Вы здесь

Говори свободно. Создавая совершенный голос. Третье занятие. Общее представление о процессе работы над собой при освоении новых действий (Лариса Соловьева, 2005)

Третье занятие

Общее представление о процессе работы над собой при освоении новых действий

01

Краткая характеристика процесса освоения новых действий

Ход работы над собой в общих чертах выглядит так.

1 Начало любой работы над собой при освоении любых действий метода – это приобретение знаний (причем в деталях!), какими действиями обеспечивается свобода нашего самовыражения, и каковы именно свойства этих действий.

Необходимо также знание и того, какими способами достичь совершенного выполнения этих действий. Источники таких знаний – и текст этой книги, и огромная работа с телом посредством сотен упражнений, и ваш жизненный опыт, и ваши размышления.

2 Далее, начиная практическое освоение каждого нового действия, необходимо определить свои привычки во время своих обычных действий. Подумать: как я сижу обычно? Как слушаю? Как выражаю радость?

Поначалу ощущений четких нет, разве что зеркало «отзеркалит» то, как вы разговариваете по телефону или как ваше тело держит вас вертикально после тяжелого рабочего дня. Однако каждому человеку обычно представляется, что все в его действиях – нормально, все – хорошо. То есть поначалу опираться на ощущения при работе над собой нет возможности – нет еще должной обратной связи с телом.

Только со временем начинают проявляться ощущения в условиях работы с телом. Сначала в упражнениях вы «почувствуете себя», свое тело, свой организм. А позже чувство легкости в ощущении себя станет постоянным.

Уделите особое внимание тем своим привычкам, которые мешают должной выразительности.

Например, такова привычка слегка запрокидывать голову в момент вдоха, или же привычка слегка поднимать плечи, говоря «да».

3 Следует осознанно отказаться от таких действий, пусть привычных, но мешающих должному самовыражению. Как бы очистить свои действия от «ржавчины», от всего наносного. Например, перед тем как говорить «да» – следует «приказать» себе: «не поднимай плечи!» (разумеется, если такая привычка обнаружена).

4 «Разрушив», таким образом, мешавшую вам привычку, сказав ей «нет!» – вы сможете начать выработку навыков должного, наилучшего действия. Четко представляя, каким это действие должно быть и как контролировать его правильность, по каким именно признакам оценивать.

5 Основным показателем в оценке производимого действия в упражнениях и в повседневной жизни станут ваши ощущения, поступающие от суставов и мышц. Вы будете опираться на ощущения, сопровождающие формирование нового навыка в тех или иных действиях. И одновременно будете использовать все иные возможные способы самооценки (начиная с наблюдения себя в обычном зеркале).

Успех в сложном деле «постижения себя» достижим лишь на пути творческой работы над собой, на пути всестороннего обдумывания своих возможностей, особенностей своего организма, и прежде всего свойств своей психики. На пути создания нового взгляда на себя при общении.

Ничего никогда не делать бездумно, формально, не осознавая своих действий!

6 Все эти новые знания и навыки должны выразиться во время жизненной практики в индивидуальном «мастерстве общения». То есть в умении общаться и достигать в общении тех целей, ради которых ведется общение.

Данные рекомендации – общие для всего курса, для всех его упражнений. Теперь рассмотрим эти рекомендации и пояснения несколько подробнее.

02

Выработка новых навыков

1 Освоение любых новых действий, в том числе и тех, что обеспечивают процесс общения (речь, жест и т. п.), требует выработки системы новых, совершенных навыков. Не будем рассматривать нейробиологические процессы такой выработки. Отметим только, что любой прочный навык (например, навыки писания – карандашом ли, на клавиатуре ли компьютера слепым десятипальцевым способом, с помощью ли телеграфного ключа при использовании азбуки Морзе) обеспечен активностью нервных структур, которые образовались, сложились, сформировались в центральной нервной системе за время обучения этому навыку (см. также занятие 2, упражнение 02, в).

2 То есть: мало «знать» – надо «уметь». Простой пример: все прекрасно знают конфигурацию букв. Но письмо левой рукой для правши – работа весьма трудная и неблагодарная (попутно отметим: для правши, имеющего возраст менее 5 лет, писание правой рукой тоже очень затруднительно).

3 Эти затруднения при попытках правшей писать левой рукой объяснимы. Пусть в мозгу есть все, что обеспечивает сохранение в памяти написания букв. Однако не выработаны, не сформированы нервные структуры (иными словами – мозговые «механизмы»), активность («работа») которых обеспечивала бы навык свободного писания этих букв левой рукой. Не сложились механизмы, подобные тем, что постепенно вырабатываются в детстве при обучении письму правой рукой. Кроме того, врожденные двигательные нервные механизмы, управляющие левой рукой, менее действенны, чем механизмы, управляющие правой.

4 И тем не менее обучение позволяет выработать нервные механизмы, обеспечивающие должное писание и левой рукой. Пример такому обучению – жизненный опыт нобелевского лауреата, физиолога И. П. Павлова: будучи левшой, он с детства упражнял правую руку выполнять все, что необходимо в жизни. И добился того, что писал, проводил хирургические операции одинаково хорошо обеими руками (правда, играя в свои любимые городки, Иван Петрович кидал биту всегда левой рукой – ведь использовать врожденные нервные механизмы как-то надежнее, да и приятнее).

03

Механизмы жизнедеятельности

1 Мы обозначаем этим термином те структуры тела, активность («работа») которых обеспечивает деятельность организма. То есть обеспечивает и обмен веществ, и движение тела, и поддержание положения тела, и эмоциональные проявления, и мышление, и вообще всю деятельность.

Структуры организма, образующие такие механизмы, весьма разнообразны. Это и клетки, объединенные в ткани организма, и органы тела, состоящие из клеток. В частности, это нервные клетки, нейроны, связанные друг с другом своими отростками и посылающие по этим отросткам импульсы, которые управляют другими структурами. Структуры организма – это и отдельные молекулы огромного количества разнообразных химических веществ, «работающие» в межклеточном пространстве. Например, таковы молекулы гормонов в крови, которые оказывают общеизвестное мощное влияние на жизнедеятельность организма, включая и высшие проявления психической деятельности личности.

2 Именно эти механизмы (если они пребывают в должном состоянии) целесообразно, рационально обустраивают жизнедеятельность нашего организма (во многом делают это помимо нашего сознания.

3 Ваша задача – научиться так направлять работу этих механизмов, чтобы они должным образом обеспечивали процессы вашего общения (с использованием речи, мимики, жестикуляции и т. п.). Направлять работу механизмов и выработанных (жизненным опытом, обучением), и врожденных, которые в большинстве своем образуются изначально, еще до рождения человека, и начинают работать с первых секунд жизни – так работает дыхательный центр.

4 Впрочем, многие врожденные механизмы «вызревают», формируются после рождения еще неделями, а то и годами. Например: механизмы управления глазодвигательными мышцами и направлением взгляда; механизмы поддержания вертикального положения головы и всего тела; механизмы формирования речи; механизмы, сопряженные с процессами продолжения рода; и т. п.

5 Активность практически всех врожденных механизмов (даже механизмов, регулирующих частоту и силу сокращений сердца) может быть направлена сознанием в должном направлении. Однако это требует упорной работы над собой.

04

Требования к выработке должных навыков

1 а) Как происходит выработка навыков? Перед тем как начать систематический разбор этого вопроса, остановимся на описании того, как жарким июньским днем 1874 года один молодой помещик, Константин Левин, учился профессионально косить траву. Описание это сделано в одном из известнейших романов мировой литературы («Анна Каренина»). Рассмотрим фрагменты этого произведения с точки зрения нашей темы.

2 Герой романа не впервые взял косу в руки. Однако поначалу дело не ладилось. Сильный, ловкий человек «в первые минуты косил дурно, хотя и махал сильно», «стараясь косить как можно лучше».

Левин начал отыскивать причины своей плохой работы, стал размышлять, пробовать разные варианты действий (то есть экспериментировал): «Буду меньше махать рукой, больше всем туловищем». Окружающие педагоги (крестьяне-косцы) также участвовали в обучении новичка, давая профессиональные указания: «Пяткой больше налягай (пяткой – косы), широк ряд берешь, умаешься…»

И вот – «в его работе стала происходить… перемена…». «На него находили минуты, во время которых он забывал то, что делал, ему становилось легко, и в эти же самые минуты ряд его выходил… ровен и хорош» (ряд – скошенной травы). «Чаще и чаще приходили… минуты бессознательного состояния, когда можно было не думать о том, что делаешь. Коса резала сама собой». «Трудно было только тогда, когда надо было прекращать это сделавшееся бессознательным движение и думать, когда надо было окашивать кочку».

И снова: «Чем дольше Левин косил, тем чаще и чаще он чувствовал минуты забытья, при котором уже не руки махали косой, а сама коса двигала за собой… тело, и как бы по волшебству, без мысли о ней, работа правильная и отчетливая делалась сама собой».

«Левин… чувствовал, что какая-то внешняя сила двигала им».

3 Обратите особенное внимание на слова: «бессознательное состояние, бессознательное движение, минуты забытья, коса резала сама собой, работа делалась сама собой без мысли о ней, трудно было, когда надо думать, какая-то внешняя сила…»

4 То есть умелый человек не думает (и даже не осознает), как именно надо выполнять свои действия. Но именно в таком «бездумном», без мыслей о рабочих движениях психическом состоянии работа осуществляется качественно, должным образом, протекая сама собой (разумеется, речь идет о любой хорошо освоенной и привычной физической работе, а не только о косьбе травы). Причем работа не только выполняется хорошо – она выполняется «легче», то есть с меньшими энергетическими затратами.

5 При всем этом человеку даже представляется, что это не он сам определяет последовательность своих действий, но некая «внешняя сила», какой-то «внешний импульс». Очевидно, что эта «внешняя сила», этот «внешний импульс» есть автоматическое срабатывание нервных механизмов, которые сформировались в головном мозге и уже обеспечивают новый двигательный (моторный) навык. Причем обеспечивают автоматизированно, без участия сознания – отсюда и ощущение чего-то «внешнего», управляющего телом. Внешнего – относительно сознания (как оно и есть на самом деле).

6 У Левина такой навык (качественной косьбы травы) сформировался за пару часов. Другие навыки для своей выработки могут потребовать многих дней, месяцев или даже лет.

Причем в то время, когда навык еще только вырабатывается, думать о деталях своих действий обязательно надо, причем сосредоточенно (что Левин и делает в начале своей работы с косой на лугу). Когда же навык работы сформирован и закреплен – человек думает только о главном: какие жизненные задачи надо решать в данное мгновение.

Итак, в романе весьма точно (и с высшей художественностью) проиллюстрированы основные условия успешной работы на собой при выработке должного навыка.

Описан активный поиск лучшего варианта действий, поначалу внимание к ощущениям, осознанное руководство своими движениями и положениями тела. Описано и автоматизирование действий организма в результате освоения навыка, когда тело выполняет эти действия как бы само по себе, и при этом – в должном виде.

7 Коснемся этих условий выработки навыка несколько подробнее.

б) Роль творчества при работе над собой. Общее условие успеха работы над собой при освоении нового навыка – постоянный, целенаправленный, активный творческий поиск. Осваивая любое действие (и особенно сложное), следует намеренно (и весьма незначительно) изменять характер этого действия и оценивать результаты: при каком варианте получается похуже, при каком – лучше всего?

То есть на основе самоощущений следует осуществлять постоянный выбор наилучшего способа выполнения данного действия. Причем следует каждый раз выполнять действие по-новому, совершенствуя это действие, с учетом прошлого опыта.

8 Кроме таких преднамеренных «экспериментов», следует чутко подмечать и оценивать те особенности в протекании действия, которые происходят случайно, неожиданно для вас. «Ловите» любые такие моменты, когда действие происходит наилучшим образом, анализируйте произошедшее, запоминайте условия совершенного выполнения действия, воспроизводите эти условия.

9 В обеих этих ситуациях (и целенаправленного «эксперимента», и случайного обнаружения) запоминайте (и осознанно, и неосознанно) все то, что обусловливает наилучшее выполнение действия. А затем закрепляйте (повторами, тренингом) эти приобретенные вами практические знания.

10 Такой путь – вдумчивое «экспериментирование над собой», использование своего творческого начала при поисках наилучшего варианта действий – есть одно из важнейших условий успеха при обучении любому новому действию.

В частности, и особенно при обучении такому сложнейшему виду деятельности (изучаемому вами сейчас), как общение. Причем общение при помощи звучащей речи, голоса, которые должны быть особенно совершенны.

Ничто не должно исполняться механически, бездумно, формально. Никогда!

11 в) Роль самопознания в работе над собой. Развитое самоощущение, самоосознание, самопонимание – это первый элемент успеха работы над собой при выработке нового навыка. Необходимо развивать, тренировать способность чутко улавливать и анализировать даже самые слабые сигналы, которые информируют о процессах, происходящих и в окружающем мире, и в собственном организме (особенно в структурах скелетно-мышечной системы).

Отсюда – огромна роль самонаблюдения (подробнее см. занятие 7).

Думайте над собой. Наблюдайте за собой. Классифицируйте свои ощущения (мышечные, костные, дыхательные и т. п.). Анализируйте, что с вами происходит (кстати, чтобы понимать окружающих, надо прежде всего уметь правильно понимать себя).

12 г) Роль управления собой. Уверенное управление собственным организмом, строящееся на совершенном осознании сигналов, поступающих в мозг от самых разных источников – следующее условие успеха работы над собой при выработке навыков. Подробно эта тема рассмотрена в занятии 10. Сейчас же обратите внимание на существование двух способов такого управления, осуществляемого сознанием, то есть управления произвольного.

13 Один способ – непосредственное, прямое, волевое управление (например, захотели – и согнули правый указательный палец).

14 Другой способ – опосредованное управление организмом с использованием актерского начала, присущего в разной степени всем людям (особенно ярко проявляется оно у играющих детей). Когда активность нервных механизмов возбуждается «окольным» путем, путем воображения, создания и затем применения образов представления. А в результате вы получаете те реакции организма, какие вам нужны.

15 Всегда точно определяйте характер того импульса, который обусловливает то или иное действие вашего организма. Термином импульс обозначим в тексте любую побудительную причину, вызывающую любые действия: психические (например, возникновение какой-либо эмоции), телесные (например, определенное движение руки, усиленный вдох, учащенное сердцебиение), действия общего характера (например, совершение тех или иных поступков, да и вообще общее поведение человека в течение длительного времени).

Импульс может быть оценен как внешний (например, таково содержание речи, обращенной к человеку и побуждающей его к определенным действиям). Импульс может быть оценен и как внутренний (например, это определенное желание человека, определяемое его потребностями и побуждающее этого человека к определенным действиям).

16 Как вариант общего понятия «импульс» будем рассматривать понятие нервный импульс. То есть специфическую реакцию, которая стремительной волной пробегает по нервному волокну (будем рассматривать только те волокна, которые расположены в нервных стволах).

Если это волокно чувствительного нерва – нервные импульсы поступают в центральную нервную систему, вызывая реакции в нейронах (нервных клетках) спинного или головного мозга. Если это волокно двигательного нерва – нервные импульсы вызывают сокращения мышц или выделение секрета железы (например, слюны).

17 д) Роль неторопливой постепенности в работе над собой. Постепенность формирования навыков – еще одно условие работы над собой. Во время обучения, при формировании в мозгу нужных нервных механизмов, прежние, ненужные структуры, благодаря которым осуществлялись нежелательные привычки, заменяются новыми структурами. Так недолжные навыки заменяются новыми, лучшими.

18 Далее, по мере упрочения таких новых навыков, сознательное управление организмом, с использованием обоих способов воздействия на него, становится все менее необходимым.

19 В итоге, после достаточно долгого тренинга, выученные навыки автоматизируются, применяются как бы сами собой. А контроль сознания подключается лишь тогда, когда надо проверять точность таких навыков и, если обнаружатся неточности, устранять их.

20 Как очевидно, вырабатывать следует сразу лучшие, должные навыки. Ведь навыки, вырабатываемые без тщательного контроля, «как получится», – далеко не всегда формируются должным образом. Вспомните хотя бы, как трудно писать, если пальцы привычно, с ненужной силой стискивают карандаш, как утомительно вести автомобиль, если руки непрерывно сжимают руль (а все тело напряженно устремлено вперед).

21 Наконец, отдельные навыки должны постепенно слиться в единый, общий навык свободного владения собой при общении.

Когда все действия организма, включая действия, обеспечивающие общение (речь и т. п.), выполняются свободно, – свободно как от лишнего напряжения, от хаотичности и бесцельности движений, так и от ненужных попыток произвольно управлять прочно заученными движениями. Когда действие выполняется как бы «само собой», без участия сознания, легко.

Такое состояние знакомо всем: мы не думаем над привычными движениями, когда пишем, управляем знакомой техникой, танцуем и т. п. (см. выше 3–04, д 19).

То же самое вы вырабатываете, когда совершенствуете свои навыки должного общения, должного самовыражения.

22 То есть работа над собой – это есть в конечном счете кропотливый труд по «строительству» неких новых, сложнейших мозговых (нервных) структур.

23 Громадность такого труда известна всем – и особенно тем, кто играет на музыкальных инструментах, управляет сложной техникой, занимается сложными видами спорта. Зато, будучи выработана, – «создана», – такая нервная структура надолго обеспечивает выполнение навыка. Нередко – даже после многолетнего перерыва. А неизбежные после такого перерыва неточности быстро устраняются обдуманной тренировкой, с использованием (поначалу) произвольного управления организмом.

05

Последовательность освоения курса

1 В этом описании сжато очерчено то, как будет осваиваться «начальный» курс изучения Метода «Освобождение голоса, речи, движения» (чтобы по ходу проработки книги не возникало ощущение, известное по старой туристской песне: «Снова нас ведут куда-то, и неясен нам маршрут»). Итак.

В уже освоенных вами занятиях 1–3 изложены самые общие сведения, необходимые для работы над собой при изучении Метода «Освобождение голоса, речи, движения».

2 Время от времени возвращайтесь к текстам этих занятий 1–3: общие пояснения и рекомендации, содержащиеся в них, нужны при освоении практически каждого из упражнений курса.

3 В занятиях 4–6 даны самые общие (вспомогательные) пояснения и рекомендации, как работать с этой книгой, как построить процесс работы над собой – на практике. Знакомьтесь с этими занятиями, не стараясь сразу же запомнить все детали. Вы будете не раз возвращаться к этим текстам. При таком повторении все, что необходимо, запомнится само собой.

4 Занятия 7–13 содержат материал, расширяющий те общие представления о психических и физических процессах в организме, которые вы получили в занятиях 1–3. В занятиях 7–13 вы начинаете уже на практике прорабатывать упражнения общего характера, которые готовят вас к освоению конкретного учебного материала последующих занятий.

5 В занятиях 14–29 представлен учебный материал, в котором изложена своего рода «технология» (психотехника) метода. Благодаря ей вы приобретаете комплекс основных навыков, которые позволяют и уверенно «управлять» своим организмом при общении (особенно во время речи), и ясно сознавать как сами ваши намерения, так и в каком состоянии пребывает организм в каждое мгновение, каково положение тела и его частей.

В этих занятиях 14–29 вы изучите на практике более ста тридцати упражнений, которые позволят освоить комплексы основных действий, обеспечивающих адекватное использование любых выразительных средств при общении. И прежде всего это такие действия, как голос и речь.

6 Освоение новых упражнений сопровождается параллельным тренингом уже изученных упражнений. Этот каждодневный тренинг охарактеризован в специальных описаниях, имеющих общее во всех занятиях название «Комплекс упражнений для постоянного тренинга». Такая работа аналогична исполнению гамм для музыканта или экзерсисов у станка для артиста балета: это – первооснова работы над собой.

7 Теперь – конкретнее о последовательности проработки занятий 14–29 и об их содержании (указываем только основную тему каждого занятия).

В занятии 14 дано первое представление о должном положении тела. Такое положение проявляется в должной осанке и является первым условием должного формирования голоса, речи и иных выразительных средств. Осанка совершенствуется и в последующих упражнениях. В дальнейшем вы скорректируете все повседневные движения тела с учетом выстраивания его должного положения.

8 В занятиях 15 и 17 формируются постепенно усложняющиеся навыки должного речевого дыхания (без которого невозможно достигнуть ни хорошего звучания голоса, ни свободы речи).

9 В занятиях 16, 19, 22 даны упражнения, в которых совершенствуется моторика всего тела (то есть улучшаются движения и положения тела и его частей). Иными словами – совершенствуется координация двигательных действий, устраняются нежелательные привычные движения и положения организма.

10 В занятии 18 и 21 совершенствуется моторика таких структур тела, как органы ротовой полости и нижняя челюсть, которые играют особую роль в формировании звуков речи.

11 В занятии 20 упражнения посвящены формированию навыка правильного, должного голосообразования. Эти навыки затем совершенствуются во всех последующих занятиях.

12 В занятиях 23 и 24, в ходе совершенствования голосообразования, вы изучите явления резонирования.

Тема занятий 25–29 – артикуляция. То есть действия, определяющие характер произнесения звуков речи – дикцию.

На этом изучение «технологии» формирования должных выразительных средств заканчивается.

13 Опираясь на эту, уже освоенную вами «технологию» владения речью, голосом, мимикой, жестом, всем телом и вообще всеми его движениями и положениями, вы обеспечите на практике, в разнообразных жизненных обстоятельствах, новое повседневное поведение. Обязательно изменится качество вашей эмоциональной жизни. Вы перестанете «стискивать», зажимать себя.

14 Кроме того, будете ходить, наклоняться, подниматься по лестнице, поднимать груз уже по-другому. Во-первых, потому, что обретете лучшую телесную форму, а во-вторых, с учетом эффективного переноса проекции центра тяжести тела в пределах площади опоры.

Снова и снова, думайте в теле, живите в теле, изучайте «энциклопедию» вашего тела и вашей психики.

15 И немного о будущем. В нашей Учебно-театральной студии «Говори свободно!» студийцы проходят еще и второй курс изучения метода, под названием «Развивающий курс». Мы готовим издание и об этом этапе совершенствования своей речи, голоса, осанки – всего того, что необходимо каждому для успешного общения.