Вы здесь

Говори! Самоучитель по постановке речи у неговорящих детей. Фишки общения с ребёнком (Юлия Божедомова, 2017)

Фишки общения с ребёнком

Что поможет вам и вашему ребёнку быть понятым и услышанным




Скажите добрые слова тем, кто смотрит на вас снизу вверх с восхищением, потому что это маленькое существо скоро вырастет и его уже не будет рядом с вами. Запомните и горячо прижмите близкого человека к себе, потому что это единственное сокровище, которое можете отдать от сердца, и оно не стоит ни копейки.

Джордж Карлин

Конечно, я не вправе учить вас говорить и общаться с ребёнком именно так и никак по-другому. Но я могу посоветовать то, что на многих примерах давало прекрасный результат. Многие мамы понимают своих детей и без слов, но этого, к сожалению, мало. Ведь даже родственники, приходя к вам на воскресный ужин, совершенно не могут понять малыша. Ребёнок потянул ручку вверх по направлению к чашке с водой, и мама поняла его. Как же быть, если бабушка или дедушка, или ещё кто-то окажется рядом с малышом в то время, пока вас не будет?

Многие родители задают одни и те же вопросы: как правильно общаться с ребёнком? Что говорить, как делать, когда промолчать? Есть масса книг, отвечающих на эти вопросы. Но все эти рекомендации не относятся к совершенно не говорящим малышам…

У вас всегда есть выбор: делать так или иначе. Вы можете следовать моим советам, а можете найти именно ваш с ребёнком вариант общения.

Признаюсь честно, мне не нравится слово «правила», оно меня раздражает. В детстве нас всегда учили правилам, а в подростковом возрасте мы на них плевали и давали волю своим желаниям и творчески воплощали их в жизнь.

К тому же у родителей не всегда есть время, чтобы изучать книги по психологии, медицине, педагогике. Нам просто нужен совет, который многократно проверен и даёт эффективный и быстрый результат. Жизнь не стоит на месте, в море информации постоянно появляется что-то новое. Но ведь кроме изучения литературы нам, родителям, надо выполнять свои повседневные обязанности: работать, мыть посуду, стирать бельё, готовить обед. Поэтому я решила поделиться несколькими приёмами и навыками, которые, возможно, смогут облегчить вам жизнь.

Давайте попробуем создать общий гармоничный алгоритм общения с малышом. Поэтому перейдём от слов к делу.

Мама-диктор

Разговаривайте с ребёнком в спокойном и неторопливом темпе. Ведь малышу очень сложно воспринять слишком быстрый поток речи. Его психика ещё недостаточно готова к этому. Вспомните, к примеру, как раньше говорили дикторы. Медленно, разборчиво и чётко. «Внимание, внимание! Говорит Москва». Станьте таким диктором для своего ребёнка. Так ему будет проще успевать понимать всё то, о чём вы говорите.

А теперь ответьте на вопрос. Отвечайте, пожалуйста, честно, вас никто не накажет и не погрозит пальцем. Но ответ поможет вам сделать выводы и изменить ситуацию к лучшему.

В каком темпе вы, папа и мама, говорите с ребёнком? Прислушайтесь друг к другу и запишите ответ.

Глаза в глаза

Постарайтесь при общении с ребёнком смотреть ему в глазки. Дети сразу считывают информацию, глядя в ваши глаза.

Чтобы малыш поймал ваш взгляд, можно наклониться или посадить его на колени, лицом к себе. Установив контакт, начинайте медленно говорить в манере «диктора».

Как часто при общении вы смотрите в глаза своему собеседнику, будь то ребёнок или взрослый?

Проведите эксперимент. Начните говорить, установив с человеком контакт глазами. И попробуйте продолжить говорить на эту же тему, но уже не глядя в глаза. Запишите результаты вашего общения.

Язык тела

Первым делом в онтогенезе появляется речь тела. Это очень важный момент. Недаром сейчас так популярна тема НЛП (нейролингвистическое программирование). На курсах по НЛП и методикам ведения переговоров всегда учат этому навыку. Но он заложен в нас природой. Вспомните: когда ребёнку нужна ваша помощь, он тянется к вам всем телом. Корпус направлен и наклонён в вашу сторону, ручки вытянуты к маме или папе. А если ребёнок наделал в штанишки, то всё его тело без слов начинает говорить о том, что ему некомфортно. Попа начинает ёрзать, глазки раскрываются шире, он просто не может найти себе места до тех пор, пока его не искупают и не переоденут.

Попробуйте при общении направлять своё тело к ребёнку. Наклонитесь так, чтобы ваши глаза были на уровне глаз малыша.

Посмотрите на ребёнка, когда он говорит вам что-то, будь то просто мычание или его «тарабарский». Говорит ли он при этом телом? Или есть какие-то зажимы (поднятые плечи или зажатые губы, прижатые к телу руки)?

Обратите внимание на то, как говорит ваше тело при общении. Есть ли у вас зажимы? Запишите результат.

Часто родители запрещают детям выражать свои желания телом. Этим они как бы блокируют и программируют детей на то, чтобы не говорить телом и жестами. Вот, взгляните на один из таких примеров.

Ребёнок, гуляя на улице с мамой, наблюдает за птичкой и начинает показывать на неё пальцем. Мол, вон там птичка (или красивая игрушка, которую хочется взять). Что делает большинство мам? Строго глядя на дитятко, начинают всем видом и голосом давать знать, что так делать нельзя. Не тыкай пальцем! Это неприлично! Воспитанные девочки так не делают! Или ещё того хуже – начинают шлёпать по ручке, чтобы ребёнок раз и навсегда усвоил, что показывать на что-то пальцем запрещено, иначе отхватишь по полной программе. Вот вам и первый зажим… Тело хочет сказать, а мозг боится наказания. Возникает дисбаланс. И тело, чувствуя напряжение от страха, создает мышечный зажим. Поднимаются плечи, возникает комплекс неполноценности, блокируется связь между психикой, мозгом и телом. Становится страшно не только говорить телом, но и шевелить языком, открывать рот.

Размашистые жесты

Хорошо бы вам начать общаться с ребёнком, жестикулируя. Например, упала чашка со стола, а вы положили ладони на голову и сказали: «Ой-ой-ой (качая головой), упала чашка!» Или просите ребёнка к вам подойти и жестом маните его к себе: «Иди сюда, малыш».

Проговариваем, здесь и сейчас

Говорите с ребёнком лишь о том, что вы делаете с ним в данный момент. Или о том, что его окружает в данный момент. Говорить надо короткими предложениями и о моменте «здесь и сейчас». И помните, что речь наша строится вокруг глаголов. Без глаголов речи нет!

Как эмоционально настроиться на занятие с ребёнком?

Теперь пришло время для того, чтобы мама могла подготовиться к занятию с ребёнком. Мы, родители, часто раздражаемся и не можем сдерживать свои эмоции, если дети делают что-то не так, как нам надо. Знакомое чувство? Психуем мы – автоматически психуют и дети. А потом мы удивляемся агрессии и ярости детей на площадке или при общении с нами же. Научите своего ребёнка находиться в состоянии счастья и чувствовать вашу поддержку и безусловную любовь. Вот, например, сейчас моя старшая дочь сидит рядом со мной. Я хотела было разозлиться, что она меня отвлекает, но… Это самое великое счастье – быть мамой! Когда я пишу для вас, моя доченька меня нежно обнимает и говорит: «Я тебя люблю, мама». Это самые важные слова в жизни – «Я тебя люблю»!




В оружейный магазин входит покупатель и просит продать ему револьвер.

– Для какой цели вы его покупаете?

– Я хочу застрелить соседа.

– Если вы ничего не имеете против, я хочу дать вам совет: подождите с этим до завтра.

– Почему?

– Вы сегодня раздражены и можете промахнуться.

Для того чтобы быстро привести себя в норму, создать себе спокойное и хорошее настроение, можно воспользоваться некоторыми упражнениями. Через тело влиять на психику. В нашем теле в момент психологического напряжения создаются блоки и зажимы. Проще и быстрее всего расслабиться, проделав физические упражнения 5 минут.

Представьте себе спортсмена, который готовится к соревнованиям. Большой дядька с мощными руками и круглыми мышцами. Что он делает перед тем, как выйти на ринг? Он начинает махать в разные стороны руками и ногами, наклоняется вперёд, совершенно не стесняясь своих движений. Ему надо снять стресс, подготовить психику и тело к предстоящему раунду. Так и мы с вами быстро и эффективно будем готовить себя к занятиям с ребёночком. Хорошо, если вы вместе с деткой проделаете эти упражнения непосредственно перед самим занятием.

Метод «Ключ»

Придумал его Хасай Алиев.

«Хлёст руками по спине»

Разведите руки на уровне плеч в стороны. Теперь правой рукой обнимите себя за левое плечо, а левой рукой за правое плечо. Получается, что в процессе размахивания руками ваши руки перекрещиваются на уровне грудной клетки и ладони хлопают по лопаткам. Тут самое главное, чтобы руки были полностью расслаблены.

«Лыжник»

Представьте, что вы лыжник. Стоите на склоне красивой заснеженной горы. У вас в руках лыжные палки, солнышко ярко светит. Вы приготовились к спуску с горы и поднимаете руки с палками вверх. Ноги ваши тоже начинают раскачиваться. Итак, поднимайте руки вверх и опускайте их вниз таким образом, как будто вы отталкиваетесь и спускаетесь с горы. Затем ещё несколько раз повторите это упражнение.

«Вис назад»

Упражнение выполняется очень легко. Подставьте свои ладони под поясницу и наклоните тело назад. Получается, что ваша верхняя часть тела свисает назад. Постойте так 10–20 секунд и выпрямляйтесь.

«Вис вперёд»

Наклонитесь вперёд таким образом, чтобы голова свисала на уровне коленей. Руки тоже свисают, как лапша, вниз. Тело расслаблено полностью. Повторите ещё несколько раз упражнение.

«Шалтай-болтай»

Наклонитесь вперёд, как при выполнении упражнения «вис вперёд», и раскачивайте телом и руками. Повторите несколько раз раскачивания и медленно поднимайтесь. Поздравляю, ваше тело полностью расслаблено, в нём нет мышечных зажимов. И у вас замечательное настроение.




Секрет счастья – отсутствие напряжения.

Конфуций