Вы здесь

Глобальные вызовы и решения. Сборник статей. Хохлова М. Н. Смысл жизни (М. Н. Хохлова)

Хохлова М. Н. Смысл жизни

Знание принципов освобождает

от знания множества фактов

История вопроса

На сегодняшнем этапе развития цивилизации стало общим местом обсуждение «тектонических процессов глобальной трансформации», концептуального тупика традиционного миропорядка и проблемы отсутствия образа будущего – будущего для всех! В отличие от традиционного силового (властного) обеспечения «светлого» будущего для «лучших», «развитых», «конкурентоспособных», «золотого миллиарда», поддержания идеологии процветания «избранных» за счет всех остальных,..

Но любое новое высказывание о будущем не живет, если оно надумано, вымышлено, взято с потолка, высосано из пальца или ограничивается набором лозунгов и призывов «за всё хорошее против всего плохого».

Образ будущего человечества1 обязательно должен иметь целостное содержательное взаимоувязанное описание картины мира, мироустройства – отношение к государству, человеку, собственности, природе, деятельности, прибыли, деньгам, безопасности, семье, образованию, здоровью, личности, человеческим ценностям,…

Он формируется в том числе на основе эволюции совокупности общих и индивидуальных взаимоувязанных смыслов жизни человека, социальных групп, планетарной цивилизации.

Зачем (для чего) жить? Как найти, определить смыслы жизни?

О чем мечта?

В чём состоят жизненные ценности?

Как сохранить желание и интерес к жизни?

Как ставить цели и воплощать их в жизнь, претворяя будущее в настоящее?

Смысл жи́зни (бытия́) – философская и духовно-нравственная категория, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человека и человечества, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее ключевое значение для становления личности.

Во все времена писатели, философы, мыслители искали ответы и выделяли закономерности существования, формировали идеалы, к которым надо стремиться, определяли цели бытия, основы счастья человека.

Схематично приведем основные течения:

– Эпикур, Аристипп, далее теория утилитаризма, рыночные капиталистические идеалы общества потребления – получение телесного и духовного удовольствия, чувственного наслаждения, гедонизм, благо для индивидуума, стремление к нему и избегание мучений, душевного беспокойства и страданий,..

– Сократ – назначение человеческого разума не в том, чтобы исследовать, что находится «в небесах и под землёю», а в том, чтобы исследовать природу добродетели с тем, чтобы совершенствовать душу и строить жизнь на основе этического знания,

– Аристотель – целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека (сущность – душа), то есть достижение счастья путем мышления и познания мира. Духовная работа имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством – это добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

– Киники (Антисфен, Диоген Синопский) – конечная цель устремлений человека – добродетель (счастье), она состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою, что означало крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

– Стоики – нравственность, которая невозможна без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель – жизнь человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков – невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

– Религия – служение «Божественной цели» и в зависимости от представления о Боге: иудаизм, христианство, ислам, буддизм, индуизм, даосизм,… – познание Бога (Христа Аллаха, Будды,…), любовь к Нему, ведение праведной жизни и соблюдение заповедей, надо уподобиться Ему и наследовать вечную жизнь с Ним, служить и поклоняться в полной покорности и преданности. Основными составляющими жизни человека должны быть любовь, смирение и умеренность.

– Экклезиаст – человеческое бытие суетно и ничтожно, жизнь – это вздор, бессмыслица, чепуха. Труд, власть, любовь, богатство, не имеют никакого смысла. Это то же самое, что гоняться за ветром. Никакого смысла у человеческой жизни нет, «нет у человека преимущества перед скотом», потому что «как те умирают, так умирают и эти» – картина вечного круговорота вселенной и человека. Накопление богатства, почести, чины, наслаждения и даже праведный труд и рождение детей – все это уже было под солнцем и все это – суета (бессмысленно, бесцельно). Человек всегда властвует над человеком, всегда были продажные суды, насилие и бесправие.

– Конфуцианство – создание идеального общества (поднебесной империи) вместе с самосовершенствованием.

– Средневековье – почитать предков, принимать и следовать общепринятым религиозным воззрениям времени, передать все это потомству, в том числе социальный статус, полученный при рождении.

– Иррационалисты – сущность бытия в постоянной борьбе со смертью, страданиями;

– Экзистенциалисты – смысл жизни человека зависит от него самого, человек должен сам для себя определять ценности в полном абсурда мире;

– Позитивисты – проблема поиска смысла бессмысленна, так как она выражена лингвистически, а все выраженное человеком посредством языка не имеет смысла. Потому что «смысл X» – это элементарное выражение, когда «жизнь» используется как «X» в выражении «смысл X», утверждение рекурсивное и, следовательно, бессмысленное. То есть вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла, отличного от этих вещей.

– Фаталисты – а может, не стоит искать смысл жизни? Если что-то уготовано, то оно и так придет, без лишних усилий со стороны человека. Судьба,…

– Нигилисты (далее трансгуманизм) – идея «смерти Бога» для возвращения смысла жизни на Землю (христианство воспринимается как нигилистическая религия, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь на предполагаемой потусторонней жизни). Смысл жизни человека – приготовление к появлению сверхчеловека: «Человек – это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком». «Пока человечество опрометчиво пребывает в роковом заблуждении быть биологически обреченным для триумфа, ничто существенное не изменится» – до прихода сверхчеловека человечество будет получать все больше и больше отчаяния.

– «Духовная элита» – уберечь все человечество от вырождения путем приобщения его к культурным и духовным ценностям, суть жизни состоит в том, чтобы постоянно рождались гении, талантливые личности, которые бы возвышали простой народ до своего уровня, лишали его чувства сиротства. Представители духовной аристократии должны быть мерилом, образцом для всех остальных людей.

– Прагматики – вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни – это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

– Кант – в стремлении каждого выработать в себе добрую волю, чтобы достичь совершенства, исполнить моральный долг. Имея волю, личность будет стремиться к тем поступкам, которые и отвечают за ее предназначение.

– Фрейд – быть счастливым, получать максимум удовольствия и наслаждения. Личность, которая задумывается о смысле жизни, душевнобольной человек.

– Толстой Лев – цель жизни заключается только в самосовершенствовании личности, смысл существования одного индивида нельзя искать отдельно от других, от общества в целом. Для того чтобы жить честно, надо постоянно бороться, рваться, путаться, ведь спокойствие – это подлость. Негативная часть души ищет умиротворения, но она не понимает, что достижение желаемого связано с потерей всего, что хорошего и доброго есть в человеке. Жизнь человека невозможна без нравственных, моральных аспектов.

– Шопенгауэр – жизнь человека – проявление некой «мировой воли»: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Бессознательная мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям – людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Жизнь – это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию. Мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти через самоограничение. Жизнь человека – это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой. Средство спасения от отсутствия смысла – иллюзии, придумывание занятий.

– Трансгуманисты – преодоление всех биологических ограничений и возникновение, так называемого, «постчеловека» (киборга).

Конечно, это далеко не полный список суждений о смысле жизни.

Но надо признать – все они сложно сопоставимы, слабо поддаются обобщению и сравнительному анализу, так как авторы использовали различные аспекты, масштаб, семантику и логику приводимых категорий и выводов.

Резюме.

Чтобы рассмотреть понятие «смысл жизни» необходимо для начала выделить ключевые принципы и методы рассуждения и исследования.

Принципы и методы

Обобщая многочисленные противоречивые суждения о смысле жизни можно выделить следующие основные пограничные воззрения на сам факт его существования:

– Смысла жизни нет. Попытка его отыскать – тупик, заблуждение, самообман. Не думай об этом. Просто живёшь – и живи!

Однако природа человека тревожно противится этому мнению.

– Смысл жизни есть – универсум. Его можно познать – как только познаешь того, кто эту жизнь создал. Человек ищет смысл – значит, совершив грех, потерял. Не надо самому придумывать смысл, следует лишь его найти, познав Творца, Бога.

Но если исключить существование Бога, то нечего искать и смысл, его не будет.

– Смысл жизни есть – он индивидуальный. Человек должен его придумать, пройти свой путь, бытие не может быть бессмысленным. Человек с такой позицией старается найти смысл во всех явлениях и событиях, которые с ним происходят. Получается, что общего универсального смысла – нет. А каждый прикрывает бессмысленность «смертельного путешествия» по жизни – сиюминутными желаниями материального обогащения, дружбы, любви, рождения детей, власти, секса, олимпийских медалей, карьерного роста, научных достижений, «непыльной» работы, уютного дома и т. п.

А смысл?

При этом, жизнь показала, что человек, лишенный смысла в жизни (говорят, что он не нашел или потерял себя) становится

– слабым, теряет энергию, мотивацию стремлений, энтузиазм достижений, мечту, не может активно сопротивляться трудностям, проблемам, болезням,..

– легко управляемым, без собственного мнения личные желания подменяются чужими (а тут как повезет с «учителями/манипуляторами»),

– безличной толпой (электоратом, массами, быдлом, рабом..), теряет индивидуальность, свое лицо, не реализует способности, таланты.

Всё это приводит (порой без осознания первопричины) к неврозам, депрессии, апатии, агрессии, скуке, алкоголизму, наркомании, суицидам.

Другая крайность – неутомимое бесконечное занятие поиском смысла жизни и уход в безуспешные душевные и интеллектуальные метания, а жизнь (не прожитая) проходит мимо, время утекает, оно не ждет, пока вы что-то умозрительно найдете.

Поэтому затянувшиеся поиски смысла могут обернуться для человека катастрофой и порой приводят к тем же плачевным результатам.

«Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни» Федор Достоевский.

Где золотая середина?

В принципе поиск смысла жизни продиктован осознанием человеком непреодолимых ограничений по времени (конечность жизни, неотвратимость смерти, нет ничего вечного), пространству (планетарная зависимость), структуре коммуникации (семья, друзья, работа, увлечения, страна, человечество,..), интеллекту,.. и страхом перед будущим.

Чтобы исследовать «смысл жизни» и динамику его трансформации в этих ограничениях предлагается следующий метод – рассмотреть систему ключевых факторов, его формирующих:

– Субъект – человек, социальные группы, человечество, вселенная,

– Процесс – жизненный цикл (путь), рождение-жизнь-смерть,

– Вектор – инстинкты (самосохранение), цели, ценности, нравственность, идеал (догма), мечта,

– Траектория – индивидуальный практический путь каждого субъекта, его конкретные цели, результаты и методы их достижения, счастье, успех, развитие, гармония,

– Смысл – непрерывная динамическая гармонизация жизни, развитие, счастье, жизнь после смерти, вечность,

Какое будущее у субъектов, куда будет осмысленно нацелен суммарный вектор развития и где пролягут личностные траектории?

Резюме.

Хочется понять: есть ли закономерности и как строится фактическая траектория обретения, изменения и развития смыслов в процессе жизни субъекта в направлении ценностного вектора конечных целей существования?

Субъект

Смысл жизни без субъекта является бессмысленным понятием.

Смысл жизни ищут субъекты:

– человек,

– социальные группы,

– человечество.

Для определения структуры субъектности в отношении смысла жизни выделяются следующие уровни самоидентификации:

– Эгоцентризм. Человек воспринимает себя как единицу, центр, единственный стимулятор личного благополучия, а другие выполняют служебную роль: если помогают целям и желаниям – хорошие, не помогают – враги.

Смысл такой жизни – индивидуальная рациональность, рассматривается как увеличение суммы личных достижений вне зависимости от пользы для других. По сути это и есть пропаганда «западных» ценностей – карьеризм (погоня за личным успехом, вызванная корыстными побуждениями за счет и даже в ущерб интересам общего дела).

Смерть такого человека уничтожает его, для него все бессмысленно после его смерти. Однако, ситуация гораздо глубже: живущий только для себя – мертв для других уже при жизни.

«Жить только для себя – есть злоупотребление» Вильям Шекспир

«Без пользы жить – безвременная смерть» Иоганн Вольфганг фон

Гёте

– Группоцентризм. Центр – это группа, общность, с которой человек себя идентифицирует: семья, друзья, каста, клан, организация, клуб, партия, движение, нация, религия, страна,.. Отношение к другим зависит от того, принадлежит он к этой группе или не принадлежит – локальная рациональность, патриотизм.

Если принадлежит, то он достоин доброты, любви, жалости, помощи. Если не принадлежит, то эти чувства могут на него не распространяться.

Смысл жизни уже выходит за грани смерти человека, и он видится в жизни, благополучии той группы («мы», «наши», общности от семьи до страны), с которой он себя идентифицирует… Остальные не входят в круг ответственности и безразличны или враги, конкуренты за место под солнцем.

– Социосфера. Планетарная сеть взаимосвязанных людей, коллективное сознательное. Любой человек обладает такой же ценностью, как я сам – глобальная рациональность. Только здесь впервые появляется понятие гуманизма и нравственности (включая старое золотое правило этики: поступай с другим так же, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

В предыдущих случаях можно было говорить только о морали: группоцентричной или корпоративной (а своя мораль есть во всех слоях и группах общества – у олигархов, преступников, финансистов, врачей, нищих,… от семьи до религиозных течений и государств и т. д.).

Только на уровне социосферы и нравственного сознания начинает действовать понятие общечеловеческих ценностей и смысла жизни человечества.

И хотя человечество также конечно, но в таких масштабах и сроках, что приобщение к смыслу жизни человечества принципиально преображает деятельность личности и его мечты дольше жизни. И после физической смерти – его деятельность неуничтожима и может питать «вечность». Солнце светит всем!

Конечно, каждый реальный человек одновременно имеет в той или иной мере все виды самоидентификации (лично себя, своей семьи, друзей, той или иной организации, страны, своей маленькой населенной планеты во вселенной), но важно – что же будет доминировать в нем, в какой пропорции и в каких жизненных ситуациях.

Нужна гармония.

Сегодняшний миропорядок свидетельствует, что пока социосферный гуманизм для большинства людей (и абсолютно для всех систем политической, экономической, социальной, религиозной,… власти с извечным стремлением монополизировать насилие) остается лишь лозунгом прикрытия и грызущей совестью.

Поэтому и тупик.

Кроме того субъект, включающий человека, социальные группы, человечество, необходимо рассматривать целостно как сочетание множества различных аспектов.

Субъект как (ключевые аспекты):

– биологический вид, вершина эволюции («сверхчеловек»?, «постчеловек»?, «киборг»?,.. ),

– разумный, мыслящий, познающий, творящий, (…сознание, способности, талант, гений),

– духовно-эмоциональный, чувствующий,..

– экономическая категория (ресурс, капитал, кадры, добавленная стоимость, производитель, потребитель,..),

– общественно-социальная категория (общее-частное, мы-я, народ-личность,..),

– политическая категория, «вертикаль власти», лидер-электорат, элита-массы, классы, касты, слои, уровни, рабство (физическое, экономическое, ментальное,..), осознанное мироустройство,..

(Более детально ключевые аспекты субъекта рассматриваются в соответствующей главе книги «Сетевые мир и война. Образ будущего»).

Традиционно при определении смысла жизни и его трансформации выстраивались жесткие иерархические уровни (этапы, шаги, ступени, лестницы, оболочки, пирамиды, вертикали, сферы,…) развития, совершенствования, восхождения,.. субъектов.

Приведем только несколько примеров, их гораздо больше, но по сути они все про одну и ту же иерархию.












Человек и общество воспринимаются всегда в процессе становления.

На приведенных рисунках отображены некоторые примеры подобных подходов.

Этот «иерархический взгляд» на человека (то есть в нем есть «низкое» и «высокое») существенно влиял на правила определения ценностных ориентиров смысла жизни, «побуждающих начал», которые и продиктовали многие исторические догмы и табу:

– духовное выше материального,

– интеллектуальный труд выше физического,

– общее выше частного,

– общественное выше личного,

– меньшинство подчиняется большинству,

– справедливость выше закона,

– служение выше владения,

– власть выше собственности,

– будущее выше настоящего и прошлого,

– и другие подобные.

С одной стороны эти догмы порождали внутренний нигилизм и крайние формы сопротивления и анархии, особенно тогда, когда усиливался их диктат, а сами диктаторы были яркими примерами злостного нарушения всех этих навязываемых «прописных истин».

С другой стороны сами люди про себя недоумевают: почему эти «призывы» большинством не исполняются, почему они так далеки от реальной жизни?

Может быть они ложны?

Многие задаются вполне здравыми вопросами:

Когда голодному с голодными умирающими детьми и стариками думать о «духовном»?

Как не погрязнуть в грязи и гордыне, отдавая все силы интеллектуальному труду и презирая физический труд?

Как может существовать общественное без личного, а общее без частного?

А «безошибочность большинства» – человечество уже не раз проходило, в том числе на кострах и в концлагерях.

Почему закон может быть не справедлив? Кому нужен такой закон?

Где вы видели служение без владения, если в жизненной практике этот недостаток очень быстро устраняется, превращаясь повсеместно в служение ради владения?

Как удержать собственность без власти, а власть без собственности, кроме того именно власть её отбирает и присваивает?

И т.д., и т. п.

Железобетонные догмы казалось нерушимых иерархических правил жизни рассыпаются и заменяются сетевым природоподобным пространством сложного взаимосвязанного проявления всех аспектов человечности.

В людях едино и неразделимо материальное, интеллектуальное, духовное, личностный рост и служение общему делу на общее благо!

Одновременно удовлетворять собственные жизненно необходимые потребности, физически работать на пользу общества и даже в одиночку отстаивать истину,.. – не стыдно и высоконравственно! В самолете вы получаете один из уроков с первого взгляда необычной, но единственно здравой логики помощи ближнему – «во время аварийной ситуации наденьте кислородную маску сначала на себя, а потом на ребенка».

Конец ознакомительного фрагмента.