Вы здесь

Главное прошлое. Психология измерений времени. Прошлое тотально (С. А. Кравченко)

Прошлое тотально

Прошлое тотально и глобально, оно доминирует над всеми нами, захватывая всех нас, при этом оно всецело присутствует в каждой нашей клетке, в каждом сознании человека, во всех людях одновременно, в коллективном сознании.

Более того, можно сказать, что прошлое определяет наше знание, воспитание, оно определяет нас всех изнутри, не проявляя себя.

Прошлое присутствует во всех наших семьях и в коллективах, повсюду в нашей стране, в архитектуре, в памятник, в машинах и дорогах. Мы часто считаем, что воспитались и получили образование, состоялись только благодаря тому, что произошло внутреннее восстание против прошлого.

Таким образом, мы живём и считаем, что наше прошлое, наша личная память или коллективная, есть ничто иное как мы во всём своем многообразии.

Почему так получилось в современной культуре, что прошлое стало подменять сущность бытия в нашей душе, а с нашими самооценками в значительной степени стало определять наше настоящее.

Будущее, которое также полноценно может и должно присутствовать в сознании жизни человек почему-то отошло на второй план. Как у животных, ради будущего незначительные силы могут быть потрачены только на животные потребности. Вот когда оно хочет кушать, когда оно видит цель и стремится к этой цели, стремится понимать будущее, чтобы захватить свою добычу.

Если вернуться к обоснованию прошлой жизни, то можно сказать, что прошлое не может определять все другие измерения времени в жизни человека. Я конечно же имею ввиду в первую очередь вечность – особый вид измерения времени. И безвременье.

На фоне тотальности прошлого, которое имеет свое воплощение в физической реальности, в ментальных свершениях человечества, в городах нового поколения, в могилах предков, в памяти истории – все пронизано прошлым, все человечество и космос пронизаны прошлым, все что существует во вселенной – это и есть прошлое, и она закрывается болью. Оно настолько глобально и вездесуще, что человеческое сознание меркнет, робеет, даже исчезает перед тотальностью прошлого.

Одновременно с этим, если взглянуть на жизненную ситуацию более трезво, более объективно, то мы можем констатировать, что прошлого нет. Вернее будет сказать так, прошлое ушло и остались только его следы. Это распространённая точка зрения констатирует то, что прошлое невозможно изменить, вместе с этим, любой след прошлого можно подвернуть изменения, например, перестроить здание, которое олицетворяет собой прошлое время.

Или ещё более интересный пример можно привести, который опровергает тотальность и вездесущность прошлого. Это работа скульптора, который работает, например, над портретом. Он сегодня пришел в мастерскую, взглянул на вчерашнюю работу и подумал, что пожалуй что-то надо усовершенствовать, и он начинает что-то менять, изменяет форму, изменяет фактура, изменяет пропорции, и все прошлые, что вчера было зафиксировано материально, физически, сегодня видоизменяется.

На этом вышеприведенном примере мы можем поразмышлять немножко. Что если прошлое не так уж и неизменно? А что если прошлые можно подвергнуть изменениям не только в собственной ментальности, но и в его тотальности и вездесущности, в его подавляющей сущности?

Как мы можем изменить тотальность и вездесущность глобального прошлого? Современное сознание здесь и сейчас подвижно и воздушно, сказал слово и нет его. Как ты можешь противопоставить эту воздушность тотальности размеров прошлого?

Живость настоящего сознания, которое существует сейчас, и его ценность именно в том, что оно сейчас может быть преобразовано в диалог с прошедшим.

Поворачиваемся лицом и мужественно охватываем своим сознанием ушедшее, возвращая его, можем коснуться нашей душой и спросить о чем-то личном или коллективном?

Тогда прошедшее есть начало того скрытого возможного и вероятного творческого диалога, который своим сердцем, своей сутью содержит уникальный процесс трансформации неизменности прошлого.

Оглянуться, всмотреться, задать вопрос: «Кто ты? Ты кто и что ты есть для меня? Насколько ты определённо и насколько ты являешься мной? Являешься ли ты всем тем, что есть у меня?»

Даже если брать только сознании человека, отделившись от подсознательных процессов, то можно констатировать, что в сознании есть всё-таки что-то большее, чем просто осознание настоящего. Как минимум есть ещё три вещи, три измерения время – вечность, безвременье и будущее.

Именно эти дополнительные три измерения времени могут дать нам силы вести диалог с нашим прошлым пока в рамках сознания. Что уж говорить о таком качестве диалогов, в которых могут принимать участие другие и создавать уникальные структуры и процессы?

Хотя предполагается, что бессознательное всегда бессознательно. Делается уточнение, что бессознательное доступно в сновидениях, например, или в других изменённых состояниях сознания. Вот эта доступность бессознательного в сновидениях или в других изменённых состояниях сознания дает подсказку, что существуют инструменты, которые позволяют взять силы и знания из глубины бессознательных процессов и присовокупить к сознательному ведению диалога с нашим казалось бы неизменным прошлым.

Это конечно будет особый диалог. Возможно, он не будет иметь такой непрерывной формы длительности, как это обычно бывает в обычном диалоге, когда встречаются два и более человека. Возможно, это будет прерывистый диалог, в котором будут паузы длительностью не только минуты и часы, возможно, недели и месяцы, когда человек со своей позиции будет размышлять над вопросами и ответами этого диалога.

Цель этого диалога может быть только одна – взаимодействие с тем тотальным неизменным прошлым, взаимодействие с целью трансформации знания и опыта, который до этого диалога считался неизменным.

Невольно приходит воспоминание притчи о Давиде и Голиафе.

Возможно именно эта несоразмерность индивидуального сознания и огромной тотальной бесконечности вызывает ощущение тотальности страха и смущения, что даже не приходит мысль повернуться лицом к этому прошлому, и начать с ним взаимодействие в виде диалога. Более естественным поведением относительно прошлого является уход от реальности, уход для того, чтобы жить и закрывать глаза на эту тотальность бесконечности.

Не просто закрывать глаза, но ещё и делать вид, что его не существует, делать вид, как будто бы мы не видим этой тотальности подавляющей нас. Есть ещё и другие приемы психологических защит, которые человек применяет относительно себя лично и своих душевных травм.

Соскальзывание, уход, сублимация, рационализация и другие приемы психологической защиты, выработанные природой с целью защитить свое слабое сознание от силы влияния глобального прошлого.

Так уж устроен мир, что прошлое довлеет над настоящим и определяет наше будущее. Этот мир имеет свою рациональность, свой смысл, подчиняя человека полностью и всецело. Данное подчинение происходит не только на личностном уровне, но и на семейном, на уровне рода и этноса, на уровне всего человечества и в рамках животного мира.

Если взять на личностном уровне, например, то можно сказать, что человек подчинён управлению своего прошлого в рамках опыта и знаний, которые якобы он получил в своей жизни. Поэтому совершенно забываем высказывание мудрого Платона, что образование есть не что иное, как воспоминание того, что душа раньше знала.

Основываясь на этой мудрости можно предположить, что любое образование в значительно степени – акции заблудшего сознания, сознания, которое подчинилось своему индивидуальному прошлому, сознания, которое забыло о своем вечном идеальном.

Если взять семейный уровень, то здесь воспитывается бельмо из детства, где родители внушают ребенку, кто он есть в этом социуме по полу, возрасту, по образованию и по социальному положению в структуре коллективных, трудовых и социальных, экономических и юридических, военных и других отношений. Вырваться из этих установок традиционных отношений человеку порой бывает просто невозможно, не попадая в безумцы.

Что уже говорить о преодолении границы в более широких отношения, когда человек пытается преодолеть границы социального слоя и перейти из одной категории в другую. Каким количеством условностей обставлена жизнь человека только для того, чтобы доказать ему, кто он есть в этой жизни. И самое интересное в том, что человек верит, несмотря на то, что видения души, интуиции своей принадлежности к другой касте и другой социальной группе иногда просто кричат ему.

Вспоминается один случай из моей педагогической практике. Когда-то я читал семинар по социальной психологии большой аудитории одного из московских университетов. В центре аудитории сидел студент, такой я бы сказал великовозрастный студент, вокруг которого кучковались другие студенты. И даже с кафедры преподавателя было видно, что это лидер аудитории, так как многие студенты, прежде чем отреагировать на какую-то реплику, поглядывали на этого великовозрастного студент. Это был мужчина лет 25-ти достаточно стройного телосложения. Когда он подошел в перерыве ко мне и задал вопрос: «А судьи кто и кто примеры и образцы в нашем обществе?», я сначала не знал, что ему ответить. Он подумал и расширил свой вопрос, утвердив, что очень сложно, даже невозможно, в современном его обществе найти примеры для подражания, кумиры отсутствуют, серость вокруг и бесцельное существование. Когда же в ответ я спросил, возможно, у него есть примеры в других измерениях времени, в других временах, которые, например, прошли? Он ответил, что да, в белогвардейском движение он видит такие образцы лично.

В его военной выправке были заметны какие-то отблески офицерской натуры. Сложилось так, что я не стал его тогда расспрашивать, как он попал на студенческую скамью, но его подражание белогвардейским офицерам не просто подражание. Его связь с этим легендарным сословиям, сошедшим со страниц истории, растворившимся и исчезнувшим, только творит из них какой-то таинственный, романтический след ушедшего, уникального социального прошлого великой России. Их образы отпечатались в душах современных молодых людей, они повторили свои души в современных душах, отразились и возродились, продолжают жить, чувствуя себя представителями другого времени и другой касты.

В современном обществе есть люди, которые чувствуют себя любимыми другими временами, принадлежащими другим временам и другим социальным слоям. Но они зажаты в рамках своего врождённого социального слоя, своих традиций и культуры воспитания, образования и находящиеся во внутреннем диссонансе.

С одной стороны, душа тянется и равняется своим кумирам по образцам других с других времён, а с другой стороны, они живут совершенно в другом времени и совершенно в других социальным условиям с другим личным опытом, в других семьях и других дамах, окружены другой культурой, другими принципами и законами, другими традициями.

Эпизоды моей жизни и практики психолога-консультанта неоднократно доказывают, что человеческая душа проживает индивидуальный отрезок времени, но имеет жизненный опыт интуитивно и других жизней. Я не собираюсь на этих страницах доказывать или опровергать теорию переселение душ, но я хотел бы подчеркнуть существование феномена интуитивного познания и приобщенности личности к другому времени и к другому опыту, опыту, который человек, казалось бы, не мог прожить в своей реальной жизни, но у него почему-то он имеется.