Глава 1
Голодание – тернистый путь к совершенству
1.1. Голодание. Взгляд, сквозь века
… Голодание так же старо, как само человечество.
Голодание как метод лечения существует на Земле с момента зарождения всего сущего. Во все времена оно активно использовалось всеми представителями живого мира – от животных до человека для избавления от болезней и недугов. Начиная с эпохи палеолита (около 40—50 тысяч лет тому назад), когда появился человек, голод был единственным доступным ему способом лечения и естественным природным состоянием, способствующим выживанию как вида. Современные раскопки говорят о том, что наши предки – кроманьонцы были физически здоровыми, рослыми и крепкими людьми, атлетически сложенными, и это, несмотря на то, что им приходилось постоянно пребывать на «голодном» пайке!
Сознательное голодание, очевидно, стало результатом этого опыта голодания поневоле, наблюдения человека за животными и самим собой. Знания о благоприятном влиянии голода на наш организм запоминались людьми и передавались из поколения в поколение. В ранний период истории эти знания были доступны каждому члену племени или рода, а самим врачеванием занимались старейшины, как самые опытные и мудрые члены общины.
С возникновением различных религий эти знания перешли в ведение служителей культов – жрецов, колдунов, шаманов. Они, зачастую, были связаны с разнообразными мистическими верованиями, являлись одной из самых важных составляющих религиозных обрядов. Из религиозных соображений подвергали себя длительным голоданиям и ранние христианские подвижники, и солнцепоклонники Древней Персии, кельтские друиды и жрецы Древнего Египта, индийские брахманы и тибетские ламы. Все они считали, что, только пройдя испытание длительным голоданием, можно достигнуть просветления и быть допущенными к высшей ступени посвящения.
Позднее голодание стало неизменным атрибутом, важнейшим элементом на тернистом пути укрощения плоти и возвышения Духа любого верующего человека, во всех, без исключения, религиях народов мира. Пост как действенный инструмент очищения души и исцеления тела применяли католики и православные христиане, иудеи, мусульмане, буддисты и кришнаиты.
Упоминания о лечении голодом как необходимого и наиболее важного метода из всех нелекарственных лечений, можно встретить в наставлениях и трудах древних ученых Иудеи, Персии, Индии, Вавилона, Египта, Тибета. Китая, Скандинавских стран, Рима и Греции и многих других.
Одна из глав четырехтомного труда Тибетского мудреца и лекаря Цо-Жед-Шонна «Главное руководство по врачебной науке Тибета – Чжуд-ши», датируемого IV веком до н. э, так и называется «О лечении упитыванием и голоданием».
Величайший медик, ученый и философ Древней Персии Абу-Али Ибн Сина (Авиценна), живший в период с 980 по 1037 гг, в своих трудах «Канон врачебной науки» и «Книга Исцеления», а также во врачебной практике огромное внимание отводил непревзойденным лечебным свойствам голодания. Его любимым способом лечения, как для бедных людей, так и для богатых, было длительное голодание в течение 21—40 дней.
Древние греки всегда отличались своим крепким здоровьем, которое можно объяснить воздержанием в еде и голоданием. Вспомним спартанцев, которые вели суровый образ жизни и при этом были сильными, крепкими и выносливыми воинами. Подобный образ жизни стал неотъемлемой чертой многих древнегреческих философов и мыслителей, которые возвели его в ранг Науки.
Древнегреческий ученый Геродот, живший в 484—425 гг. до н. э, считал, что самые здоровые люди – это египтяне, которые использовали систематическое голодание в течение 3-х дней один раз в месяц и проводили очистку желудка с помощью рвотного средства и клистира. Он полагал, что все болезни человека – из-за пищи.
Большое внимание правильному питанию и голоданию в частности уделяли в своих трудах и другие древнегреческие мыслители и философы. Так Сократ и Платон регулярно проводили десятидневные голодания, считая воздержание от пищи «первой добродетелью». По их мнению, голодание помогало достигнуть более высокой ступени умственного развития. «Истинной медициной» Платон называл ту, которая лечит постом и диетой, солнцем и воздухом.
Основатель школы философии, древнегреческий математик и философ Пифагор, живший в VI веке до н. э., регулярно голодал в течение 40 дней, справедливо полагая, что только таким образом можно повысить умственное восприятие, добиться высокой творческой активности. Такого же строгого сорокадневного поста, во время которого можно было пить только воду, он требовал от своих учеников и приверженцев. Он был вегетарианцем, совершенно не ел мяса, не пил вина, питался преимущественно хлебом, медом, сырыми или вареными овощами и дожил до преклонного возраста, сохраняя чистоту духовных побуждений и ясность мысли.
По праву считающийся «отцом» всей современной медицины, древнегреческий врач Гиппократ, живший в 460—357 гг. до н. э., был большим приверженцем умеренности в питании и лечения голодом. Он считал, что, прежде чем назначать больному лекарства, следует очистить организм от всего чуждого, ненужного и делать это следует до того момента, пока не произойдет полное восстановление всех его функций. Своим пациентам во время критического периода заболевания он всегда назначал голодание. «Идти на прибавление пищи, – учил Гиппократ, – следует гораздо реже, так как часто бывает полезным совершенно отнять ее, где больной это выдержит, пока сила болезни не дойдет до своей зрелости… Человек носит врача в себе, надо только уметь помочь ему в его работе. Если тело не очищено, то, чем больше будешь его питать, тем больше будешь ему вредить. Когда больного кормят слишком обильно, кормят также и болезнь. Помни – всякий излишек противен природе».
Идея голодания как чудесного способа сохранения здоровья не потеряла своего значения и в средние века. Швейцарский естествоиспытатель и врач Парацельс, живший в XVI веке, считал, что самым лучшим лекарством от всех болезней является голодание, несмотря на то, что он был приверженцем нового по тем временам учения – ятрохимии. Приверженцы этого учения полагали, что все болезни у человека имеют химическую причину, и только медицинская химия поможет людям от них избавиться, отвергали все другие, годами наработанные человечеством методы лечения. К сожалению, в этом вопросе современная медицина недалеко ушла от средневековых алхимиков…
Не все врачи прошлого придерживались этой точки зрения. Английский доктор Чайн в начале XVIII века ратовал за существенные реформы в питании и был приверженцем лечения различных болезней при помощи голодания. Ведя в молодости беспорядочный образ жизни, он на своем горьком опыте убедился, что неправильное питание приводит к ожирению, одышке, лихорадке и прочим нежелательным «прелестям». И только поняв механизм голодания, осознав пользу здорового питания, он исцелился сам и в дальнейшем с успехом применял этот опыт для лечения своих пациентов.
Другой известный врач XVII—XVIII вв. Фридрих Гофман широко использовал лечебное голодание для лечения полнокровия, подагры и ревматизма, цинги, разнообразных злокачественных заболеваний кожи и апоплексии. Его главным правилом было: какое бы ни было заболевание, пациенту для успешного излечения следует ничего не есть!
Более научное обоснование процесс сознательного голодания получил в прошлом веке, когда сотни ученых в разных уголках земного шара стали проводить различные лабораторные опыты, вначале на животных, а затем и на человеке для изучения физиологического и биологического аспектов голодания. Основоположником западной школы голодания считается американский доктор Эдуард Дьюи. Еще в конце XIX века он использовал длительное лечебное голодание в своей медицинской практике и считал, что больной не должен употреблять еду до того времени, пока у него естественным образом не проявится аппетит и его язык не очистится. Его последователями стали: американский доктор Таннер, считавший голодание «эликсиром молодости», врач Линда Хаззард, автор популярной книги «Голод – лекарство от болезней», Поль С. Брэгг, поведавший всему миру о «Чуде голодания», врач Г. Шелтон и еще многие и многие другие.
Большой вклад в изучение вопроса сознательного голодания внесли русские и советские ученые. В конце XVIII века профессор П. Вениаминов читал курс лекций в Московском университете о голодании, этой же проблемой существенно занимался русский патофизиолог Военно-медицинской Академии Петербурга В. Пашутин. Он установил, что при полном голодании потеря в весе 20—25% никоим образом не сказывается на органах и тканях человека, и только после потери 40% веса могут начаться патологические изменения в организме человека.
Сторонником лечебного голодания был А. Суворин, который, не будучи врачом, издал ряд книг по голоданию, стал автором оригинальной методики лечебного голодания.
Выдающимися приверженцами использования метода лечебного голодания были – Московский врач Н. Нарбеков, академики Л. Бакулев, П. Анохин, А. Покровский, Н. Федоров, которые с успехом применяли его для лечения язвы желудка, сердечнососудистых заболеваний, печени и почек.
Самый значительный вклад по изучению лечебного голодания в России, по моему мнению, внес академик Ю. Николаев, автор разгрузочно-диетической терапии (РДТ). Он впервые в полном объеме сумел обосновать все показания и противопоказания к голоданию, подробно описал клиническую картину различных стадий голодания и предложил эффективную и полностью безопасную свою методику.
На сегодняшний день в мире существует много различных школ и методик голодания. С большой уверенностью можно констатировать тот факт, что голодание, благополучно пережив минувшие века, с успехов дожило и до наших дней.
О самых популярных и действенных из них вы сможете прочитать далее в этой книге.
1.2. Голодание в религиозных учениях народов мира
Вам лучше поститься, если бы только вы знали это.
Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно.
Все известные на сегодняшний день религии неизменно отводили главенствующую роль голоданию (посту), и не столько ради оздоровления и очистки тела, а в первую очередь – для духовного совершенства человека, его единения с Богом. Все дело в том, что во время голодания каждый человек наиболее ясно ощущает окружающий нас тонкий мир, и это понимание всего сущего помогает нам избавиться от суеты и страстей, прийти к гармонии духовного и материального. На самом деле, весь окружающий нас материальный мир – это только малая часть ментального, астрального, и других миров, в которых мы с вами ежесекундно пребываем, лишь жалкая их тень. Самым важным результатом голодания церковь считает укрепление и закалку силы Духа посредством подавления чувств и желаний, одно из которых есть желание поесть. Если вы, вопреки гложущему чувству голода смогли, хотя бы сутки ничего не есть, ваш Дух уже стал совершеннее на одну, пусть даже маленькую ступень. С каждым новым разом, одерживая очередную победу над своей плотью, вы, пусть медленно, но верно, будете все выше и выше подниматься по ступеням этой «лестницы» духовного совершенства, а, следовательно, ваша Душа все ближе и ближе будет приближаться к Богу.
В священной книге для каждого христианина – Библии существует немало упоминаний о сознательном голодании, только в Ветхом Завете их насчитывается около 75.
Пророк Моисей, прежде чем обрести Десять Заповедей от Бога, голодал 40 дней и ночей на горе Синай, и только после этого Бог снизошел к нему.
Иисус Христос удалился в пустыню и провел в полном одиночестве без воды и пищи все те же 40 дней, неустанно предаваясь молитвам, прежде чем начал проповедовать людям Слово Божье. Именно после этого он сказал: «Не хлебом единым живет человек, но и тем, что говорит ему господь Бог», тем самым на собственном примере, так же, как и Моисей, показал людям, что только с просветленным после голода человеком разговаривает сам господь Бог. Голодали в истовой молитве к Богу его ученики Илья, Давид и все другие последователи, многих из которых христианская церковь после их смерти возвела в ранг святых. Неспроста ровно 40 дней длится у православных христиан Великий пост. Это напоминание каждому из нас о необходимости голодания во имя Иисуса Христа для возвеличивания Духа. Это самый строгий из всех христианских постов, и первоначально его сутью был полный отказ от какой бы то ни было пищи на всем его протяжении. Многие века, с тех самых пор, когда человечеству было дано учение Иисуса Христа, именно такой пост, без любой еды, соблюдали все поколения католических и православных монахов и придерживаются его до наших дней.
Однодневные голодания также присутствуют в традициях христиан – каждую неделю установлены два постных дня: среда и пятница, каждый верующий в эти дни должен воздерживаться от приема пищи.
Индейцы Южной Америки были уверены, что только тот человек, который на себе испытал невзгоды и лишения, способен быть руководителем племени. Претендент на такую роль проходил длительный путь трудных испытаний. Будущий вождь был лишен всех земных благ и удовольствий на период около пяти лет. В это время он должен был находиться в полной изоляции в Храме, проводить длительные голодания, в перерыве между которыми его избивали и подвергали различным другим унижениям. Я думаю, неплохо бы такую практику применить и к представителям власти в нашей стране! Возможно, тогда мы бы сейчас жили совсем по-другому.
Голодание было самой важной частью в Иудаизме. В еврейском Талмуде, состоящем из 64 томов, целый трактат был посвящен голоданию. Он назывался «Мегиллат Таамит», что можно перевести, как «Свиток о Голодании». В нем подробно описываются все те 25 дней, по которым все евреи были обязаны голодать. Немало упоминаний о голодании можно найти и в так почитаемых евреями свитках Торы. Все без исключения иудеи должны были голодать регулярно, в течение 2 дней каждую неделю. Во время любой опасности, надвигающейся на еврейский народ, «Синедрион сионских мудрецов» – орган духовной власти, имел право объявить народу всеобщее голодание, чтобы испросить у Бога спасения. Такие массовые голодания продолжались обычно от одного до семи дней.
В самой дорогой книге для сердца каждого мусульманина – священном Коране, также достаточно много упоминаний о голодании. Великий мусульманский пророк Мухаммед учил, что каждый настоящий мусульманин обязательно должен воздерживаться от любой еды не менее 2-х дней в неделю. Мусульмане полагают, что только голодание может помочь человеку избежать греха.
В традиции мусульманства особое значение имеет пост «Рамадан», который необходимо соблюдать в течение одного месяца. Его отмечают в девятый месяц по лунному календарю. Во время этого поста, всем правоверным мусульманам запрещено есть, пить и курить в течение всего дня: от рассвета до заката, запрещается даже глотать слюну. Все светлое время дня запрещены купания, вдыхания благовоний, любые развлечения и секс. Вкушать еду разрешается только после заката солнца или до восхода и то, можно употреблять только пищу, не содержащую животного белка: овощи, фасоль, фрукты, финики.
Мусульмане предают этому посту настолько большое значение, что даже в случаях болезней или беременности, когда человек не может соблюдать пост, он должен его соблюсти позднее, после выздоровления, чтобы обязательно отдать свой священный долг Аллаху.
В разных религиозных течениях Индии, и в индуизме в частности, голодание как средство очищения Духа и тела также нашло широкое применение. Оно является неотъемлемой составляющей практики Йогов, образом жизни брахманов.
Буддийские монахи не представляют своей жизни без регулярного длительного голодания. Пребывая по многу дней без пищи, в постоянной медитации, они соединяют себя с сознанием Будды.
Пост – божественный шанс к просветлению Души и оздоровлению тела
Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.
Разрешай всяк союз неправды.
Прости ближнему оскорбление, прости ему долги.
Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления.
Моя любимая бабушка Вера исповедовала православие и была очень верующей женщиной. Именно она научила меня любить Бога, молиться и соблюдать пост. Даже само ее имя олицетворяло для меня, маленького пацана, веру в Иисуса Христа, моего Спасителя. Только во время поста, учила меня она, Душа каждого человека может стать ближе к Богу. Помню, в детстве мы много раз ходили с бабушкой в церковь на разные службы. С тех самых пор я свято чту эту традицию и обязательно каждую неделю посещаю Храм Божий.
В Православии количество постных дней в некоторые годы может достигать более половины всего календарного года, рассказывала бабушка. Посты бывают еженедельные, однодневные и длительные, и все они посвящены определенным событиям в истории Христианства.
Православная церковь требует от каждого истинно верующего человека строгого и неукоснительного соблюдения постов, однако из этого правила есть исключения. Больные люди, беременные и кормящие женщины, маленькие дети, а также люди, которые заняты тяжелым физическим трудом, и те, которых пост застал в пути, могут с благословения церкви получить разрешение на менее строгие условия поста. Такое послабление касается и тех людей, которые впервые в жизни решили соблюдать пост.
Каждую неделю бабушка соблюдала в «женские» дни – по средам и пятницам, еженедельные однодневные посты. В среду в память о предательстве Иисуса Христа, а в пятницу – как воспоминание о страдании Спасителя и его смерти. В эти дни кушать можно только растительную пищу без масла, говорила она, или не употреблять вообще никакой еды до трех часов дня (часа девятого по Евангелию) – времени, соответствующему распятию Иисуса Христа.
Конец ознакомительного фрагмента.