Вы здесь

Говори свободно. Создавая совершенный голос. Седьмое занятие. Восприятие и внимание при работе над собой (Лариса Соловьева, 2005)

Седьмое занятие

Восприятие и внимание при работе над собой

01

Основное назначение данного занятия

Данное занятие – первое из четырех занятий (их номера – 7, 8, 9, 10), в которых рассматриваются на практике некоторые психические и нервные процессы, представление о которых необходимо для уверенной работы над последующими упражнениями нашего курса. Собственно, учебный материал всех четырех занятий посвящен единой общей теме, и разделен на эти занятия лишь для удобства ознакомления с темой.

Материал занятия освежит в памяти сведения о процессах, благодаря которым создается представление об окружающем мире, о состоянии собственного организма.

У психики, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой человек чахнет, впадает в апатию бездействия.

Виссарион Григорьевич Белинский

Назначение каждого из упражнений данного занятия – ясно из его содержания.

02

Общие пояснения и рекомендации к упражнениям занятия

1 а) Цель рассмотрения элементарных сведений о некоторых понятиях психологии. Сведения о психической деятельности, как показывает практика нашей студии, полезно рассмотреть еще до начала освоения упражнений Метода в занятии 14. Следует учитывать при этом, что психология как наука допускает большое разнообразие толкований различных психических явлений. Так что в тексте возможны некоторые расхождения с тем, что можно прочитать в том или ином учебнике психологии.

2 Отметим также, что учебный материал о жизнедеятельности организма, приводимый в книге, представлен в упрощенном варианте – с тем только, чтобы напомнить самые необходимые сведения. Наша цель – сосредоточиться на практике работы над собой, не перегружая внимания специальной информацией из областей анатомии, физиологии, биоакустики, психологии и т. п.

3 Любители же разбираться во всем досконально могут обращаться к специальной литературе – при соблюдении принципиально важного условия: это можно делать (если очень уж желательно) только после завершения освоения учебного материала данной книги. До этого отвлекаться на посторонние источники информации (пусть даже и самые достойные) – значит изломать необходимый режим работы над собой, запутать процесс практического освоения сложнейших навыков.

4 Практика работы нашей студии показывает, что даже и профессиональное знание анатомии и иных биологических дисциплин не улучшает ни освоение навыков должного общения, ни использование этих навыков в жизни. Идет ли речь о формировании звучного голоса, об умении ли говорить с людьми или же о чем-либо еще.

5 Эти знания нужны, чтобы осознанно осваивать упражнения на практике – успех же такой практический работы над собой определяется другими факторами. О которых речь впереди.

6 б) События повседневной жизни – материал для изучения метода. Примеры, разбираемые в упражнениях данного занятия, а также занятий 8—10, взяты из обыденной жизни – и в то же время они вполне годятся для изучения Метода «Освобождение голоса, речи, движения». И вы при освоении упражнений также постоянно обращайтесь к своему жизненному опыту. Вспоминайте и вновь переживайте в воображении те ситуации, которые близки примерам, описываемым в упражнениях. Вспоминайте и анализируйте ваши ощущения в те моменты.

7 в) Ваше дыхание в начальных занятиях курса. Выполняя упражнения в начальных занятиях (до четырнадцатого включительно) дышите во время выполнения упражнений, «как дышится» (то есть так, как привыкли дышать). Пока что дышите так. В занятии 15 будут даны новые, важнейшие пояснения о должном характере речевого дыхания.

8 Все, сказанное в данном описании 7–02, относится ко всем занятиям 7—10 и в последующих занятиях уже не повторяется.

03

Формирование представлений о внешней среде и о состоянии организма

1 а) Структуры центральной нервной системы и представление об окружающем мире. Проанализируйте, каким образом вы создаете представление об окружающем вас мире, и какую роль это представление играет в вашей деятельности.

2 Рассмотрите механизмы, позволяющие создавать представление об окружающем мире. В занятии 3 уже отмечена роль осознавания характера своих действий (см. 3–04, в), роль развитого самопонимания (см. 3–04, в) для успеха работы над собой при выработке новых навыков. Какие же нервные механизмы позволяют человеку узнавать (причем очень точно): что происходит в окружающем его мире и что происходит в его собственном организме? Например, точность глазомера многих людей поразительна, да и каждый из нас точно опишет, с закрытыми глазами, как быстро согнулась его рука и в каком она сейчас положении находится.

3 Такое свойство организма обеспечивается активностью разнообразных рецепторов, которые расположены как на поверхности организма, так и в его глубине. Не касаясь строения рецепторов и принципов их возбуждения под воздействием внешних факторов, отметим главное. Именно: все то, что воздействует на эти структуры (свет разной яркости, звук разной громкости и высоты, сила тяжести, ускорение, тепло и холод, давление на кожу, концентрация углекислого газа в крови, давление крови в артериях и т. п.) – все это вызывает возникновение нервных импульсов (чувствительных) в окончаниях нервных волокон, входящих в рецептор.

Познай самого себя!

Фалес, один из «семи мудрецов» античной Греции

Для каждого фактора среды (среды как внешней относительно организма, так и внутренней среды) существует «свой» тип рецепторов. Например, звук порождает чувствительные импульсы в слуховых рецепторах, свет – в рецепторах глаза, температура и давление на кожу – в многообразных рецепторах кожи, включая болевые рецепторы.

4 Особую роль в координации движений играют рецепторы, расположенные в суставах и в мышцах. Здесь возникают нервные импульсы (чувствительные), сигнализирующие о длине каждой мышцы, о быстроте сокращения или расслабления каждой мышцы, о скорости и амплитуде перемещения костей относительно друг друга (например, при сгибании руки в локте), о положении костей относительно друг друга (например, импульсы сообщают: шея – согнута ли, и если согнута, то под какими углами каждый позвонок расположен по отношению к соседним позвонкам).

И чем сильнее воздействие на рецептор (чем громче звук, чем ярче свет, чем больше концентрация углекислого газа в крови, чем сильнее растягивается мышца, чем быстрее перемещается в суставе одна кость относительно другой), тем в рецепторе возникает больше импульсов и тем они чаще. Так рецепторы кодируют свойства внешней и внутренней среды организма в виде сложнейших и очень точных «шифровок».


И. М. Сеченов


5 Затем эти «шифровки», эти потоки нервных импульсов мчатся в центральную нервную систему, где мозговые механизмы обрабатывают всю эту информацию и «выдают решения» структурам тела – как им действовать. Например: согнуть руку, чтобы отдернуть уколотый палец от колючки. Или же увеличить объем вдыхаемого воздуха при беге (то есть увеличить активность дыхательных мышц) – поскольку концентрация углекислого газа в крови увеличивается.

6 В этом упрощенном описании схемы работы нервных структур, воспринимающих воздействия со стороны внешней и внутренней сред организма, не затронуто и стотысячной доли того, что известно о закономерностях работы таких структур. Но уже из данного описания очевидно, в чем состоит реальная основа наших представлений об окружающем нас мире и о нашем собственном теле. И как именно в принципе обустроена и действует начальная часть нервных механизмов.

7 б) Роль информации, поступающей от рецепторов в мозг. Потоки нервных импульсов поступают от рецепторов в мозг непрерывно, и в частности – при любых движениях тела (от шевеления брови до прыжка через пропасть, например). Что происходит с этими движениями при нарушении притока такой информации в центральную нервную систему?

8 Почти полтора столетия тому назад И. М. Сеченов проанализировал явления, происходящие в организме больных людей, у которых разрушение некоторых проводящих путей в спинном мозге вызвало потерю чувствительности в конечностях, в частности – в ногах.

При этом, писал Сеченов, «согнуть такому больному ногу, если он станет противиться сгибанию, столько же трудно, как здоровому человеку. А между тем ходить, сочетать мышечные движения ног в определенном порядке, больной может лишь с трудом и всегда очень медленно и неловко». Причем такая ходьба возможна, если больной видит свои ноги. «Но стоит такому больному закрыть глаза, и он не только не может ходить более, но даже не простоит минуты на ногах, и падает».

9 Сеченов сделал вывод: «Произвольные движения без руководства чувственных моментов не только расстраиваются, но даже делаются невозможными». И доказал, что эти «чувственные регуляторы движений» заключаются «в сумме ощущений, идущих из тканей движущегося скелета», скорее всего из мышц. Впоследствии, уже в двадцатом веке, были найдены различные рецепторы, в том числе в суставах, благодаря которым возникает это, как назвал его Сеченов, «темное мышечное чувство».

Учись на своих ошибках, совершенствуй свои органы восприятия.

Леонардо да Винчи

10 А вот на то обстоятельство, что Сеченов, анализируя наблюдения над больными, фактически сформулировал идею роли обратной связи в регуляции движений, внимания долго не обращали. Восемь десятилетий спустя Норберт Винер, на примере точно таких же больных и точно тех же особенностей их движений, эту идею сформулировал в своей книге «Кибернетика».

11 Итак, полное устранение обратной связи при движениях (то есть прекращение потоков чувствительных нервных импульсов в центральную нервную систему) делает координированное движение невозможным. Это – грубый пример роли чувствительных нервных импульсов, связанный с тяжелой болезнью.

12 Но ведь не лучшее использование таких потоков чувствительных импульсов и здоровым человеком – тоже, пусть не так наглядно, нарушает должную координацию движений. В том числе движений, благодаря которым возникают звуки речи.

13 в) Роль должной работы органов восприятия. Формируя новые навыки, необходимо развить способность тонко улавливать и точно понимать сигналы, поступающие от рецепторов. И, что особенно важно, от рецепторов мышц и суставов, которые расположены в глубине тела и которые информируют центральную нервную систему о положении и перемещении частей скелета, а также о степени растяжения и напряжения мышц.

Достигайте наивозможно полного «понимания себя» через ощущения. Живите в теле, думайте в теле.

04

Роль восприятия при работе над собой («Восприятие» и «ощущение»)

1 а) Понятие о восприятии. Некоторые из чувствительных нервных импульсов осознаются человеком, некоторые же – нет (тем не менее участвуя в нервной деятельности на подсознательном уровне). Как бы то ни было, в мозгу постоянно протекают сложнейшие процессы преобразования информации, закодированной в потоках чувствительных нервных импульсов, одновременно или последовательно поступающих в головной мозг от самых разных рецепторов.

2 Эти процессы можно обозначить термином «восприятие». Как итоги таких процессов, в сознании создаются наглядные образы окружающего мира и собственного организма. То есть – создаются образы восприятия. Образы любого пейзажа, предмета, животного, человека, лица человека, глаз человека и т. п., вплоть до образа сути его характера.

3 б) Понятие об ощущении. Каждый из компонентов восприятия, возникающий при воздействии среды на рецепторы «своего» (то есть определенного) вида, можно обозначить термином «ощущение». Ощущение звука, ощущение света, прикосновения, движения своей руки и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.