Три основные системы обучения чтению
Все системы обучения чтению можно разделить на три основные категории: звуко-буквенную, складовую и глобальную.
Звуко-буквенная технология является наиболее распространенной. В качестве основной единицы обучения она подразумевает букву. Звуко-буквенная система предполагает сначала изучение алфавита, затем формирование навыка складывания букв в слоги, слогов в слова. От ребёнка требуется первым делом выучить буквы, затем ему объясняются взаимозависимости между звуками и буквами, их обозначающими, затем ребёнка учат понимать соединения букв и переводить их в звуки речи. Характерной чертой этой системы является слоговое чтение. Слог в этой системе используется в качестве вспомогательного элемента при составлении целого слова. Основной плюс звуко-бувенной системы заключается в том, что по ней легко учить. Я подчеркиваю: не легко учиться, а легко учить. То есть эта система удобна для того, кто обучает. Учитель может распланировать содержание обучения, с довольно большой вероятностью определить необходимое время и количество занятий для достижения определенных результатов. Данный метод позволяет обучать сразу большое количество учеников. Звуко-буквенный метод обучения не трудоемкий для обучающего, но зато требует больших усилий со стороны обучаемого: ребенку предлагается технология, формула, а дальше всё зависит от его усидчивости, внимания, терпения и сообразительности. Такая система может быть удобна для 6—7 летних детей, у которых ярко выражено желание научиться читать и взрослых иностранцев. Но, как уже нами было сказано, современная жизнь требует более раннего обучения, подавляющее большинство детей к 6—7 годам уже умеют читать. А для маленького ребенка данный метод, являясь по сути «левополушарным», явно не физиологичен.
К сожалению, самая распространенная ошибка педагогов и родителей заключается в том, что школьные методы обучения переносятся на процессы обучения совсем маленьких детей. По мнению таких нерадивых педагогов, ребенка непременно нужно посадить за парту, нагрузить информацией, обязательно дать задания «на закрепление», проэкзаменовать. Причем, экзаменовать ребенка до той поры, пока он не ответит в точности выученный урок. Скажем прямо, что и в школе-то такие методы обязательно должны сочетаться с дидактическими принципами доступности, последовательности, учета возрастных, физических и индивидуально-психологических особенностей. Крайне важно для педагога заботиться о том, чтобы процесс учения был интересным, увлекательным, захватывающим. Но еще большее преступление – заставлять 3—4летнего малыша выполнять умственную работу, которая предназначена для 7—8летнего ребенка. Именно в результате такого переноса «взрослых методов обучения» на процесс обучения малышей у детей возникает отторжение к любому обучению. В свою очередь родители разочаровываются в раннем обучении и формируют стойкое неприятие к теме раннего развития, категорично повторяя слова: «Не лишайте ребенка детства!». Именно такой перенос «взрослых методов» обучения пугает и многих внимательных родителей, и поэтому они отказываются от раннего обучения, не зная о существовании приемлемых способов.
Я хочу еще раз подчеркнуть, что не количество преподносимой информации вредит ребенку! – количество новой информации, воспринимаемой детским мозгом в течение первых лет жизни не поддаётся исчислению! Никто из родителей не переживает, что ребенок за одну прогулку в парке научился распознавать собак, птиц и белок, признаки времени года и возрастную категорию прохожих. Мозг человека устроен таким образом, что при перегрузках и утомлении он просто-напросто «отключается» на отдых. Нет, вредит ребенку не информация (разумеется, мы имеем в виду адекватную информацию), и не её количество. Навредить ребёнку могут только способы преподнесения информации.
Самая часто встречающаяся «жалоба» родителей: «мой пятилетний ребенок с двух лет знает все буквы, а читать не может». При обучении малышей звуко-буквенным способом традиционно встречается побуквенное чтение. Малыши, которых заставляют читать «по буквам», смотрят на написанное слово и демонстрируют свои знания по части алфавита, но не навык чтения: «мэамэа» или «эм-а-эм-а» вместо «мама». Ребенок произносит названия букв, из которых состоит слово, но не может прочитать слоги-слияния и примыкания звуков. Слоговое чтение, которое может сохраняться довольно продолжительное время и на этапе словосочетаний, предложений и даже целых текстов провоцирует часто механическое воспроизведение текста по слогам без понимания смысла прочитанного. Процесс чтения превращается в «собирание слов из кусочков». Собрать предложение становится еще более трудным делом, поскольку к моменту, когда ребенок дошел до конца предложения, начало он уже забыл. И это самое «собирание из кусочков» становится главной целью для ребенка при восприятии текста, что, разумеется, далеко от полноценного чтения с присущим ему «получением смысла». Также нередки случаи заикания, аграмматизмов, и впоследствии случаи фонетического написания слов (например, «йожык»).
Но самое неприятное – у ребенка в результате возникает патологическое отвращение к чтению. И даже когда наступает период, в котором и звуко-буквенная система обучения принесла бы свои плоды, ребенок уже категорически не любит читать. Процесс соединения знаков в смысловые единицы, то есть в слова, лексемы – это процесс левополушарный. Для ребенка, с его ведущей функцией правого полушария, собирать слова из букв – занятие довольно трудное и скучное.
Вы спросите, возможно, «как же раньше детей учили читать по букварю – и ничего?» Да, но раньше ребенка начинали учить читать, как правило, в 7, 8, 9 лет и даже старше – то есть тогда, когда левое полушарие уже сформировано и аналитическая мыслительная деятельность вполне релевантна. Кроме того, во все времена на Руси активно использовались и складовые системы обучения чтению (существовали целые слоговые и складовые азбуки) и даже глобального чтения. Например, как известно, в период схоластической педагогики ученикам предлагались для заучивания наизусть довольно объемные фрагменты текстов религиозных писаний. Эти заученные слова самостоятельно сопоставлялись учеником с написанным текстом – в данном приеме мы видим как раз элемент глобальной технологии обучения чтению, о которой речь пойдет дальше. Но прежде рассмотрим «промежуточную» между звуко-буквенной и глобальной технологиями систему – складовую.
В любой складовой системе минимальной единицей для чтения является не буква, переведенная в звук, а склад. Склад – это минимальная, неделимая при произнесении единица речи. Не слог – «минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов», как это написано в некоторых справочниках, а склад! В отличие от слога, который всегда образуется вокруг гласного звука, склад состоит либо из одного звука, либо из неразрывного слияния двух звуков. Это может быть как слог-слияние – соединение согласного и гласного, например «мо», «ры», «пе», «ку» и т.п.), так и отдельный гласный звук, так и отдельный согласный звук (твердый или мягкий – с мягким знаком). На письме склад может быть обозначен одной буквой или двумя. Если мы диктуем слово, тщательно проговаривая его написание, то произносим это слово именно по складам, а не по слогам. Приведу примеры деления одних и тех же слов на слоги и склады, чтобы стала окончательно ясна принципиальная разница между этими понятиями (см. рис.6 Деление слов на слоги и на склады).
Конец ознакомительного фрагмента.