7. Загадки демографии
«Демография – это судьба», – в 19 веке говорил родоначальник социологии Огюст Конт.
Население планеты растет фантастическими темпами, как сложные проценты в финансовом мире. Если бы Петер Минёйт, губернатор Новых Нидерландов вместо того чтобы выкупить остров Манхэттен у индейцев за 60 гульденов в 1626 г., вложил эти деньги под шесть сложных процентов, то к настоящему времени эти деньги составили бы сумму равную стоимости всего недвижимого имущества на этом острове. А испанское золото Фрэнсиса Дрейка вложенное также под шесть сложных процентов, сравнялось бы сегодня по сумме со всем богатством Великобритании.
Первые десять миллионов человек могли прокормить себя охотничье-собирательным образом жизни. Количество собирателей и охотников росло, и понадобился переход к экстенсивному земледелию. Количество собирателей, охотников и, теперь уже, земледельцев росло, и пришлось интенсифицировать земледелие. Вместе с количеством людей занятых обеспечением жизнедеятельностью, росло и количество людей-«изобретателей». Благодаря им появились новые жизнесберегающие технологии. Темпы роста населения увеличивались. С одной стороны, существует потолок технологически обусловленной способности роста населения Земли, с другой стороны этот потолок растет вместе с развитием технологий. И чем выше уровень технологического развития, тем больше потенциальных «изобретателей». Цепная демографическая реакция, благодаря которой, в конечном итоге растет средняя продолжительность жизни. Существует даже уравнение, в котором темпы технологического роста пропорциональны самой технологии и одновременно пропорциональны численности населения. Уравнение технологического роста Майкла Кремера. В основе лежит допущение, что миллион человек при прочих равных условиях изобретут, примерно в тысячу раз больше, чем тысяча человек за то же самое время. Это уравнение совместно с уравнением демографического роста Мальтуса и дает гиперболический темп роста населения – скорость роста численности населения растет пропорционально квадрату его численности. Если количество потенциальных «изобретателей» вырастет вместе со всем населением в десять раз, то темпы роста вырастут в сто раз, увеличивая и среднюю продолжительность жизни.
И если против увеличения продолжительности жизни никто не возражает, а, даже приветствуют, то, увеличение количества планетарного человечества совсем никого не радует. Последние десятилетия гуманитарные дискуссии на тему перенаселенности планеты приводят общественность в паническое состояние.
А началось все почти 200 лет назад. Бенджамин Франклин установил, что население американских колоний, где ресурсы были неограниченны, удваивалось примерно каждые 25 лет. Мальтус первый обратил внимание на это явление и, увлекшись, заявил об универсальной тенденции роста населения в геометрической прогрессии. Геометрическая прогрессия нарастает очень быстро; если население растет, как ряд чисел 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 1048576…,то на земле через короткое время не останется места, где можно было бы разместить вновь родившегося человека. Мальтус соединил эту тенденцию с экономическим законом убывающей доходности. В силу действия этого закона возникает сильное отставание роста продовольственных ресурсов от квадратичного роста населения. Это равносильно тому, как если бы объем земного шара уменьшался каждый раз наполовину, пока, наконец, не сократился бы до таких размеров, что продовольствия и средств существования стало бы меньше, чем необходимо для поддержания жизни. Мальтус не утверждал, что население будет расти в такой пропорции. Он только лишь указывал на вектор развития, если не будет сдерживающих факторов.
В первом издании своей книги «Опыт о законе народонаселения» он придавал весьма позитивное значение факторам, влияющим на увеличение смертности: эпидемия, голод, война. В дальнейшем он убрал из книги эту мрачную доктрину, сосредоточив все внимание на превентивные препятствия для роста населения, которые воздействуют на рождаемость. Мальтус, кстати, впервые употребил термин «борьба за существование», который впоследствии использовал Ч. Дарвин в теории эволюции видов.
Общий вывод работ Мальтуса можно сформулировать так – рост населения является не позитивной основой богатства, а его тормозом в связи с сокращением возможностей обеспечения населения жизненными благами. Время показало ошибочность доктрины Мальтуса. Теория народонаселения Мальтуса чрезмерно упрощает проблему. В своей аргументации по вопросу об убывающей доходности он совершенно не учитывал феномен промышленной революции. Он не мог знать, что уже в следующем столетии новые технологии резко подвинули кривые производственных возможностей и сделали возможным достижение более высокого уровня жизни для большего числа людей, в то же время достижения медицины способствовали увеличению роста населения. Не мог он знать и того, что после 1870 г. в большинстве стран Запада, включая Соединенные Штаты, численность семьи, измеряемая фактическим количеством детей, упала гораздо ниже биологической способности к размножению.
Демографический закон роста населения это положительная обратная связь второго порядка. Тип обратной связи, при которой выходной сигнал влияет на входящий, усиливая его. Как только начинает действовать такая зависимость сигналов, происходит рассогласование системы и система начинает развиваться с ускорением. Механики говорят в таком случае – машина «пошла в разнос». Именно таким образом и вела себя система под названием «планетарное человечество» последние, как минимум 200 лет. С 1800 года до настоящего времени численность населения планеты увеличилась на, более, 6 млрд. человек.
Все живые системы от клеток до экосистем развиваются по принципу отрицательной обратной связи: когда изменение выходного сигнала передается на вход в систему таким образом, чтобы компенсировать изменения входящего сигнала. Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров. Отрицательная обратная связь широко используется разными живыми системами – от клетки до экосистем – для поддержания гомеостаза. В популяциях отрицательные обратные связи обеспечивают гомеостаз численности.
Конец ознакомительного фрагмента.