Вы здесь

Глобальное чтение. Система обучения чтению для детей от восьми месяцев и старше. Значение слова чтение (А. А. Самбурская)

Что такое чтение

Прежде чем приступить к характеристике основных систем обучения чтению давайте определим, что мы подразумеваем по словом «чтение». Можно встретить различные определения этого процесса: чтение – специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации; способность воспринимать записанную информацию. Так или иначе, процесс чтения неизменно связан с восприятием написанных текстов и пониманием заложенного в этих текстах смысла.

Можно сказать, что чтение – это бинарный процесс, содержащий два основных компонента: 1.процесс механического перевода зрительных объектов (графических знаков, букв) в речь; 2. процесс понимания (раскодирования) заложенного в этих знаковых объектах смысла. Рассмотрим подробнее эти два компонента и постараемся определить, насколько они взаимозависимы.

Каждый, кто хоть когда-нибудь начинал изучать иностранный язык, познакомился в свое время с латинским алфавитом и умеет читать латинские слова. Мы можем «уметь читать» по-немецки, не зная немецкого языка, но зная правила чтения буквенных сочетаний немецкого языка. Мы механически воспроизводим написанное по-немецки слово, произносим слово верно, но мы не понимаем его значения. Можно ли сказать, что мы умеем читать по-немецки? Можно. Мы умеем механически переводить графические знаки немецкого языка в звуки речи. А можно ли говорить в этом случае о полноценном чтении немецких текстов? Нет. Потому что основная цель любого чтения – получение смысла. А значит, мы не прочитали текст, а всего лишь произнесли (вслух или «про себя») некую языковую конструкцию, смысл которой для нас остался неясен, так как мы не владеем заключенным в этой конструкции смысловым кодом.

Любой человек при определенном опыте может с легкостью понять смысл надписи на иностранном языке, даже не зная его. Если мы, к примеру, увидим надпись Сhanel№5, то поймём что речь идет о парфюме. Мы легко читаем и понимаем слова Coca-Cola или Renault (марка машины), даже не зная иностранных языков (см. рис.5). Здесь ситуация обратная – мы в состоянии раскодировать заложенный в послании смысл, всё понимаем, но утверждать, что при этом мы умеем читать по-французски вряд ли можем. И с правилами соединения букв французского алфавита не знакомы, и, кроме Шанель, Рено, Пежо и еще пару названий французского вина, ничего прочитать не сможем.


рис.5


Навык чтения подразумевает обязательное наличие и того, и другого компонента. Но даже этого не достаточно! Обязательным необходимым условием является также понимание структуры этого письменного языка. Необходимо уметь не только воспринимать заложенные в письменных изображениях смыслы, но и воспроизводить их, используя свои знания структуры данного письменного языка! Таким образом, мы констатируем необходимость трёх навыков: 1. навык перевода графических объектов языка в речь 2. навык понимания закодированных в графических изображениях смыслов; 3.навык (обратный) перевода речевой конструкции в графический объект в соответствии с письменными структурными особенностями конкретного языка. То есть, проще говоря, третьим навыком является знание, как слово записать.

Только наличие этих трёх компонентов можно считать устойчивым полноценным навыком чтения. Механическое воспроизведение текста без понимания смысла не является полноценным чтением. Очень грустно, когда вот такое механическое чтение мы встречаем у детей, читающих на родном, казалось бы, хорошо знакомом, языке! Но и умение раскодировать смысл нескольких написанных слов также не является гарантией того, что мы можем читать все остальные слова на данном языке. Но если наш мозг запомнит множество таких слов-образов, то само собой выведет закономерности этих сочетаний. Мы будем видеть похожие и знакомые «места», анализировать общие и разные признаки и в результате, рано или поздно выведем технологию чтения. И в этом случае два наших компонента соединятся и начнут дружить. Мы будем полноценно читать любые тексты и прекрасно понимать их смысл.

Одной из составляющих сторон навыка чтения является способность отображения на письме смысловых языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, предложений) с помощью графических элементов (букв или иероглифов). Можно сказать, что сформированный полноценный навык чтения – это процесс зрительного восприятия буквенных знаков (или иероглифов) с пониманием, во-первых, закодированного лексического значения в этих объектах и, во-вторых, с пониманием составной структуры этих объектов и их взаимосвязей. Следовательно, основной целью при обучении ребенка чтению является именно формирование этих двух способностей.

Если мы, к примеру, едим суп и ясно понимаем, из каких ингредиентов он сделан, и, если мы знаем технологию его приготовления, то вполне можем и сами такой суп сварить. Если попробуем суп много раз, и, даже не зная поначалу технологии, несколько раз попытаемся его сварить, то в конце концов сами сможем раскрыть рецепт.

Итак, левое полушарие воспринимает информацию последовательно, обрабатывает и обдумывает ее, размышляет, теоретизирует, делает логические выводы и умозаключения. Зарисовывает картину, поочередно изображая каждый предмет и связи между предметами. Правое полушарие воспринимает информацию как на фотоснимке, синтезированно, глобально, не вдаваясь в подробности – «отпечатывает» мир такой, каким его видим.

Мы говорим 6-месячному ребенку на улице: «Смотри, это собака». А уже в возрасте года малыш, видя любую собаку, показывает на нее, говорит «ав-ав» и всячески дает нам понять, что он узнал ее: «это собака!» Что позволяет детям отличать собак от других животных?! Ведь кошки, к примеру, тоже четвероногие и с хвостом! Что позволяет детям отличать собак друг от друга – идентифицировать собак любой породы, любого размера, любой окраски?! Ведь разновидностей собак огромное множество, и показать их всех ребёнку у нас нет никакой возможности! Откуда же мозг ребёнка знает, собака это или нет?

Безошибочно идентифицировать любые предметы и явления маленьким детям позволяет «правополушарное» глобальное видение мира. Мозг ребенка запечатлевает предметы и явления окружающего мира, и затем молниеносно обучается, устанавливая общие, существенные и различные признаки предметов и явлений. Это уникальнейший аппарат по распознаванию образов.

Многие психофизиологи говорят о ведущей функции правого полушария в раннем детстве вплоть до подросткового возраста. И, действительно, большинство детей подвижны, эмоциональны, не склонны воспринимать логические выводы и нотации, внимание у детей не устойчивое, восприятие – конкретно-образное, процессы памяти также основаны на образных впечатлениях. Многие опытные учителя в начальной школе используют эту особенность в своей практике и получают превосходные результаты обучения.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для обучения маленького ребенка необходимо использовать некий «правополушарный» способ предоставления информации, – такой, который был бы физиологичен, который бы не требовал невозможного, несформированного еще у малыша абстрактно-логического мышления. Заставлять мозг ребенка работать с абстрактными значениями – цифрами, буквами, символами – это насилие над его мозгом. Мы убеждены, что именно по этой причине дети часто сопротивляются родительским «урокам чтения», а, порой, начинают просто ненавидеть этот процесс.

В.Ф.Базарный, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, доктор медицинских наук пишет: «Исследования речевой и графической психомоторики вскрыли, что традиционный вербально-фонетический принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные фонематические „элементики“. Установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Более того, вскрыто, что фонемно-элементный принцип обучения чтению (то есть чтение по слогам – Прим. автора) изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию истощения нервно-энергетического потенциала, ситуацию ранних психических и телесно-моторных нарушений».

Так какой же способ обучения чтению является наиболее приемлемым для малышей? Какой способ обучения полноценно использует возможности детского мозга и при этом бережно относится к его нервной системе?