Вы здесь

Главное время для развития: от 3 до 7 лет. Обучение и игра каждый день. Март (Лариса Суркова, 2017)

Март

9-я неделя

Боремся с детскими страхами




«Ой, боюсь!» – как часто мы слышим это от своих детей. Бояться они могут чего угодно: летающих насекомых, червяков, собак, кошек, машин, высоты, тишины, темноты… Что же делать с детскими страхами?

Понедельник

Не пугайте ребенка «бабайкой», не наказывайте, запирая в темном помещении, не кричите: «не ходи, там темно и страшно!». Поговорите об этом и с родней.

Вторник

При встрече с опасностью или неясностью, например, в мультиках, проговаривайте ее. Например, гусеницы в «Лунтике» – это не вселенское зло, это просто плохо воспитанные червяки; в жизни таких не бывает, это сказка, выдумка. Покажите ребенку гусеницу (хотя бы в банке): она не разговаривает, не кричит и не дерется. Старайтесь так разбирать любую встречу с опасностью.

Среда

Сочиняйте сказки про страхи ребенка. Если не получается, можно воспользоваться готовыми книжками из серии «Сказки про…».

Четверг

Пусть ребенок нарисует свой страх. Вы можете ему помочь в этом. Можно дорисовать ужасному монстру розовый бантик – он превратится в смешного и безобидного. Страхи можно также лепить из пластилина, вырезать из цветной бумаги и делать аппликации. Обсудите рисунок и потом торжественно уничтожьте его: так вы покажете ребенку конечность и уязвимость страха.

Пятница

Всем известная и с детства любимая игра в прятки – отличное средство для преодоления страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Результат будет лучше, если вы позволите ребенку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор. Но если ребенок проявляет признаки страха или отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему!

Суббота

Не порождайте у детей страх по отношению к вам! Старайтесь контролировать свои эмоции, не повышайте голос и не применяйте физические наказания, тем более без повода.

Воскресенье

Делайте все возможное, чтобы не оставлять ребенка с чужими людьми. Даже бабушка, если ребенок видит ее раз в месяц, для него чужая.




10-я неделя

Воспитываем девочку

(8 Марта – Международный женский день)




Существует ли принципиальная разница в воспитании мальчиков и девочек, если цель воспитания – это человек, личность, опора и помощь для родителей? Ведь давно ушел в прошлое стереотип, что место женщины на кухне! В современном обществе – равные права и возможности. Поэтому девочку важно убедить не в том, что она – «слабый пол» и ей никуда не надо лезть, а в том, что она – человек со своими правами и обязанностями.

Понедельник

В воспитании дочери стоит уделить внимание словам и формулировкам, ведь в таком деликатном вопросе важна не только постоянная забота, но и то, как именно разговаривают с девочкой ее родители. Родители для нее – главный пример для подражания, и то, как и что они говорят, формирует внутренний мир дочери, определяет ее место во внешней среде, а также обозначает для нее новые горизонты и восприятие реальности. Очень часто можно услышать, как мама замечает дочери: «Девочки так себя не ведут». В этом случае поступки ребенка оцениваются в зависимости от пола, поэтому дочь будет думать, что мальчикам «так» поступать можно. Это уже формирует в подсознании девочки убеждение в своей «неправильности».

Вторник

Необходимо уделять достаточно внимания мнению дочери, уметь выслушивать ее, не скупиться на похвалу, не оставаться равнодушными к ее достижениям. Обязательно нужно реагировать на плач: тогда девочка будет знать, что мама придет к ней на помощь в любой ситуации, а это уже гарантирует уверенность и защищенность.

Среда

Проявляйте любовь к дочери. Постоянно доказывать, что ты заслуживаешь любви, губительно для личности. Результатом родительского равнодушия может стать чрезмерная старательность, неумение осознавать себя любимой и комплекс жертвы.

Четверг

Всегда подчеркивайте достоинства своей дочери, говорите о том, что она красива, не смейтесь над недостатками ее внешности – ведь это просто неповторимые черты ее лица и фигуры. Особенно важно, чтобы это делал отец: для девочки он – первый и главный мужчина в жизни. От того, как сложатся в детстве отношения дочери и папы, зависит и то, как будут строиться ее последующие отношения с противоположным полом.

Пятница

С детства учите девочку разбираться в людях. Беседуйте о возможных опасностях, о ситуациях, которые могут угрожать ее здоровью, жизни и даже репутации.

Суббота

Прививайте девочке навыки уборки, стирки и кулинарии – в жизни это всегда пригодится. Пусть дочка помогает вам на кухне: замесить тесто для пирога, накрыть на стол, помыть посуду. Если эти занятия будут ей в радость, то она вырастет хорошей, гостеприимной хозяйкой.

Воскресенье

Поощряйте девочку помогать другим, замечать чужую боль. Творить добрые дела можно в самом юном возрасте – например, накормить котенка или насыпать в кормушку пшена.




11-я неделя

Развиваем математические способности




Сейчас обилие информации и доступ к компьютерам в самом раннем возрасте считается нормой. Дошкольник сталкивается с элементарными математическими задачами, счетом, сравнением величин практически каждый день. Задача родителя – не просто дать ребенку теорию и научить его считать до ста, а увлечь математикой, заинтересовать новым для него явлением окружающего мира. Если знакомить ребенка с математикой через игру, то он обязательно полюбит «царицу наук» и будет с интересом «щелкать» сложные математические задачки в школе.

Понедельник

Обращайте внимание ребенка на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни – например, на циферблате часов, в календаре, в газете. Это также могут быть номера страниц, домов, квартир, автобусов. Можно считать проезжающие мимо машины или рассматривать их номера: например, предложите ребенку посоревноваться, кто больше заметит «двоек» в номерах припаркованных автомобилей.

Вторник

Упражняйте ребенка в счете, предложив ему найти пропущенную цифру. Выложите перед ним карточки с цифрами от «1» до «10», а потом незаметно уберите одну цифру. Если ребенок даст правильный ответ, то можно поменяться с ним ролями. При ответе вы можете иногда ошибаться, чтобы ребенок вас поправлял.

Среда

На прогулке можно поиграть в игру «Выше-ниже». Спросите ребенка, какой дом самый высокий, а какой самый низкий. Можно выбирать для игры разные объекты: деревья, лавочки, фонарные столбы и др. Это тренирует пространственное мышление, формирует у ребенка представление о величине предметов.

Четверг

Ребенку, который уже знает цифры, можно давать задания на счет и сравнение чисел. Задавайте ему такие вопросы: «Какое число меньше 8, но больше 6?» и т. п.

Пятница

Разнообразные игры можно придумать со счетными палочками: выкладывать из них геометрические фигуры, цифры, буквы и простые картинки, пересчитывать, раскладывать по разным коробочкам, сортировать по цветам.

Суббота

Любителям порисовать очень понравится раскрашивать картинки по номерам. Начинайте с самых простых рисунков, где используется 5–6 цветов. Так ребенок повторит цифры (каждой из них соответствует определенный цвет) и раскрасит симпатичную картинку.

Воскресенье

Развивайте у малыша образное мышление и фантазию. Спросите, на что похожа, например, цифра «2» (на лебедя, утку) или «6» (на открытый замочек). Пусть ребенок предлагает свои варианты.




12-я неделя

Работаем над самооценкой




Чтобы поддержать адекватную самооценку у ребенка и установить с ним хорошие отношения, детские психологи советуют родителям придерживаться следующих правил. Они отлично работают для детей старше трех лет.

Понедельник

Введите в семье секретные ритуалы, например, придумайте знак, который будет означать «я люблю тебя». Такие милые секреты создают у ребенка ощущение покоя и безопасности. Если при бурной ссоре он сможет, например, коснуться сердца и потом вашей щеки, это растрогает вас и сведет на нет конфликт.

Вторник

Если ребенка постигла неудача, вселите в него уверенность, говорите о том, что в следующий раз у него обязательно все получится. Показывайте пример адекватного отношения к успехам и неудачам. Сравните: «У меня не получился пирог – ну, ничего, в следующий раз положу больше муки». И: «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»

Среда

Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Это можно сделать на примере вымышленного героя, при помощи сказки. Сочиняйте сказки про героев с такими же проблемами, решайте внутри сказки сложные ситуации, давайте советы и просите их у детей.

Четверг

Подчеркивайте, что вы любите ребенка, даже если вы огорчены или злитесь: «Меня очень злит (огорчает) то, что ты делаешь, но я люблю тебя и не хочу конфликтов».

Пятница

Храните семейные фотографии и иногда просматривайте их с детьми. Это надежный тыл и зона безопасности!

Суббота

Обязательно храните лучшие рисунки и поделки ребенка! Увидеть свои творения в мусоре – возможная причина травмы на всю жизнь.

Воскресенье

Вам понравится, если ваш муж скажет: «У моего друга жена такая классная, не то что ты – и то умеет и это»? Мотивирует это вас? Зачем же тогда постоянно сравнивать своих детей с их братьями и сестрами, ровесниками, детьми друзей и даже виртуальными образами из социальных сетей? Сравнивайте ребенка с ним самим – тем, каким он был вчера или будет завтра.

И самое главное – старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть!

13-я неделя

Про игрушки




Часто уже к рождению малыша детская бывает заполнена огромным количеством игрушек – и для младенца, и на «вырост». Этому, конечно же, есть объяснение. Дело в том, что детство нынешних родителей (из поколения 70-90-х годов) прошло в мечтах о куклах и конструкторах. Обычные советские дети были лишены качественных игрушек, а подарки были только по праздникам. Однако советский дефицит игрушек был, скорее, к лучшему. Важно, чтобы в жизни малышей не возникало тотального материального пресыщения, ведь фантазия, мечта – одна из важных составляющих жизни детей и взрослых. Поговорим о том, где грань между «необходимо» и «достаточно», сколько должно быть игрушек у ребенка, как в них играть и где хранить.

Понедельник

Правило пятнадцати игрушек. Детской психике будет комфортно, если у ребенка в возрасте до семи лет в постоянном обиходе будет десять-пятнадцать игрушек. Если сейчас у вашего ребенка большее число игрушек (а это почти наверняка так), то просто уберите их с глаз ребенка, а через месяц достаньте эти и спрячьте другие. Так игрушки будут постоянно сменять друг друга и не надоедят ребенку: малыш попросту забудет о них и потом будет воспринимать как новые. Согласитесь, это в том числе и хорошая экономия семейного бюджета.

Вторник

Какие игрушки нужны ребенку? Во-первых, развивающие (пирамидки и конструкторы, мозаики, ролевые игры, пазлы). Во-вторых, спортивные (мячики, скакалки). В-третьих, «сонные». Приобретите приятную мягкую игрушку (хотя мальчики иногда спят с машинками) и обязательно наделите ее «волшебными свойствами» для хорошего сна.

Среда

При выборе игрушек отдавайте предпочтение тем, которым дети могут придумать несколько вариантов применения. В этом смысле конструкторы (даже те, от которых потеряны инструкции) очень приветствуются, также как и куклы или мягкие игрушки – с ними каждый день можно играть в новые ролевые игры.

Четверг

Агния Барто нас учила другому, но все же хранить сломанные игрушки я не советую. В детской совершенно не нужны мишки с оторванными лапами, куклы без головы или машинки без колес: такие повреждения не способствуют развитию фантазии. Они формируют отрицательные воспоминания у ребенка на долгие годы. В памяти у него сохранится общее ощущение «у меня было несчастное детство, нормальные новые игрушки мне никто не покупал». Как следствие – он подсознательно будет пытаться компенсировать «недоигранное» с вашими внуками.

Пятница

Пятнадцать выбранных игрушек важно грамотно разместить. Лучше, если они будут сосредоточены в игровом уголке или в детской комнате. Тогда ребенок будет знать, что у игрушек есть свое место, и вы сможете сделать важный педагогический шаг: научить ребенка убирать свои игрушки.

Суббота

Храните игрушки не в ящиках или контейнерах, а на открытых полках, к которым у ребенка будет доступ. Не надо убирать игрушки наверх: малыш должен иметь возможность подойти и взять то, что ему нравится (это также касается детских книг).

Воскресенье

Обязательно обеспечьте ребенку площадку для игры. Если он, например, хочет собирать «Лего», удобнее это делать за столом или на полу, на светлой поверхности, где видны все детали, в том числе самые мелкие.