Вы здесь

Главное прошлое. Психология измерений времени. Субличности (С. А. Кравченко)

Субличности

Что такое субличность?

Субличность – воспринимаемая сознанием часть психического процесса как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этой части. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его адаптацию, удовлетворение потребностей и самореализацию. Например, в методе психологического исследования личности «Диалог с голосами» (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) есть положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я», которые и называются субличностями.

Понятие субличности введено в научный обиход Р. Ассаджиоли в рамках его психотерапевтической системы психосинтеза. В психосинтезе субличность представляет собой динамическую подструктуру личности, обладающую относительно независимым существованием. Типичные субличности человека связаны с социальными ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, с ролями отца, матери, сына, дочери, деда, бабы, любимого человека, друга, врача, учителя и т. д.

Субличности могут проявляться опосредованно, например, когда человек ведёт внутренний диалог. Голоса, которые при этом осознаются, задают вопросы и отвечают во внутреннем мире человека, и есть проявление его субличностей. Качества, способности, навыки и достижения человека в жизни связаны с проявлениями его субличностей.

В практике маскотерапии, когда пациент создает свой автопортрет от бесформенной массы пластилина до полного сходства в натуральную величину, мы наблюдаем множество сопутствующих образов, которые невольно возникают у наблюдателей проявляющегося лица в портрете.

Начиная от простейших и примитивных форм в самом начале лепки, когда портрет вызывает ассоциации с первобытными людьми, гуманоидами или даже с животными, и когда они повторяются от случая к случаю, возникает убежденность, что эти примитивные образы не могут быть сами по себе случайными. Они являются образами тех субличностей, которые скрыты на древнем и примитивном уровне психики человека, и проявляются на первоначальных этапах создания портрета.

На следующем уровне, когда портрет становится более выразительным и уже нет сомнений в его принадлежности к определенному антропологическому типажу (родовой пласт психики), мы наблюдаем уже иные образы и они отражают новый уровень субличностей, связанных с историей и культурой человечества.

Таким образом, теоретический конструкт «субличность» в практике маскотерапии приобретает физические параметры. Его можно наблюдать не только создателю автопортрета, но и другим наблюдателям, его можно фотографировать с разных сторон, ему можно дать имя, а иногда имя возникает одновременно с образом, так как образ отчетливо напоминает реально жившего или живущего человека.

Создавая список возникших в процессе портретирования ассоциативных образов, и запечатлевая их в фотографиях, психотерапевт может не только мысленно представить круг активно существующих в душе пациента субличностей, но и подержать их в собственных руках, организовать диалог пациента с ними и придать им иной статус в структуре личности. Более подробно о методе можно посмотреть в книге С. А. Кравченко «Маскотерапия. В поисках лица».


Субличность – единица познания личности.

Каждый пласт души имеет свой список субличностей. Например, индивидуальный пласт может содержать субличности друзей, педагогов и воспитателей, семейный – родителей, и ближайший круг родственников.

Список субличностей

Список субличностей нам не надо выдумывать, он проявляется в конкретной практике, когда каждый из пациентов называет свой список, обычно начинающийся конечно из родителей, дедушек и бабушек, дядей и тётей, потом плавно переходит на прадедушек и прабабушек. Периодически эти субличности обогащаются персонами из политической, культурной, экономической или военной среды. Другими словами, весь мало-мальски значимый персонал, который находится в окружающей человека жизни постепенно через взаимодействие, через впечатления, через знания и опыт попадает во внутреннее пространство.

Основания субличностей для ныне живущих определяются историей и культурой народа и страны, где человек преимущественно живет.

Если исключить предвидение будущего, мечты и диалог с бессознательным, что часто происходит в религиозных практиках, то история семьи и рода, личная память и опыт настоящего сформируют субличности.

Если семья даже на время переселилась в другую страну или регион страны с ярким национальным колоритом, но она невольно пополнит список своих субличностей местными типичными образами. Особенно это может быть заметно в жизни детей.

Множественная личность

Расстройство множественной личности – очень редкое психическое расстройство из группы диссоциативных расстройств, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (эго-состояний). При этом в определённые моменты в человеке происходит «переключение», и одна личность сменяет другую. Эти «личности» могут иметь разный пол, возраст, национальность, мировоззрение, темперамент, по-разному реагировать на одни и те же ситуации. После «переключения» активная в данный момент личность не может вспомнить, что происходило, пока была активна другая личность.


Во множественной личности происходит обособление субличностей. Яркая выраженность и тренированность субличностей позволяет им выходить из подчинения индивидуального объединяющего сознания, при этом наблюдается слабость главенствующей обобщающей силы личности.

Диалоги с субличностями

Если вы не можете изменить свою судьбу, измените свое отношение, гласит мудрость.

Субличности определяют человека и его жизнь. Если вы не можете изменить свои субличности, измените их отношения. Это основной принцип работы с частями своего я.


Сознание каждого из наших рядом живущих людей не просто насыщенно субличностями, с этими субличностями нам приходится постоянно вести сознательно или бессознательно диалог. Более того.

Этот диалог в подавляющем своем большинстве ведётся с позиции младшего манипулируемого существа, тогда как субличности сознательного или бессознательного структурного нашего личного бесконечного мира ведут с нами диалог с позиции тотального сильного глобального властного существа, как это и происходит в реальной жизни, которая нас окружает. Другими словами, все, что происходит вокруг нас сейчас с точки зрения силы, ведёт с нами диалог внутри нашей личности в той же манере.

Сумасшедшая мысль о субличностях

Субличности могут превращаться в личности.

Субличности возникают из отражения реальных личностей во внутреннем пространстве, и возвращаются во внешнее жизненное пространство, воплощаясь в личностях.

За этим процессом стоит идеальный мир Платона, коллективное бессознательное Юнга, множественность жизней или переселение душ буддизма.

Всё прошлое может становиться настоящим сознательным или нет. Именно таким образом яркие события и личности прошлого, отразившись, порой неоднократно в сознаниях отдельных людей, групп и даже целых народов, становятся не просто содержанием их памяти личной или коллективной, но превращаются в рамках сознания в отдельные завершенные субличности. Они в свою очередь, подпитанные новыми впечатлениями или воспоминаниями подобного характера, живут и передаются из поколения в поколение, неоднократно в той или иной форме проявляясь во внешней жизни, подчиняя себе отдельных людей, группы и целые страны. Более того, захватывая собой отдельные близкие им личности, реализуются в них вновь и вновь, но только в новых социально-исторических условиях.

Таким образом, можно утверждать, что иногда всякое настоящее есть разворачивающееся прошлое.

Совесть

Совесть может состоять из тех субличностей, которые находятся в подсознании, и которые нами плохо осознаются. Но тогда она будет слишком изменчивой, и сильно будет зависеть от культуры сообщества, в котором вырос человек.

Или она существует изначально, как наследуемая часть нашей личности, как часть коллективного сознания людей, окружавших нас в прошлом, и составляет ядро нашего Я.

Или она есть наш внутренний бог, который имеет связь с нравственными законами предков, и является нашим Я.

Есть над чем подумать. И неразумно будет утверждать, что мы можем так просто докопаться до сути природы нашей совести.


По определению «совесть» – это способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.

Совесть – одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний – чувства вины или «угрызений совести», то есть связывает воедино разум и эмоции.

Вечность и бессмертие

Субличность – одно из проявлений бессмертия, вечной жизни, жизни в сознании других и проявления в других, жизни через других и с их помощью.

Субличность сложно, а может и невозможно вычеркнуть, удалить из структуры сознания или подсознания, но можно и очень важно ее осознать и, в зависимости от планов, ценностей и образа жизни, менять ее значимость и влияние.

Скульптурный портрет и вечность, скульптурный портрет и бессмертие.

Субличность и портрет

Субличность всегда имеет лицо, а лицо – свое отражение в материальном мире в виде портрета. Портреты могут быть словесные, графические, живописные, скульптурные или фотографические. Без портрета память о человеке не сохраняется. Без портрета человек исчезает во времени и истории, так как прошлое его поглощает.

Портрет часто упоминается в настоящей книге и является сквозной темой не только данного текста, но и центральным звеном в личной памяти и памяти о личностях.

Время оставляет свои следы, но только в портретах может остаться след неповторимого лица, личности и состояний души.

Портрет переносит состояния души неповторимых лиц в настоящее наблюдателя, преодолевая мгновенно любое время и, воплощаясь в настоящем, реализует собой факт бессмертия и вечности.

Согласно библейским текстам, человек начал свое бытие с автопортрета Бога (создал Бог человека по образу своему и подобию). Приближаясь в своей жизни к совершенным состояниям души, человек научился отражать себя в портретах, подражая тем самым Создателю, увековечивая свои образы и приближаясь в портретах к состояниям бессмертия.

Искусство портрета в истории шло рука об руку с распространением образов портретируемых.

В Древнем Египте культ бессмертия реализовывался, в том числе и через портретирование умершего во множестве каменных скульптур, которые почти не передвигались в свое время в пространстве.

В Древней Греции культ красоты человеческого тела реализовывался в скульптуре и мог быть передвинут в пространстве, но количество скульптур было достаточно ограничено. Портретного сходства с отдельным человеком не было.

Римский портрет впервые поставил личность в центр, но количество портретов еще было достаточно ограничено.

В эпоху Возрождения получает развитие автопортретирование в живописи и графике. Большие тиражи изображений портрета были невозможны, но по мере развития книгопечатания появилась такая возможность.

С изобретением фотографии портрет стал распространяться, и изображение человеческого лица во множестве экземпляров могло легко перемещаться в пространстве, заполняя собой мир.

В настоящее время, когда у каждого есть возможность делать мгновенные фотографии и распространять их, лицо человека становится вездесущим, что способствует его запечатлению у большого числа людей.

Но скульптурные автопортреты в истории человечества появляются только 30 лет тому назад в рамках школы маскотерапии Г. М. Назлояна.

Скульптурный портрет, как и в древние времена, является непререкаемой доминантой в сознании среди субличностей и в душах современников.

Скульптурный портрет всегда будет внушать свой образ наблюдателю более сильно, чем остальные изображения, запечатлевая его в ряду других субличностей.

Новые технологии в виде 3D принтеров могут внести свой вклад в распространение и скульптурных автопортретов, тем самым открыв новую эпоху в истории людей и в распространении их образов.