Вы здесь

Глобальные экологические проблемы, социум и экономика. Первый опыт, – он не «комом» (Р. И. Булатов)

Первый опыт, – он не «комом»

Рамиль Булатов,
20 ноября 2015, 15:30
Российский экологический центр

На фото: Встреча лидеров гражданской общественности с представителями официальных структур власти


Сегодня в СМИ появилась оперативная информация:

«Первая в России региональная общественная коллегия по жалобам на прессу создана в Татарстане, сообщила председатель союза журналистов республики, заместитель председателя Госсовета Татарстана Римма Ратникова /Казань, 20.11.2015, РИА Новости, Ирина Дурницына /https://news.mail.ru/society /24026164/?frommail=1/.

Сегодня в Казани проходят выездное заседание постоянной комиссии по гражданскому участию в модернизации экономики совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также выездное заседание Общественной коллегии по жалобам на прессу во главе с председателем совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаилом Федотовым.

Казанская общественная коллегия по жалобам на прессу стала первой подобной структурой на региональном уровне. В состав двух палат коллегии (палата медиа-сообщества и палата медиа-аудитории) вошли около 50 представителей ведущих СМИ Татарстана, формирующих медиа-поле республики, лидеров общественного мнения, представителей институтов гражданского общества и государственных структур. В частности, это редакторы и ведущие журналисты крупных независимых и государственных СМИ, представители Конституционного и Верховного судов Татарстана, Казанской митрополии и Духовного управления мусульман Татарстана, Общественной палаты республики, правозащитных и молодежных организаций, уполномоченный по правам человека в Татарстане, блогеры и другие.

По предложению президиума Общественной коллегии по жалобам на прессу, поддержанной членами Казанской региональной общественной палаты по жалобам на прессу, сопредседателями новой структуры стали председатель Союза журналистов Татарстана Римма Ратникова и завкафедрой журналистики Казанского федерального университета, эксперт Общественной коллегии по жалобам на прессу Светлана Шайхитдинова/Казань, 20.11.2015, РИА Новости, Ирина Дурницына/https://news.mail.ru/society/24026164/?frommail=1/.

Двухпалатный способ коллегиального взаимодействия с социумом – одна из исторических и апробированных моделей обустройства гражданского общества. И не удивительно, что именно в Татарстане имеет место быть такому феномену.

Двупалатная система представительства – структура присущая таким органам, как парламент (а иногда и других представительных органов), при которой он состоит из двух палат.

Например, палаты парламента различаются по составу, порядку формирования, кругу полномочий. Как правило, одна из палат является верхней, другая – нижней. Это означает, что законы сначала принимаются нижней палатой, а затем поступают на одобрение верхней. Верхняя палата обычно не имеет права вносить в закон изменения, ее задача – принять либо отклонить его. На практике это приводит к тому, что политически более важной является нижняя палата, так как в ней происходит основное обсуждение каждого законопроекта. Кроме того, обычно именно перед нижней палатой отчитывается правительство страны.

Смысл разделения парламента на две палаты может заключаться в:

– необходимости обеспечить как пропорциональное представительство всего населения страны, так и равное представительство отдельных территорий независимо от их размера. Так, в федеративных государствах верхняя палата обычно представляет регионы и состоит из равного числа депутатов от каждого субъекта федерации;

– обеспечении большего консерватизма в принятии законодательных решений. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя: для ее членов устанавливается более высокий возрастной ценз, она может избираться не напрямую населением, а, например, региональными органами власти, наконец, она может состоять из вовсе не избираемых гражданами лиц. В результате верхняя палата более склонна занимать позиции, близкие правительству страны, либо направленные на недопущение резких перемен.

История знает и многопалатные парламенты (Испания), и парламенты с двумя равноправными палатами (СССР, Швейцария, Румыния) /https://ru.wikipedia.org/wiki/Двухпалатный_парламент/.

Каковы будут акценты при функционировании двух палат коллегии: палата медиа-сообщества и палата медиа-аудитории, – неплохо было узнать из опубликованного устава или положений о палатах? Выпустит ли сегодняшнее заседание резолюцию или меморандум? Где та «линия взглядов», где будут сталкиваться идеи и интересы гражданского общества, держателей СМИ, официальных структур? На сколько будет выдержана гражданская позиция нового органа? Станет ли он дискуссионной площадкой или будет нести, некие, утвердительные функции?

В ближайшее время будет проводиться III Республиканский общественно-гражданский форум, на котором, несомненно, будет рассмотрен новый социальный опыт, оказывающий воздействие на общественное сознание граждан. Возможно ли перенести подобную социальную модель, непосредственно, в общественную и гражданскую жизнь республики и других регионов?