Почти урок физики

Для того чтобы мало-мальски удерживать зал, но не за счёт декораций, балета и прочих привлекательных атрибутов, а имея на сценической площадке исключительно себя, пианиста и рояль, полезно научиться не только накапливать энергию, но и сохранять её.

Хочу пояснить на доступном для восприятия примере. Одного учителя в школе уважают и ценят. На его уроках царит гробовая тишина, а сотни детских горящих глаз жадно смотрят в рот любимому учителю, ловя каждое его слово. На уроках стопроцентная посещаемость, а ученики через всю жизнь проносят память о незабываемых часах, дарованных им простым, влюблённым в своё дело человеком.

У другого преподавателя всё в точности наоборот, хотя он, возможно, ничуть не хуже своего коллеги, в меру строг, обладает замечательными знаниями, любит свой предмет и вверенных ему учеников, но на его уроках ребята постоянно разговаривают друг с другом, переписываются, хихикают, пишут стихи, рисуют, мечтают. В общем, занимаются чем угодно, только не предметом.

В чем же секрет? Секретов нет, просто существует некая энергия Голоса, и внутренняя энергетика самого человека, которая либо привлекает внимание к нему, либо, наоборот, отталкивает.

Помните! В Голосе заложена мощнейшая энергия. Это оружие, причем иногда – массового поражения. Голос может повести за собой города и страны, разжечь войну или призвать к миру.

Я хочу напомнить о безудержной силе, таившейся в голосе Адольфа Гитлера. Однажды она вырвалась на свободу, и космические часы пробили скорбное время для всего человечества. Словно вулкан, извергающий вулканическую магму, фюрер изрыгал свои бредовые идеи на многочисленных собраниях, неистовствуя в своих выступлениях, играя энергией данного ему природой Голоса, пусть не красивого, но имеющего необходимый окрас, служившего верой и правдой делу, которое выбрал его хозяин. Фюрер морочил людям головы и, ловко манипулируя, парализовал их умы. Люди слышали его и шли за ним. Чересчур эмоциональными речами он вызывал у людской толпы чувство патриотизма, неистовства, доказывал собственную значимость и прославлял торжество ложной справедливости.

Он был необычайно искренен и смел в своих речах. Если бы его душа служила добру, наступила бы золотая эра для человечества и воцарился бы мир во всём мире. К сожалению, Вселенная распорядилась по своему усмотрению. Она уготовила фюреру то, что было ему по судьбе. Не нам судить о великом ходе великих исторических событий. Только одно в нашем разговоре имеет смысл: речь, произнесённая с надлежащей внутренней силой, или только единожды произнесённое слово, может убить, исцелить, поднять на великие свершения, заставить плакать, смеяться. Одно и то же слово, сказанное с разным внутренним посылом, утешит, развеселит или вызовет гнев, агрессию. В общем, слово может всё.

И всё же я повторюсь ещё раз. Каждая буква, слог, имеет собственную энергию, а заслуга слов, сотканных из букв, невелика, посыл вашей внутренней силы вовсе не зависит от громкости вашей речи. Важно также и то, с каким настроем вы произносите те или иные фразы. Я не побоюсь назвать истинным героем Великой Отечественной войны знаменитого советского диктора Юрия Левитана. Его Голос, сочившийся любовью к своей Родине, спокойный и твёрдый, дарил советским людям веру в победе над врагом; божественная мудрость его завораживающего тембра творила чудеса. Несмотря на боль, страх, голод и лишения, люди шли за любовью, не жалея ни сил своих, ни жизни. Я бесконечно восхищена Голосом Юрия Борисовича и отношу его тембр к разряду уникальных Голосов мира.

Отмечу, что балет, а также немые фильмы прошлого столетия можно зачислить к разряду высокоэнергетических посылов, отправляемых актёрами во внешний мир. Разница лишь в том, что умение отдавать активизируется через пластику, мимику, минуя речь.

Понятие энергии было введено ещё Аристотелем: «Энергия – это скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой перехода различных форм движения и взаимодействия материи из одних форм в другие. Если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется во времени».

Дорогие друзья, храните свою энергию для благих посылов во Вселенную и не растрачивайте её по пустякам.

Потеря энергии через слух

Полезная информация для любителей поболтать. Красочные случаи хмельного времяпрепровождения и душераздирающие любовные истории – далеко не весь перечень, который готовы вам предоставить приятели, случайные подруги и попутчики. Согласитесь, это самые распространенные темы пустых разговоров. Во время общения вы можете смеяться, давать дельный совет, настаивать на своём мнении, молчать, сочувствовать, сопереживать. На самом деле, всё, что бы вы ни делали, не имеет значения, важно только ваше участие. Буквально с первых секунд включившись в процесс общения, к вашему энергетическому каналу подключится энергетический канал вашего собеседника. Будьте уверены, товарищ покинет место вашей встречи радостный и успокоенный, на вас же навалится зверская усталость, будто вы перекопали целый огород. Вы почувствуете себя уставшим, изможденным, обессиленным и непременно захотите поесть, выпить чашечку кофе или бокал вина. Не удивительно, что пустые разговоры частенько сопровождаются шумным застольем, потому что болтовня обесточивает, а человек ничего не получает при этом взамен. Впустую потраченное время вам никто не вернёт, повода считать себя хорошим другом или преданной подругой у вас не будет, так как настоящая дружба проявляется иначе, да и вообще, она сродни любви, а подобное явление, как известно, – редчайший случай.

Итак, с вашим приятелем вас разделяет одно «но»: ему после разговора хорошо («спасибо, что выслушал меня!»), а вам плохо («я чувствую себя филиалом Стены плача!»).

Прислушайтесь, что говорят пожилые люди, умудрённые опытом: «Мы приходим одни в этот мир, одни и уходим».

Люди развитых стран не нагружают своими проблемами даже самых близких, уже не говоря о случайных знакомых. Это, по их мнению, mauvais tone (в переводе с французского языка – дурной тон). Имея желание высказаться, они посещают психолога – человека, который за деньги, профессионально обсуждает с ними их трудности. Начните нагружать заграничных друзей важностью своей персоны, вас деликатно остановят: «Извините, это ваши проблемы».

Конец ознакомительного фрагмента.