Вы здесь

Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления. Часть I. Краткий обзор цигун (Юнь Лун, 2017)

Часть I

Краткий обзор цигун

Глава 1.

Краткая история цигун

За многовековую историю своего существования великий Китай породил великолепное и богатое культурное наследие и внес неоценимый вклад в развитие человеческой цивилизации. Цигун – экзотический цветок китайской нации, а также важнейшая составляющая традиционной китайской медицины. Это направление появилось еще до изобретения письменности. В те времена после тяжелой работы люди обычно растягивали поясницу или садились отдыхать с закрытыми глазами. Тогда они расслаблялись и освобождались от усталости. Когда появлялась боль в пояснице, они массировали или постукивали болезненную область для ослабления симптомов. Когда они ощущали сдавленность в груди или вздутие живота, то вытягивали шею и издавали продолжительный громкий крик, который помогал избавиться от болезненных ощущений. Подобные движения были первыми видами упражнений цигун. После многократной практики, дальнейших экспериментов и проверки эффекта от движений эти приемы были сохранены и переданы будущим поколениям. Развитие цигун связано, в частности, со следующими видами деятельности:

– совершение древних ритуалов поклонения тотемам или другим обожествленным предметам, во время которых совершались определенные движения и принимались различные позы, наполненные религиозным содержанием. Позже это было зафиксировано и преподнесено как разновидность цигун;

– охота и сбор фруктов, во время которых люди, наблюдая за животными, подражали их движениям и повадкам. Позже такие движения стали разновидностью цигун;

– появление различных форм производственной деятельности. Например, в период правления императора Юя династии Ся, из-за трудностей, связанных с борьбой с наводнениями и чрезмерной сыростью мест обитания, люди страдали заболеваниями суставов. Танцевальные движения поддерживали подвижность тела и давали возможность выполнять тяжелую работу без ущерба для здоровья.

Период до династии Цинь (до 221 до н. э.)

В Период Весен и Осеней (770-476 до н. э.) и период Воюющих Царств (475-221 до н. э.) в Китае бурно развивалось общественное производство и происходили радикальные перемены в социальной экономике. В этот период Китай стал свидетелем беспрецедентного академического и литературного явления, известного как «Спор ста школ мысли». Это движение способствовало дальнейшему развитию цигун.

В это время цигун вышел из зачаточной стадии, уже переставая быть лишь набором бессознательных движений. Цигун начал широко использоваться в медицине.

В период Воюющих Царств была написана первая монография по медицине и цигун «Хуанди нэйцзин» (“Трактат Желтого императора о внутреннем"). В книге были представлены простейшие методы оздоровления, основанные на самомассаже и ряде упражнений. Эти методы породили два направления, одно из которых получило название лечебного массажа, а другое – и этот термин используется до сих пор – было названо цигун.

В «Хуанди нэйцзин» перечислены пять терапевтических методов: уколы каменной иглой, использование травяных отваров, прижигание, девять игл, даоинь и цигун-массаж. Книга также разъясняет теоретические основы цигун и методы сохранения здоровья. Вот некоторые из основных утверждений: «Если ты полностью спокоен, свободен от желаний и амбиций, тогда ты можешь выровнять истинную ци и сосредоточить внимание. Как тогда болезнь может вторгнуться в тело?» Или: «Вдохните субстанцию ци, сохраняйте целеустремленность, позвольте мышцам и плоти объединиться в одно целое». С точки зрения метода это выглядит так: «С 3 до 5 утра стойте лицом на юг, сосредоточьте внимание, задержите вдох семь раз, глотайте ци с силой, как будто глотаете что-то с трудом. Повторите процесс семь раз, чтобы излечить почечные болезни».

Великий врач Вянь Цюэ и крупные мыслители того времени – Лао-цзы, Чжуан-цзы и Конфуций – считались большими мастерами цигун. Согласно «Ши цзи» («Исторические записки»), Вянь Цюэ использовал даоинь и массаж для лечения болезней. Лао-цзы и Чжуан-цзы – отцы-основатели даосизма – предложили методы сохранения здоровья, основанные на регуляции дыхания, а также метод «выдоха и вдоха». Они заявили: «Вдох и выдох помогают избавиться от всего несвежего и накопить новое. Двигаясь, как медведь, и растягиваясь, как птица, можно достичь долголетия». Эти слова по сей день не теряют своего значения и их можно рассматривать как руководящий принцип, лежащий в основе практики цигун. «Медитационные» методы, пропагандируемые сначала Конфуцием, а позже поддержанные его учениками, в неизменном виде практикуются и сегодня. Мэн-цзы, еще один представитель конфуцианства, посвятил практике цигун множество изречений. Например: «Долгая неподвижность вызывает задержку потока цзин, приводя к образованию застойной ци», «регуляция состояния сознания может способствовать достижению долголетия».

«Син ци юй пэй мин» («Надписи о цигун на нефритовой доске») – самая ранняя запись о тренировочных методах и теории цигун – относится к началу периода Воюющих Царств (приблизительно 380 до н. э.). Надпись гласит: «Чтобы позволить ци течь беспрепятственно, следует быть расслабленным и спокойным. Тогда ци сможет сохраняться и наполнять все тело. Когда потоки текут вниз, оно укрепляется. Тем самым вызывается накопление ци, которая будет подниматься к небесам (к голове). Основа неба становится выше, опора земли распространяется вглубь. Если вы будете придерживаться этого принципа, то будете жить долго, а иначе вы скоро умрете».

Видно, что в те времена исследование и применение цигун были весьма популярны.

Западная и Восточная династии Хань (206 до н. э. – 220 н. э.)

Во времена династии Хань цигун продолжал развиваться. Найденный при раскопках в городе Чанша провинции Хунань шелковый рулон «Схемы дыхания даоинь» («Дао инь синь ци фа», «Метод пробуждения свободного потока ци») династии Хань содержит цветные рисунки, иллюстрирующие движения тела. Некоторые движения очень напоминают дыхательные техники современного цигун. Это самая ранняя цветная шелковая книга по цигун и ушу. Шелковый рулон можно считать первым полным описанием движений цигун.

Врачи династии Хань придавали большое значение лечебному действию цигун. Врач Чжан Чжунцзин в своей работе «Цзинь куй яо люэ» («Собрание Предписаний Золотых Покоев») упоминает об использовании дао-инь, туна (вдыхание и выдыхание), иглоукалывании и прижигании, массаже для открытия меридианов, регулировании баланса инь и ян в теле и лечении заболеваний. Великий врач Хуа То создал уциньси (игры пяти зверей), набор систематических методов даоинь для тренировки физического тела. Эти упражнения подражают движениям и жестам тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы и способствуют улучшению здоровья и усиливают сопротивляемость организма заболеваниям.

Вэй, Цзинь, Северная и Южная династии (200-589)

В этот период множество людей практиковали цигун. Среди них были такие выдающиеся ученые, как Гань Жу, Ван Чжэнь, Хуанфу Лон, Цзи Кан, Гэ Хун, Ван Сичжи и Тао Хунцзин. Упражнения цигун позволяли им добиваться удивительных результатов. Например, «Ван Чжэнь в столетнем возрасте выглядел, как человек пятидесяти лет с гладким лицом, он владел зародышевым дыханием» [«Хоу Хань шу» (“История поздней династии Хань”)]. Цзи Кан (224-263), писатель, мыслитель и музыкант династии Вэй, написал «Ян шэн лунь» («О сохранении здоровья») и «Да нань ян шэн лунь» («О трудностях сохранения здоровья»). Гэ Хун (284-364) был теоретиком даосизма, врачом и алхимиком времен династии Восточная Цзинь. В своей книге «Баопу-цзы» он привел подробный перечень собственных методов достижения долголетия. Особое внимание было уделено статическим упражнениям цигун, способствующим взращиванию цзин, ци и шэнь. Тао Хунцзин (456-536), даосский мыслитель и врач Южной династии, составил «Ян син янь мин лу» («Запись о взращивании жизни и долголетии»).

В этот период были составлены монография по цигун «Хуан тин нэй цзин» (“Основы развития нижнего даньтяня”) и важный справочник по цигун «Хуан хай цзин». Обе книги высоко ценились даосами. В эпоху Южных и Северных династий Бодхидхарма, индийский буддистский монах, приехал в Китай, и в 527 г. н. э. отправился в монастырь Шаолинь, расположенный в провинции Хэнань на горе Суншань. Там он давал наставления, основываясь на священных буддистских писаниях. Он основал школу чань (дхъяна) и написал трактаты «И цзинь цзин» («Об изменении мышц и сухожилий») и «Си суй цзин» («О промывании костного мозга»). Конечный метод заключался в медитации в положении сидя лицом к стене. Так цигун был развит в Шаолине.

Династии Суй и Тан (581-960)

В этот период цигун был широко распространен. Тогда появились три классических медицинских текста: «Чжу бин юань хоу лунь» («Общий трактат о причинах и признака болезней», «Основы лечения, выяснения причин и симптомов заболеваний»), «Бэй цзи цянь цзинь яо фан» («Тысяча предписаний для больных») и «Бай тай ми яо» («Медицинские секреты чиновника»), в которых находятся записи о древнем цигун. Например, во второй книге есть два полных набора упражнений цигун: восемнадцать движений «индийской и брахманской школ» и сорок девять движений «массажа Лао-цзы». Большое число техник цигун детально описаны в «Бай тай ми яо». «Чжи гуань фа» («остановка отвлекающих мыслей») – еще одна работа, дошедшая до нас. В ней идет речь о методах избавления от отвлекающих мыслей.

Династии Сун, Цзинь и Юань (960-1368)

В этот период происходил подъем интереса к даосским техникам «нэй дань» (внутренняя алхимия). Эти техники также включали упражнения цигун. Традиционная китайская медицина в это время процветала. Во времена династии Северная Сун были составлены тексты «Шэн цзи цзун лу» («Общий сборник по священной помощи»). Это объемная книга по медицинской теории и практике. Цзоу Дунюй (1017-1073), философ династии Северная Сун и Цзу Си (1130-1200), философ династии Южная Сун, создали цигун, основанный на неоконфуцианстве. Это философское учение отстаивало «теорию покоя» и «Тай цзи ту шуо» («Учение о символе Великого Предела»). Ключевая идея этой работы: «Беспредельное достигает Великого Предела, Великий Предел порождает ян, предельное движение переходит в неподвижность, неподвижность порождает инь, а предельная неподвижность порождает движение. Движение и неподвижность – взаимозависимы».

В этот период активно развивались различные направления практического цигун. Люди начали уделять больше внимания реальному эффекту от цигун. Например, Су Ши (1037-1101), знаменитый поэт династии Северная Сун, с энтузиазмом пропагандировал цигун как систему упражнений, имеющую практическое значение. Даже сегодня его идеи продолжают влиять на занимающихся цигун.

Династии Мин и Цин (1368-1840)

В этот период цигун широко использовался врачами для лечения заболеваний. В начале династии Мин обсуждение вопросов цигун можно найти в двух медицинских трактатах: в книге «И цзин су хуэй цзи» («Возвращение к классической медицине»), написанной Ван Лу, и в книге «Вань Мичжай и шу ши чжун» («Десять медицинских книг Вань Мичжая»), написанной Вань Цзинем. В работах «Ци цзин бай май као» («Исследование восьми чудесных меридианов») и «Чжэнь цзю да чэн» (“Путеводитель по иглоукалыванию и прижиганию”) была подчеркнута важность меридианов Жэнь и Ду.

Ли Шичжэнь (1518-1593), великий врач и мастер цигун династии Мин, при лечении обычно применял цигун. В «Гу цзинь ту шу цзи чэн» (Собрание древних и современных книг), многотомном собрании медицинских работ, написанных Чэнь Мэнлэем и др. авторами династии Цин, особо упоминалась система даоинь. В книге «Чжан ши и тун («Врачебный опыт Чжан»), составленной выдающимся врачом династии Цин – Чжан Лу, впервые в китайской истории обсуждались отклонения, появляющиеся от занятий цигун.

Новое Время (1840-1949)

В этот период Китай пострадал в результате агрессии капиталистических стран. Беспорядки, вызванные борьбой между диктаторами, нанесли ущерб всей традиционной китайской медицине. Также остановилось и развитие цигун.

Новейшее время (с 1949)

С момента основания Китайской Народной Республики большое число мастеров отказались от традиционного метода передачи стилей цигун посредством отношений преподаватель—ученик или отец—сын и начали возрождать, систематизировать старые, а также создавать множество новых оздоровительных стилей цигун. Эти стили были простыми для изучения и доступными широким массам. Таким образом нарушалась традиционная закрытость систем, являвшаяся серьезной преградой для практики. Лю Гуйчжэнь в 1953 составил книгу «Цигун ляо фа ши цзянь» («Применение цигун в медицинской практике»), и с тех пор термин «оздоровительный цигун» стал широко распространен. Это дало надежду современному цигун на дальнейшее развитие.

В 1955 в городе Таншань на севере Китая Лю учредил первый санаторий цигун. Так был дан толчок развитию цигун-терапии. В 1956 в Таншане и морском курорте Бэйдайхэ был организован симпозиум по цигун. Целью симпозиума было создание группы специалистов цигун. В результате и в других частях страны вскоре были учреждены санатории и институты цигун. В то же время некоторые мастера цигун распространяли информацию о цигун и упражнения цигун среди населения. Например, Ван Сянчжай, представитель школы ицюань, преподавал цигун в Пекинском Дворце культуры трудящихся, а Чэнь Тао создал «Цигун для расслабления» и преподавал его в Шанхайском санатории. В октябре 1959 в Бэйдайхэ была проведена Первая Национальная конференция по обмену опытом цигун. Она спонсировалась Министерством здравоохранения КНР. Конференцию посетили участники из 64 институтов, расположенных в 17 провинциях, городах и автономных областях. С этого момента цигун стал приобретать более прочную социальную основу и получил поддержку правительства.

В марте 1979 в «Ежедневной сычуаньской газете» прошло сообщение о двенадцатилетнем ребенке по имени Тан Ю, который имел способность слышать людей, находящихся на большом расстоянии от него. Это сообщение способствовало росту популярности цигун в Китае и развитию исследований в этой области. В начале 1980-х термин «наука о жизни» был впервые использован ученым по имени Цянь Сюэсэнь. Согласно ему, цигун был неотъемлемой составляющей науки о жизни. Он сказал: «Наука о жизни может привести к новой научной революции». Таким образом, с 1979 цигун стал активно развиваться и играть все более существенную роль в области здравоохранения.

Сейчас в Китае существует несколько больших организаций цигун, таких как Международная ассоциация научного цигун, Китайский институт спортивного цигун, Китайский институт научного цигун, Китайское общество науки о жизни, Мировое академическое общество медицинского цигун, Китайский институт медицинского цигун, и т. д. Эти организации являются лидерами по организации обучения и популяризации цигун. Они имеют свои собственные газеты, журналы и центры управления. Так, эти организации проводят научные исследования. Была дана оценка, что существует более 2400 стилей цигун, преподающихся открыто, и свыше 6о миллионов человек в настоящее время изучают цигун. Сегодня цигун приобретает широкую популярность среди китайцев. Ни одна спортивная программа не вызывала такого интереса. Этот факт показывает, что цигун может отвечать потребностям людей, и люди нуждаются в этой системе и признают ее. В 1995 государственный совет провозгласил «Проект по физической подготовке населения». Сообщество цигун полностью поддержало этот проект. Цигун также был включен в программу проекта. Без сомнения, в будущем цигун окажет еще больший вклад в улучшение качества жизни всех людей.

Наряду с повышением популярности цигун происходит его подъем на более высокий уровень. Несмотря на недостаточное финансирование и нехватку оборудования, большое число специалистов по цигун, ученых и профессоров стремятся осуществить прорыв в этой области исследований. В настоящее время существует несколько экспериментальных баз в Пекине, Наньцзине и Гуанчжоу. Цигун используется в медицине, ядерной физике, промышленности, сельском хозяйстве, информационных технологиях и спорте. Во всех этих областях были достигнуты обнадеживающие результаты.

В последнее десятилетие цигун приобретал все большую научность и стандартизировался. Китайское правительство чрезвычайно заинтересовано в развитии цигун и поддерживает его как эффективный метод оздоровления населения, и во все большей степени берет задачу развития цигун под свое руководство.

Глава 2.

Развитие Юаньбао цигун

Цигун имеет длинную историю развития. Из-за различий в техниках, целях и методах практики были созданы различные стили и школы цигун. Китайский цигун Юань-бао – один из множества стилей в семье китайского цигун.

Простейший цигун состоял из разнообразных спонтанных движений, призванных противодействовать болезням и улучшать здоровье. Также этот цигун использовался для защиты тела от воздействия внешних негативных факторов. К тому времени, когда цигун постепенно стал переходить от бессознательных движений к сознательным, уже были развиты различные формы и школы цигун.

В период Воюющих Царств, под влиянием представителей различных философских школ, были объединены простейший цигун, теория пяти первоэлементов и теория акупунктурных меридианов. В это время появились первые систематические и теоретические направления цигун. Теория цигун прежде всего обсуждалась в «Хуан-ди нэйцзин». Классическая монография этого периода по цигун – «Чжоу и цань тун ци» («Принципы циклических изменений, сформулированные при династии Чжоу»).

Даоинь и массаж – важные составляющие цигун, которые постепенно превратились в лечебные формы цигун и упражнения для достижения бессмертия и других сверхчеловеческих способностей. Лао-цзы, основатель даосизма, передал своим ученикам способ достижения бессмертия. Буддизм также учит методам самосовершенствования, целью которых является достижение состояния опустошения ума, внутренней тишины и полного отказа от эго, состояния нирваны, или истинного мира. Многие школы цигун основывались на учениях буддизма, даосизма и конфуцианства в сочетании с ушу (боевые искусства) и личным опытом практики. Например, стиль жесткого цигун был создан на основе дыхательных методов буддистских и даосских школ цигун и их способах взращивания духа. В то же время культура цигун объединялась с различными физическим методами тренировки, используемыми в ушу.

Целостная школа цигун должна включать такие виды упражнений, которые развивают моральные качества и этическую чуткость, поддерживают здоровье и физические способности на более высоком уровне и развивают особые человеческие способности. Также должны присутствовать техники жесткого цигун. Исходя из этих критериев, Юаньбао цигун – одна из самых разносторонних и передовых школ цигун в Китае.

Юаньбао цигун возник в западной части провинции Хунань в горах Сюэфэн. В результате обобщения и усовершенствования на протяжении веков мастерами был создан простой, но все же теоретически глубокий стиль цигун. Он быстро приносит положительные разультаты и обладает чудесным лечебным эффектом.

В древности, из-за своих сверхъестественных возможностей и в связи со значением общей физической подготовки в период войны, школа Юаньбао имела строгие правила и жесткие условия принятия учеников. В этой школе всегда соблюдалось правило передачи учения и практических знаний единственному ученику. Автор с детства изучал Юаньбао цигун у отшельника, мастера Дуна. Под тщательным контролем своего учителя автор стал искусным мастером цигун. После смерти учителя он был назначен новым руководителем школы. С этого момента система Юаньбао цигун стала доступна обществу. Она продолжает служить людям и приносить пользу всему человечеству.

В 17 лет автор поступил в Шанхайский колледж физической культуры. Там он начал изучать китайские боевые искусства у профессора Чжан Лидэ, вице-председателя Китайской ассоциации боевых искусств, известного на севере Китая как Старший Мастер китайских боевых искусств. Профессор Чжан и его коллеги высоко оценили вклад автора в развитие цигун и китайских боевых искусств. Автор занимался объединением опыта китайских боевых искусств ушу и движениями цигун. За долгие годы, благодаря активной работе с литературой, заимствованию опыта у различных школ и посвящению себя практике и развитию цигун, он приобрел всесторонние знания о цигун. В результате этой работы было создано семь стилей цигун для сохранения здоровья, продления жизни и самозащиты. Также автор разработал более тридцати комплексов и около ста видов всевозможных движений цигун для различных целей, в том числе демонстрационные и прикладные техники, а также методы тренировки, развивающие боевые навыки. Благодаря его усилиям Юаньбао цигун стал полноценным стилем цигун, основанным на учениях конфуцианства, даосизма и буддизма. Этот стиль имеет систематизированную теорию, легок для освоения и высокоэффективен.

Несколько лет назад, во время преподавания в университетах провинции Хунань, автор начал принимать учеников и учредил Китайскую ассоциацию боевых искусств, Академию китайского Юаньбао цигун и другие учреждения цигун с весьма строгими условиями поступления и обучения. Большинство его учеников имеют высшее образование и внесли существенный вклад в развитие собственной профессии, а также в области цигун. С помощью доктора Вэнь Фэйцю из Хунаньского медицинского университета и профессора Чжан Баолиня из педиатрического исследовательского отдела больницы Сянъя при Хунаньском медицинском университете автор и его ученики провели научное исследование «Развитие умственных способностей у слабоумных детей методами цигун». Написанная в рамках этого исследования статья «Восстановление нарушений функций памяти у мышей излучением ци» была высоко оценена медицинскими специалистами. Впоследствии в сотрудничестве с некоторыми учеными автор и его ученики провели исследования в области науки о жизни, что направило развитие Юаньбао цигун по пути научной методологии.

В течение многих лет школа Юаньбао цигун настойчиво преследовала цель достижения здоровья человечества. Под ее эгидой была создана «Добровольная медицинская группа Юаньбао цигун», оказывавшая бесплатные услуги населению. Около шести тысяч пациентов получили бесплатное лечение, и среди них были члены правительства разных стран, чиновники, знаменитости, специалисты, профессора и предприниматели. Однако большинство пациентов – обычные люди.

Школа Юаньбао цигун занималась неизлечимыми заболевания, параличами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими болезнями и так называемыми «болезнями современной эпохи». Юаньбао цигун, как полагали, станет «островом чистой земли» в современном мире. Множество иностранцев посетило Китай для лечения с помощью Юаньбао цигун. Например, в июле 1993 г. Боб Хок, бывший премьер-министр Австралии, лечился с помощью Юаньбао цигун и был восхищен удивительным действием этой системы. Он неоднократно пытался помочь дочери, страдавшей синдромом хронический усталости. Госпожа Хок много лет страдала от усталости, и ей не помогал ни один вид лечения. Однако после лечения с помощью Юаньбао цигун в течение шести недель она практически полностью восстановила свое здоровье. Ее статья о лечении в Китае была издана в австралийском еженедельном женском журнале Australian Women’s Weekly. Госпожа Хок пишет: «К тому времени, когда я уехала из Китая, я почувствовала, что получила другое тело». Вдохновленная древним восточным искусством оздоровления, госпожа Хок искренне захотела стать ученицей школы Юаньбао цигун, и в итоге ее желание исполнилось.

В 1993 г. автор посетил несколько городов в Канаде, и о его путешествиях подробно сообщали средства массовой информации. Этот случай заложил твердую основу для будущего распространения Юаньбао цигун в остальном мире.

Последователи Юаньбао цигун ясно понимают, что китайская наука о жизни только начинает развиваться и перед ними стоит еще множество задач. В данной книге представлены некоторые формы Юаньбао, которые смогут удовлетворить насущные потребности любого человека.

Будьте здоровы, долго живите и обладайте мудростью, которая поможет правильным образом использовать ваши жизненные силы!

Глава 3.

Общие представления о цигун

Что такое цигун?

Цигун имеет длинную историю развития и множество школ и стилей. В Древнем Китае цигун имел другие названия, такие как «синци» (поддержка потока ци), «фуци» (вдыхание ци), «туна» (выдыхание и вдыхание) и «даоинь» (оздоровительный метод, приводящий тело и разум в гармонию посредством движений тела,) и т. д. Термин «цигун» впервые был употреблен в «Цзин мин чун цзяо лу», книге по цигун, составленной Су Сунем при династии Цзинь, но не был подробно разъяснен и потому широко не распространился. В 1953 г., после публикации Лю Гуйчжэнем, ветераном цигун, «Практической цигун-терапии», широкая публика признала цигун как метод сохранения здоровья, профилактики и лечения заболевания, имеющий медицинскую основу. В настоящее время цигун стал социальным и культурным явлением, привлекающим внимание всей мировой общественности. Сейчас существует несколько тысяч стилей цигун. В 1996 г. Китайской государственной комиссией физкультуры и спорта был разработан Генеральный проект здравоохранения, в котором цигуну отведена важная роль.

Отличительные характеристики цигун

1. Развитие личности

Саморегуляция – ключ к практике цигун. То есть он полностью основан на субъективных ощущениях или внутреннем осознании человека.

В практике цигун присутствуют три основных принципа: регуляция позы, дыхания и сознания. Регуляция сознания или мыслительной деятельности – главный принцип, и соответственно важнейший фактор в практике цигун.

Личностное развитие должно служить основой для регуляции мыслительной деятельности.

Только великодушный и оптимистичный человек может достичь окончательной цели самосовершенствования. В результате ци будет равномерно распространяться по телу. Тогда можно достигнуть лучших результатов.

2. Интегральный подход к лечению

Целью цигун-терапии является не лечение какого-то конкретного расстройства, а улучшение физического здоровья в целом, что достигается воздействием на внутренние причины заболевания. Многолетний опыт показывает, что когда излечивается одна болезнь, другие нарушения также уменьшаются или устраняются. Например, после длительной практики цигун у пациента исчезла опухоль. Кроме того, исчезли желудочно-кишечные нарушения, пациент стал энергичным, а лицо приобрело здоровый цвет. В человеческом теле присутствуют защитная ци и патогенные факторы.

В «Хуанди нэйцзин» утверждается: «Преобладание защитной ци в теле защищает человека от вторжения патогенных факторов». Качество защитной ци, ее сила или слабость определяют возможность возникновения болезней, а также их течение, способы предотвращения и перспективы выздоровления.

Этот вид ци имеет наибольшее значение для пациентов, страдающих от хронических заболеваний, что приводит к истощению жизненных сил организма. Практика цигун помогает взрастить и развить истинную ци. В результате могут предотвращаться различные заболевания. Иными словами, практика цигун способствует усилению защитной ци и помогает бороться с любыми негативными воздействиями. Это верно для всех упражнений цигун, будь то практика верхнего или нижнего даньтяня, Большой или Малый небесный круг, Шесть целительных звуков либо Восемь отрезков парчи.

Применение цигун

Сегодня, благодаря более глубокому пониманию цигун, применение цигун расширило свои границы и включает не только проблемы здравоохранения. С 1978 г. исследовательские группы в Шанхае, Пекине и других крупных городах провели исследования цигун в рамках нескольких дисциплин, используя современную научную теорию и оборудование. Ученые обнаружили применимость цигун в промышленности, сельском хозяйстве, военном деле, физкультуре и спорте, в образовании. Например, после того как исследователь цигун Ван Цзялинь передавал ци грибам, они существенно увеличивали свой размер. Самый крупный весил 2,5 кг. Он на 1,6 кг тяжелее гриба, облучавшегося лазером в Японском грибном институте. Также были достигнуты обнадеживающие результаты в области исследования человеческой иммунной системы и развития умственных способностей с помощью излучения ци.

Применение цигун и исследования в этой области помогут раскрыть большое количество тайн, это несомненно принесет большую пользу человечеству. Крупные достижения в исследовании цигун приведут к новой научно-технической революции, и наука цигун в будущем станет ведущей научной дисциплиной.