Моя благодарность
Удивительно, как много хороших людей участвовали в том, что эта книга была написана. Кажется, что не хватит слов, чтобы всех поблагодарить.
Думаю, и это не дежурные слова, книги бы не было без моих родителей. Их мудрые профессиональные советы – советы отца, Владимира Федоровича, одного из лучших хирургов Эстонии, специалиста по легочной хирургии, прекрасно разбирающегося в механизмах формирования голоса, советы матери, Беатрисы Львовны, потомственной учительницы, тончайшего знатока математики, воспитавшей за полвека тысячи учеников, раскрывшей для меня сокровенные тайны педагогики, необыкновенно помогали мне при работе над этой книгой.
Я выражаю благодарность своему мужу Владимиру Бондаренко, бесподобному критику, за долгие дискуссии и критическую оценку моей рукописи. Он не только обеспечивал постоянную критику от первой до последней страницы, но и предложил название этой книги: «Говори свободно!»
Я хочу поблагодарить своих американских коллег, руководителей учебно-театральных центров, где я стажировалась (Circul in the Square, The Juilliard School, Center for Performans Research at Aberystwyth, Shakespeare & Company, The Company of Women) – Тину Пакер, Дениса Краусника, Кристину Конклин, Кэрол Гиллиген, Дэниэль Бэрон, Френсис Вест.
Я признательна талантливым педагогам, с которыми я работала непосредственно: Триш Арнольд, Карен Бьюмент, Эндриа Хейринг, Норми Ноэл, Билу Коннигтону, а также моим друзьям и коллегам, поддержавшим мой план издания в России перевода книги Кристин Линклейтер – Эве Вилгет, Джудис Кристофи, Элизабет Ингрэм, Фрэн Бэнэт, Луису Колаяни, Кили Эстлей, Поле Лэнгтон, Волтону Вилсону.
И конечно же, самую большую помощь и поддержку мне оказала Кристин Линклейтер – своим доверием, истовым служением своему делу, вниманием к русской ученице, искренней любовью к России.
Никогда не забыть ее слов, сказанных в далеком уже 1990 году: «Я очень рада, что Лариса, приехавшая из России, привнесла в наши ряды свет, радость и энергию. Лариса успешно изучила специальную программу для педагогов. И я надеюсь, что тренинг Соловьевой пополнит программы тренингов, уже существующих в России, решая как задачи освобождения голоса и речи у каждого, кто желает научиться этому, так и задачи профессионального актерского совершенствования.
Особую роль сыграло участие моих сотрудников, которые постоянно вносили свои предложения в содержание книги. Александр Брагин, Лидия Аксенова – их вклад в мои исследования неоценим. Без А. Брагина с его методическими советами, глубокой эрудицией и творческой помощью в процессе работы книга бы не состоялась. Лидия Аксенова, прекрасная певица, педагог студии по вокалу, помогла мне разобраться в секретах певческого голоса.
Благодарю своих учеников, педагогов, с кем работаю уже многие годы: Ольгу Ручьеву, Инну Зарубанову, Елену Сергееву, Любовь Швецову, которые творчески применяют наш метод в своей самостоятельной работе с учащимися нашей студии. Сердечное спасибо Геннадию Двуреченскому, который бескорыстно, по первому зову, приезжает в нашу студию, чтобы налаживать компьютерные программы для обработки видеозаписей упражнений метода, и Татьяне Федоровне Князевой, практически обеспечившей компьютерную подготовку иллюстративного материала книги.
Вносила редакторские замечания и помогала в работе над книгой замечательный ученый и писатель Лола Звонарева.
Особо хочу я вспомнить смелую поддержку в организации моей студии Сергея Исаева, талантливого новатора, ректора Российской академии театрального искусства (в те годы – ГИТИС), трагически погибшего совсем молодым… Его поддержку я ощущала и в период учебы в США, и в годы работы в ГИТИСе.
И наконец, огромная признательность нашим учащимся – и врачам, и журналистам, и депутатам Государственной Думы, и студентам, и школьникам – всем. Без них этой книги не было бы.