Физиологические маркеры эмоций
Физиологические маркеры эмоций, по определению, отражают и показывают, какая эмоция находится на фасаде в данный момент, причём, отражают и показывают на уровне параметров телесности. Моменты времени, в течение которого эти маркеры действуют, могут быть как длительные – тогда об этой эмоции можно говорить, что она характерная для данного человека в большей степени, так и короткие – тогда можно говорить, что это просто эмоция на фасаде в данный момент. Может быть, и средний уровень эмоции – не на фасаде, но и не как черта личности, а эмоция ситуативная, то есть зависящая от ситуации в данный момент. Например, при голотропном дыхании у начинающего всегда будет первичен страх и трепет в первые минуты первой сессии дыхания. Но у некоторых дышащих может кратковременно (!) «вылезти» и другая фасадная эмоция, помимо трепета, то есть та эмоция, с которой скорее всего он и пришёл на тренинг, или которая актуальна в данный момент жизни, или то и другое. Но это будет именно кратковременное проявление этой эмоции, и страх всё равно возьмёт своё просто потому, что ситуация первого голотропного дыхания требует проработать страх прежде всего. Или, как мы говорим на голотропе: продышать страх.
Страх всегда первичен в начинаниях, чем бы Вы не занялись в первый раз, тем более, если это занятие не имеет социального поощрения, и/или не описывается терминами существующей культуры. В последнем случае голонавт вообще переживает шок от переживаемого на первой сессии глубокого дыхания, сколько бы он не слышал и не читал о голотропе заранее. Мы так и называем это явление: культурный шок (я прекрасно осведомлён, что антропологи используют этот термин в несколько ином контексте, но на самом деле, механизмы в обоих контекстах идентичны, ведь трансперсональный тренинг и есть, по сути, «другая культура» для современного человека).
Кстати, продышать страх – самое первое и простое определение термина «продышаться». За этим определением следует более сложное, уже касающееся самих физиологических маркеров эмоций.
«Глаза боятся – Руки делают»
Вернёмся к поговорке «глаза боятся – руки делают» – это формула взрослого человека, или повзрослевшего человека. Рефлекс новорождённого уже позади, но тогда что означает эта формула? В любом начинании и ребёнок, и взрослый проходят пять фундаментальных состояний, переживают пять фундаментальных эмоций. Только, в отличие от ребёнка, поступки взрослого движимы не рефлексами и инстинктами, а всё чаще условностями. Упомянув сейчас данное слово – «условности» – я не имею в виду стандартные моральные принципы общества, обусловленные коллективным договором «как жить вместе». Но и в том числе… Условности и есть этот «узелок на память», это промежуточное орудие труда, эти слова, которые находятся между желаниями что-либо потрогать руками и самим действием рук.
Так, руки взрослого человека и наполняются энергиями, которые у каждого взрослого человека будут разными, в зависимости от доминирующей или доминирующих фундаментальных эмоций. И руки будут разными в разное время у одного и того же человека, и у разных людей, причём, в прямом смысле – разная степень напряженности, разное состояние кожи, разная температура. По этим качествам и можно судить о доминирующей эмоции человека в данный момент, а сам человек по доминированию тех или иных качеств своих рук в течение своей жизни может сделать вывод о доминировании какой-либо эмоции в своей жизни, если, конечно, такая доминанта имеется. Ведь мы не всегда рефлексируем по поводу своих эмоций. В психосоматической медицине существует даже такое понятие, как алекситимия – неспособность отслеживать, оценивать и проговаривать свои эмоции. Причём, состояние правой и левой руки могут различаться, не по степени доминирования самих рук (правша Вы или левша), а по степени доминирования эмоций, зажатых в данной руке. Давайте рассмотрим основные состояния рук.
Как говорилось выше, с точки зрения метафизической анатомии в теле человека изначально, то есть с момента рождения, можно выделить области двух огней – лёгкого огня и тяжёлого огня, области двух вод – лёгкой воды и тяжёлой воды, а также область земли. Каждой из этих стихий соответствует часть туловища, или сосуд стихии. Видно, что эти энергетические сосуды делятся, помимо критериев «вода и огонь», также на лёгкие и тяжелые. Сосуд земли (сосуд селезёнки, но не сама селезёнка как орган), хотя и относится к тяжёлым сосудам, на самом деле делит качества других сосудов и качества самого себя на лёгкие и тяжёлые. То есть, его можно считать как бы «серединой» этих качеств, или даже «золотой серединой» – он и цвет имеет жёлтый, и находится приблизительно посередине туловища, и даже где-то в центре тяжести взрослого человека (у детей центром тяжести является центр кишечника, то есть он находится ниже).
Введение мною метафизического рассмотрения не излишне и не случайно, поскольку позволяет изящно систематизировать сказанное раньше о разных состояниях рук, в зависимости от доминирующей эмоции.
Так, тяжёлая вода, то есть страх, делает руки, очевидно, влажными, но также и холодными, потому что огонь вверху – огонь есть активная стихия и всегда стремится вверх. То есть холодные влажные руки отражают страх и трепет. Впрочем, это и всего тела касается – всем известно, что в страхе выделяется холодный липкий пот. Страх вовлекает и сковывает всё тело, он фатален… Просто руки наиболее ярко и доступно это показывают. Потому что это – руки…
Тяжёлый огонь – ярость и гнев делает руки, по определению, тёплыми, даже горячими, как во время драки. В драке руки также и потные, потому что внизу находится, помимо тяжёлого огня, также и тяжёлая вода. Так же, как и тяжёлая вода страха, тяжёлый огонь ярости быстро распространяется по всему телу, но, в отличие от страха, ярость и агрессия активны и могут вызывать по телу самые причудливые картины игры жара и холода, огня и воды. Но тёплые влажные руки отражают ярость, гнев, злость и агрессию.
Лёгкая вода – тоска «веет прохладой» – руки в этом случае холодные. Также руки во время тоски и сухие. Может показаться странным тот факт, что руки сухие, в то время как стихия тоски (сосуд лёгких) водная. На то она и «лёгкая вода», что влаги не чувствуется, вся влага уходит вниз. Лёгкая вода – это облака, туман, пар (по отношению к кипящей воде пар холодный). Итак, прохладные сухие руки отражают тоску и томление.
Наконец, лёгкий огонь – это огонь радости, и руки в этом случае, помимо того, что сухие, также и тёплые. Это самое комфортное состояние для человека, и самое предпочтительное с точки зрения восточной медицины. Например, когда Вы приходите к специалисту аюрведы, то он может, прежде чем Вас опрашивать, сначала выяснить, в каком эмоциональном состоянии Вы пришли, просто взяв Вас за руки. Итак, тёплые сухие руки отражают состояние радости, умиротворения, удовлетворения.
Стихия земля не определяет какое-либо конкретное состояние рук, но, земля влияет на то, будут ли у Вас руки тёплые или холодные. То есть земля определяет то, лёгкой или тяжёлой будет последующая эмоция. Этот механизм я ещё подробнее опишу в соответствующих главах о смерти.
Другими словами, огонь рождает тепло и лишь затем сухость, а вот вода рождает влажность и, только во вторую очередь, прохладу. Но сам-то огонь есть активная стихия, в то время как вода есть пассивная стихия. Поэтому и качества тепло-холод первичны по отношению к качествам сухой-влажный (если, конечно, нет экстремальных ситуаций типа «чрезмерная влага отталкивает тепло», или «сухой мороз не так холодит»). С другой стороны, в метафизической анатомии человека и огонь, и вода могут быть и лёгкими, и тяжёлыми. Но всегда, где бы ни были огонь и вода – вверху или внизу, огонь тянется вверх, а вода стекает вниз. Отсюда и многообразие качеств рук.
Что же касается голотропного процесса, то вспомним ещё раз: «глаза боятся – руки делают». Первая цель для новичка – продышать страх. Новичок всегда боится первого голотропного процесса, что бы он сам не говорил, и что бы он даже сам не думал. Просто у всех разная окраска страха, да и возможна другая эмоция на фасаде. И руки это обязательно покажут и докажут. Поэтому и говорят в поговорке: «…руки делают».
Здесь уместно провести иллюстрацию с временами года. Каждому времени года в даосизме соответствует свой сосуд: весне – печень и желчный пузырь, лету – сердце и тонкий кишечник, осени – лёгкие и толстый кишечник, зиме – почки и мочевой пузырь, селезёнка и желудок как бы находятся «посередине года», в реальности, в бабьем лете, то есть в том периоде, когда лето временно возвращается, вытеснив осень. Очень метафизический момент, о котором мы ещё поговорим! Добавлю пока тот факт, что у некоторых языческих племён (например, у славян Инглингов) именно в бабье лето начинался год, точнее, в день осеннего равноденствия, а разбивался у них год на периоды примерно сорока дней, а не месячных циклов (таких периодов, очевидно, в году получается девять), а недели у них длились девять, а не семь дней…
Многообразие качеств рук отчасти проявляется и в других сосудах. Состояние лица тоже можно описывать языком тепло-холод и сухость-влага, и закономерности будут такие же, как и в случае с руками. Да и другие части тела, т.е. другие внешние сосуды могут иметь эти закономерности, но могут быть и исключения в силу специфики самих этих сосудов, точнее, взаимных первичных, вторичных, третичных и прочих качеств, относящихся к этим сосудам. Руки же наиболее ярко и чётко отражают такие закономерности, и назвать их можно, поэтому, именно «маркером эмоций», недаром в даосизме руки называются «управляющими поздним Небом», в то время как почки называются «управляющими ранним Небом», но об этом также ещё будет идти речь.
Совершенно закономерно так и напрашивается вопрос о ногах, в том смысле, что ноги более «весомая» часть тела в плане передвижения, да и в прямом смысле более весомая. Так почему же руки в жизни и в голотропе более яркий маркер, чем ноги? Потому что нога более «сложный» такой маркер, и индивидуальный…
Нога – Огонь наоборот
Если уж быть справедливым к пословице: «Глаза боятся – руки делают», то её стоит дополнить. В народе часто говорят также: «Глаза боятся, а руки, ноги делают». И это будет тоже правильно!
Нога формируется позднее руки и лица. Хотя рефлексы новорождённого имеются и на ногах, но они не основные. Я имею в виду, прежде всего, не саму ногу как часть тела, но ног как энергетическую часть тела. Ведь человек, например, и ходить начинает к году жизни – кто-то на месяц-другой раньше, а кто-то на месяц-другой позже – не суть важно. Главное – ходить мы начинаем где-то к году своей жизни!
Это момент в жизни человека психологи называют «сензитивным периодом» – периодом изменения восприятия и связанной с ним характерной «ломкой характера». Таких периодов жизни человека рассматривается несколько, но нас сейчас интересуют ноги, точнее, период начала хождения. В этот период ребёнок научается быстрее передвигаться (быстрее, чем ползком), а значит, быстрее постигать мир вокруг себя, его деятельность в период от одного до трёх лет в отечественной психологии называется предметно-минипулятивной, а мышление наглядно-образным (а не наглядно-действенным, как ранее). Но, на что я сейчас обращаю основное внимание – нога вступает в «энергетическую игру» позже рук и лица. Поэтому, когда ребёнок начинает «активно постигать» свои ноги, его руки и лицо уже давно ему «принадлежат», а значит, именно рука и лицо берут на себя львиную долю внимания ребёнка и, что очень важно, внимания взрослых. Ноги в это время, помимо того, что привносят дополнительную степень свободы передвижения, параллельно привносят и дополнительные степени внимания, как бы провоцируя руки и лицо на большую активность и, соответственно, на большие запреты со стороны взрослых. Это поразительно напоминает ситуацию с младшим ребёнком в семье – он регулярно провоцирует старших детей на то, что взрослые им часто делают замечания и даже наказывают их за «провинности младшего». То есть, если можно так выразиться, на данном возрастном этапе нога «подставляет» руку и лицо…
И этот факт весьма заметен и ярко отражен на первых же фазах глубинного дыхания. Где же тогда нога? Вернее, когда и как ноги вступают в свой психологический дыхательный процесс?
Во-первых, можно сразу говорить, что позднее. На первых сеансах по голотропному погружению редко когда у новичков присутствуют сильные ощущения в ногах, подобные таковым в руках и на лице. До ног нужно, что называется, «додышаться», предварительно «продышав» руки и лицо. Ведь как и в жизни, руки и лицо находятся «на острие» внимания человека, также и в дыхании, что, впрочем, и очевидно – ведь голотроп суть отражения жизни, но в более сжатой импульсивной форме. Ноги гораздо реже и в меньшей степени открываются, оголяются, даже у совершенно «расторможенных» женщин (а порою и мужчин), даже у тех, кто живёт в мягком или жарком климате. В то время как руки и лицо более «архаичны» в плане внимания к ним, к ногам. Поэтому, и последовательность появления голотропного опыта подразумевает проявления этого опыта сначала в руках и лице, и только затем в ногах.
Во-вторых, сильные эффекты в ногах, такие, как судороги, резкие смены тепловых ощущений и эффекты лёгкости-тяжести происходят далеко не у всех. Потому что запреты на ноги также далеко не у всех.
Немного метафизической анатомии как иллюстрация к сказанному. Нога расположена под центром тяжести человека, и над ногами находится живот. Живот – это, прежде всего, жизнь физическая, жизнь животная, отсюда и сходство звучания, по крайней мере, в русском языке. У славян животворящая жизнь связывается с богиней Живой, и место ей в животе. В животе матка у женщины, также в животе основное энергетическое ядро воина, например, нижний даньтянь даоса. Два огня – лёгкий огонь сердца и тяжёлый огонь печени также объединяются в энергетическом ядре, в ядре жизни. А огонь, как известно – стихия активная, направленная вверх, в поле притяжения Земли. Но человек способен направлять свой огонь жизни и вниз, навстречу Огню Земли, дабы черпать этот Огонь, эту Силу Агни, и не терять своей сакральной связи с Матерью Природой.
В христианской традиции Агнец Божий есть символ Иисуса Христа, то есть того, кто зажигает сердца человеческие. А в восточных традициях есть учение, которая развивали Рерихи, в частности, Елена Рерих. Это учение – Агни-Йога, или Живая Этика, или «Пространственный Огонь» – наука о духовном творчестве человека и о его взаимосвязи с Космосом.
Но сердце, как и душа, и дух человека находятся сверху от живота, а вот нога снизу. Этот сознательный огонь вниз, огонь наоборот, агни наоборот – и есть нога. Проводить огонь жизни к земле на встречу с огнём Земли есть энергетическая функция ноги!
Впрочем, предсмертная агония, конвульсия ног (прежде всего) тоже являются последним огнём жизни, покидающим тело.
Теперь вернёмся к психологии, точнее, к трансперсональной психологии, которая, если смотреть на признание и принятие её в разных странах, до сих пор находится на стыке науки и паранауки, по-моему, в силу своего же определения. Впрочем, мы отчасти затронем и возрастную психологию, и психосоматику, и не только их.
При глубинных фазах дыхания бывают очень сильные ощущения в ногах у женщин (гораздо реже у мужчин), правда, не на первых дыхательных сессиях (что совсем уж редко, но бывает). Особенно это явление характерно для женщин, склонных к полноте. Астеничные, то есть худенькие женщины, напротив, склонны жаловаться на то, что при голотропе длительное время не чувствуют ног вообще. А вот у мужчин эти закономерности вообще полностью отсутствуют, в отличие от женщин, где закономерность между ощущениями в ногах и конституцией тела явная. Но, сразу оговорюсь: бывают и исключения, когда полные женщины во время голотропной сессии какое-то время не чувствуют ног, а худые, напротив, чувствуют сильные вибрации, судороги и пр. Эти исключения скорее подтверждают закономерность, чем нарушают, в силу причины самих ощущений в ногах. А причину эту легко найти в двух факторах, описанных выше, точнее, причина складывается из двух уровней причин.
С одной стороны, запреты на ноги. С другой стороны, нога есть огонь наоборот. Остаётся найти эти запреты и характер этого огня, причём, характерно именно для женщин.
Первые пару лет жизни дети – и мальчики, и девочки получают схожие запреты на руки и лицо, а чуть позднее и на ноги: «туда не ходи, сюда не ходи», «отойди», «не пинайся», «ай-ай, отойди» и пр. Отличия только в темпераменте самих детей и в невротических реакциях взрослых, что опять же взаимосвязано. Это была, можно сказать: «первая волна запретов».
К школе детей настигает уже вторая волна запретов, хотя, скорее, не запретов, а побуждений – побуждения к контролю своих эмоций, выработке учебной мотивации, усидчивости и т. п. Но эти запреты-побуждения распространяются в целом на поведение ребёнка, то есть, по сути, на всё его тело, а не какие-либо его части. Хотя, в некоторых семьях девочкам уже на этом этапе могут сильно акцентировать то, что в других семьях считают явно преждевременным.
Ведь другое дело – «третья волна запретов» – вот это уже действительно скорее телесные запреты, чем побуждения и принуждения. Это – период полового созревания, прежде всего, полового созревания девочек. Юноши, с одной стороны, созревают в массе на пару лет позже, с другой стороны, патриархальное общество позволяет юношам больше, чем девушкам, даже, обращаю внимание, и в весьма свободномыслящих демократичных семьях и обществах. Но и эти два фактора (созревание мальчиков и патриархальность) можно считать взаимосвязанными.
Девушкам накладывают запрет на ноги – запрещают, например, в платье или юбке сидеть, раздвинув коленки, высоко задирать ноги, раздвигать ноги без необходимости. Чего совсем не скажешь о парнях… Парням при этом чаще делают замечания на руки: «не лапай», «не притрагивайся» и пр., и на лицо: «не подглядывай», «не глазей» и пр. Но и эти запреты вторичны и почти незаметны по отношению к запрету на ноги у девушек. В целом, руки и лицо у юношей могут быть сильнее зажаты, чем у девушек, но не очевидно – это явление временное и не повсеместное, и вообще не принципиальное, если сравнивать его с общими ранними запретами для детей на руки и лицо.
По крайней мере, на тренингах по глубинному дыханию феномены на руках и лице у мужчин и женщин определяются в большей степени ранними универсальными и личными факторами, чем половым фактором воспитания.
Можно выделить условно и «четвёртую волну запретов» уже для молодой замужней женщины. Это запрет отчасти общесоциальный, отчасти связанный с конкретным воспитанием и традициями в семье, отчасти и сугубо личный (но, опять же, все эти уровни взаимосвязаны!) – запрет на внимание и половое влечение к другим мужчинам (то есть не к мужу). Запрет этот может существенно «дополнять» предыдущий аналогичный «девичий» запрет.
Наконец, к четвёртой волне запретов может относиться запрет на подавление сексуального влечения и к самому мужу во время беременности и после рождения ребёнка, в силу личных комплексов, бытовых (и не только бытовых) суеверий и т. п. Но, с другой стороны, рождение детей, напротив, может и снять напряжение в ногах у женщины, то есть как бы разрядить предыдущие женские запреты. Последнее встречается довольно часто. Словом, после родов женщины могут как полнеть, так и худеть, в зависимости от того, как роды повлияли на игру энергий в ногах, а следом и на женскую психику. Психика матери, очевидно, отличается и от психики беременной женщины, и от психики женщины до её беременности. Но сейчас нас больше интересует нога как «огонь наоборот». (Эти «волны запретов» нам ещё пригодятся в дальнейших рассмотрениях целостного развития мужского и женского в каждом человеке, независимо от его пола).
Я выделяю разные картины напряжения в ногах.
Три «женские» ноги и одна «мужская» нога
Когда человек напряжён, то это отражено в теле. Когда человек пытается скрыть своё сексуальное влечение, то напряжены диафрагмы, непосредственно отвечающие за проводимость самой мощной и живородящей, зачаточной энергии человека – это, прежде всего, тазовая и урогенитальная диафрагмы. Эти диафрагмы, а также суставы ног в наибольшей степени и связывают внутренний огонь человека и Огонь Земли. То есть, если они находятся в напряжении, то эта связь ослабевает и искажается. Так, можно сказать, «теряются ноги», то есть, по-сути, перекрывается огонь в обе стороны – и вниз от ядра к земле, и вверх от земли в ядро жизни. Рассмотрим это явление подробнее, так сказать «в лицах», а точнее «в ногах».
Первый случай. Женская полнота является причиной того, что жизненная энергия, формируемая в личной Живе, то есть в животе (у женщин в матке), накапливается в различных участках тела и не проводится свободно по телу. Это инертная конcервативная энергия, можно сказать «горизонтальная», можно сказать языком даосизма «иньская», то есть условно женская («условно» означает, что она может быть как у женщин, так и у мужчин), хотя в данном случае речь идёт именно о женской полноте. У таких женщин сильно напряжена диафрагма в силу причин, описанных выше, и их полнота, тучность как правило является не наследственной, а приобретенной, то есть относительно недавней. Энергии в какой-то момент как бы запираются отдельно в туловище и отдельно в ногах, и скапливаются в этих частях тела, не проходя должным образом через диафрагмы промежности. Промежность зажата запретами, как в ситуации «дом и работа», или ещё более критическая ситуация «кухня и спальня», или «дети и муж» – и ничего и никого более! Женщина как бы «прирастает» к одному месту, уже не просто психически, но почти и физически.
Поэтому, эту ситуацию с женской полнотой я и обозначаю как «приземлённость». Матка как энергетический центр становится чем-то вроде монархом-деспотом, собравшим всё полноту власти, но потерявшим свою периферию (то есть о целостности телесного восприятия говорить не приходится), поскольку границы её владений, что называется, «на замке» (кстати, диафрагмы и другие перегородки тела человека в древних практиках дыхания и называются не иначе как «замки»). Вот уж действительно, тело полной женщины наглядно отражает то, что матка собрала вокруг себя всё, что можно (в идеале в шар) и не отпускает.
Но то, что пришло недавно, легко и, как мы говорим на тренинге, «продышать», ведь такая энергетическая картина не могла прочно закрепиться в женщине. И чем позднее к женщине пришла полнота, тем проще её и «продышать». Другое дело, собственный консерватизм мышления, психическая неповоротливость и страх (!) мешают ей это сделать быстро. Ведь, какая психика – такое и тело, какое тело – такая и психика…
И всё же я утверждаю, что на голотропе полноту продышать относительно легко и сравнительно быстро, нежели худобу! И иллюстрацией этому моему утверждению служит тот факт, что глубокие формы дыхания успешно используют в учреждениях, специализирующихся на борьбе с полнотой. Только не стоит забывать, что эффекты похудения нужно закреплять, а это уже другая работа – больше психологическая, нежели телесная. Также работу с мужской полнотой я принципиально выделяю в отдельный пункт (но об этом ниже).
Второй случай. Совсем другое дело, «продышать» женскую худобу, конституциональную астению. И самый тяжёлый здесь вариант, когда такая худоба передаётся по наследству от матери к дочери. И всё же всегда нужно помнить, что «наследство», «гены» – это не что-то твёрдое, неизменное, это, прежде всего – программы – программы поведения, программы отношения к своему телу, программы отношения к себе в целом, программы веры и неверия, наконец, программы страха.
Страх и трепет, как уже было сказано, формируется в почках, но негативная эмоция страх, можно сказать, в почках и остаётся, то есть она слабо проводится вниз, в ноги. Ведь не зря в народе говорят: «от страха коленки трясутся». Почки, если говорить об их энергии, как бы начинаются в ногах, а заканчиваются в надпочечниках (кстати, в даосизме меридиан почек примерно так и выглядит).
Худые астеничные женщины нередко испытывают весь диапазон страхов. Если начинать снизу вверх по иерархии стихий, то это выглядит так:
– стихии Земли соответствует страх высоты; такой человек «не чувствует почвы (опоры) под ногами», «ноги его не держат», «не чувствует связи с землёй» и т.д.; сюда может относиться и страх летать самолётами (авиафобия);
– стихии Воды соответствует страх утонуть; человек не доверяет и боится глубоких мест водоёмов, так же он боится плавать на лодках и кораблях;
Конец ознакомительного фрагмента.