Вы здесь

Главное время для развития: от 3 до 7 лет. Обучение и игра каждый день. Февраль (Лариса Суркова, 2017)

Февраль

5-я неделя

Сказкотерапия




Сказкотерапия – волшебный метод! Он эффективен для людей в возрасте от двух до девяноста лет (только тогда он называется иначе).

Можно сочинять сказки и рассказы самим или использовать существующие. Например, сказка «Волк и семеро козлят» поможет вам поговорить о правилах безопасности, придумать специальное секретное слово. Замечательный рассказ Драгунского «Тайное становится явным» обычно заставляет детей испробовать на себе сотню вариантов, чтобы в конце концов убедиться, что ложь наказуема.

Сказкотерапия отличается от простого чтения тем, что сказки и истории, как лекарство, применяют в нужный момент, когда случилась «авария» в отношениях с ребенком. Терапевтическую сказку можно и нужно сочинять самим, а ребенок трех-четырех лет уже может придумывать ее вместе с вами: в таком диалоге решается много проблем. Попробуем сочинить сказку?

Понедельник

В сказке должен быть главный герой. Нужно, чтобы его образ был понятен и приятен слушателю. Сериальные сказки отлично работают, если герой нравится ребенку. Тогда проекция на этот персонаж помогает ему уже вне сказки, в реальной жизни.

Вторник

Пусть главными героями ваших первых сказок будут зайчик, медвежонок или великан. Не вводите фантастических персонажей, с которыми раньше ребенок не сталкивался (Дюдюка, Бабайка и другие).

Среда

Если ребенок уже сталкивался с этими пугающими или странными персонажами, то в сказке можно их реабилитировать. Например, Бабайка может оказаться милой старушкой, живущей в домике на волшебной поляне.

Четверг

Одна сказка должна решать одну проблему!

Пятница

Ваша сказка обязательно должна заканчиваться хорошо и иметь мораль.

Суббота

Истории нужно усложнять по мере взросления ребенка! Фантазируйте и придумывайте новые ходы.

Воскресенье

Основной принцип сказкотерапии в том, что для ребенка принять проблему применительно к сказочному герою проще, чем к себе.

Пример сказки:

Как зайчик захотел прыгать по деревьям (О. Толкачева)

Жил-был в лесу заяц. Был он любопытным и всюду совал свой нос – то залезет в берлогу к медведю, разбудит того и рассердит, то забежит во двор к мужику, всех кур распугает, да и у самого душа в пятки уйдет.

Однажды он гулял по лесу и увидел белку, которая резво перепрыгивала с дерева на дерево, с ветки на ветку. «Ух ты! Постой, белка! Научи меня так же по деревьям прыгать!» – закричал заяц. Рассмеялась белка: «Эх ты, косой! Вот глупости какие! Некогда мне с тобой рассуждать – надо запасать орехи на зиму», – и скрылась в лесу, только хвост рыжий мелькнул. «Ну и не надо! Ишь какая занятая! Сам научусь с дерева на дерево прыгать – не велика наука. Буду ловчее тебя скакать, все орехи в лесу соберу – ничего тебе не достанется!» – пригрозил заяц.

Стал он на дерево карабкаться. Но сколько он ни старался – ничего у него не получалось! Весь живот расцарапал об кору, все лапы в занозах, а ни на сантиметр вверх не поднялся. Погрозил заяц кулаком дереву, рассердился и как с разбегу прыгнул на ветку, которая ниже всего была! Задние лапы у зайца сильные – получилось у него на дерево забраться! А вокруг дерева, на котором заяц еле-еле держался, все лесное зверье собралось: и ежи, и барсуки, и птички-синички-невелички разные – все смотрят, удивляются: «Зайцы по деревьям лазают!» Заяц отдышался и попытался перепрыгнуть на соседнее дерево – но не тут-то было. Сорвался косой и полетел вниз головой. Шлепнулся на муравейник – обрадовался мягкому приземлению, да рано! Муравьям это ух как не понравилось, стали они его кусать, жечь и мучить. Завизжал заяц и как дал деру оттуда, только пятки засверкали. А звери потешаются: «Ай да заяц! Ай да косой! Самый быстрый бегун у нас в лесу!»

После того случая лесные звери стали просить зайца доставлять по лесу письма, и стал заяц самым быстрым почтальоном. И уже не пробует скакать по деревьям – понял он, что у каждого свой талант.

6-я неделя

Домашние обязанности ребенка




Мы часто говорим о взаимоуважении и демократии в отношениях с детьми. Распределение домашних обязанностей очень логично вписывается в эти представления. Даже у совсем маленьких детей могут быть те или иные обязанности, возможно, в игровой форме. Малыши могут убрать игрушки, положить свои вещи в шкаф, помочь маме донести пакет молока до корзинки с продуктами. Сначала все дети делают это с удовольствием, но время идет, и вот уже помощи по дому от ребенка не дождешься. Где же происходит сбой?

Понедельник

Обязанности нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка. При этом первые обязанности должны быть ему приятны. Большая ошибка – поручить малышу выкидывать грязный подгузник младшего брата или сестры.

Вторник

Помните, что ваш пример – залог успеха. Если вы готовите ужин или моете посуду, вашему чаду захочется повторить за вами! Обязательно дайте попробовать и не ругайте за результат. А уж если начать переделывать что-то на глазах у ребенка, то можно убить любую мотивацию! Критика должна быть объективной и даже мягкой, а главное – следовать только после похвалы.

Среда

Не все сразу! Не подгоняйте ребенка, дайте ему работать в комфортном для него ритме. Сначала надо научиться!

Четверг

Хвалите ребенка. Сделал хорошо, получает удовольствие от работы и радует вас? Похвалите! Но помните о важном правиле – хвалить за результат, а не просто так твердить «молодец». Важно достижение.

Пятница

Учите ребенка пользоваться техникой. Например, если вы загружаете посуду в посудомоечную машину, то нет смысла заставлять ребенка мыть тарелки руками.

Суббота

Устраивайте дежурства. Дайте ребенку поруководить уборкой и, например, отследить, как что-то сделали мама или папа, оценить их труд! Так он учится быть объективным и разумно принимать критику в свой адрес.

Воскресенье

Планировать и выполнять домашние обязанности хорошо помогает доска мотивации. Этот метод идеально подходит для детей трех—десяти лет.

Запишите на доску не более пяти пунктов. Пункты должны быть конкретными: «хорошо себя вести» не подходит! Только конкретика: сон в своей кроватке, посещение детского сада без слез, сложенные в ящик игрушки и т. д.

В конце каждого дня за выполнение заранее оговоренного пункта ребенок получает награду – наклейку.

В конце недели ребенок получает дополнительный приз – например, поход в зоопарк, приготовленный вместе пирог или любое другое событие, дающее положительные эмоции. Эмоции всегда лучше материальных вещей! Но если не можете ничего придумать, то можно сделать призом и шоколадку.

Лучше сделать таблицу пятидневной, а в выходные давать небольшие поблажки ребенку и выдавать приз.

Это метод положительной мотивации. Приклеить наклейку, а потом забрать ее – нельзя!




7-я неделя

Развиваем логическое мышление




Можно ли научить мыслить логически? Нужна ли логика ребенку? На самом деле, логическое мышление помогает справиться со многими задачами в повседневной жизни и лежит в основе понимания многих школьных предметов. Поэтому развитие логических способностей ребенка по важности равно обучению письму и чтению. При этом здесь нет ничего сложного! «Пошевелить извилинами» ребенок может и в игровой форме.

Понедельник

Упражнение на исключение лишнего предмета. Положите перед ребенком ряд каких-нибудь предметов или картинок, объединенных одной группой: мебель, транспорт, растения, техника, посуда и т. д. Среди этих предметов должен быть один, не относящийся к группе. Попросите ребенка найти «лишний» предмет.

Вторник

Сегодня – задание «найти общее». Нужно работать с разными свойствами и качествами предметов: можно подбирать предметы, общие по цвету (например, яблоко и игрушка – желтые); по форме (часы и тарелка – круглые); по размеру (пуговица и бусинка – маленькие); по функции (лампа и свечка – светят); по смысловой группе (пылесос и веник – предназначены для уборки). Задача ребенка – понять, по какому признаку вы их объединили, то есть найти их общее качество или свойство.

Среда

Для игры «Обобщение» можно использовать те же предметы, но ее суть другая. Положите перед ребенком предметы одной смысловой группы и попросите назвать их все вместе. К примеру: «помидор, огурец, баклажан – это овощи».

Четверг

Упражнение по классификации предметов. Положите перед ребенком предметы из разных смысловых групп или объединенные разными признаками. К примеру: зеленые предметы, круглые предметы, разные часы; мелкие предметы, квадратные предметы, продукты и т. д. Задание – разложить предметы по группам.

Пятница

Покажите малышу логическую цепочку предметов. К примеру, выложите ряд: пуговица – бусинка – пуговица – бусинка… Попросите ребенка продолжить последовательность, предложив необходимые предметы. Можно выстраивать ряд по принципу увеличения: малюсенькая пуговица – маленькая пуговица – средняя пуговица… Можно чередовать цвета: зеленый – зеленый – желтый – желтый – зеленый – зеленый.

Суббота

Очень полезно упражнение «Найди отличия». Дети очень любят решать задачки типа «найдите на картинке десять отличий». Материал для этой игры легко можно отыскать в Интернете и распечатать.

Воскресенье

Начните рисовать какой-нибудь предмет и в процессе пропустите одну деталь. Спросите у ребенка: «Как ты думаешь, рисунок готов? А чего не хватает?» Пусть малыш сам дорисует недостающий элемент.




Придумайте игры на развитие логического мышления

1. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

8-я неделя

Воспитываем мальчика (23.02 – День защитника Отечества)




Часто родители мальчиков задумываются о том, как же воспитать настоящего мужчину, защитника и опору родителям на долгие годы. На самом деле, независимо от того, растите вы сына или дочь, основной принцип – любить и уважать своего ребенка. Помните, что больно, обидно и одиноко может быть и мальчику, а поэтому он имеет право иногда плакать и расстраиваться.

Понедельник

У сына должен быть мужчина, которого можно ставить в пример – отец или другой близкий человек. Это важно! Берегите авторитет окружающих вас мужчин, не подрывайте его пренебрежительными репликами и грубыми окриками, особенно по незначительным поводам. Всячески поощряйте общение мальчика с истинными мужчинами, по-настоящему уважающими себя и других.

Вторник

Никогда не отмахивайтесь от вопросов сына, относитесь к ним серьезно и отвечайте на них по возможности обстоятельно. Любознательность – одно из значимых качеств мальчишек.

Среда

Не отгоняйте мальчика от близких мужчин, занимающихся каким-нибудь делом. Наоборот, по возможности приобщайте его к простой помощи по дому и работе с техникой. Купите побольше разнообразных инструментов, простейших механизмов, приспособлений, деталей, материалов для ремонтных работ и поделок; осваивайте их вместе с сыном.

Четверг

С четырех-пяти лет отучайте мальчика спешить к сиденьям в общественном транспорте. Объясните ему, что следует уступать места женщинам (в том числе и маме), инвалидам и пожилым пассажирам. С малого возраста приучайте сына заботиться о женщинах, ухаживать за мамой, сестрой, бабушкой. Можно привлечь его к выбору подарков женщинам на 8 Марта или предложить ему сделать подарки своими руками.

Пятница

Каждый день с младенчества делайте с ребенком физзарядку с постепенным усложнением; сначала в квартире, потом, по возможности, на улице. Старайтесь освобождать его от уроков физкультуры в школе лишь при явной угрозе здоровью. До школы хорошо бы научить мальчика плавать, ходить на лыжах, ездить на двухколесном велосипеде, играть в волейбол или в другую игру с мячом. Позже поощряйте турпоходы, поездки в спортивно-оздоровительные лагеря и, в целом, проявления самостоятельности у сына.

Суббота

С малых лет воспитывайте в мальчике деловитость, культивируйте жизнь по расписанию. Нарушение режима – по уважительным причинам. Учите ребенка рассчитывать время, чтобы выходить из дома с небольшим запасом: настоящий мужчина не опаздывает.

Воскресенье

С шести-семи лет привлекайте ребенка к обсуждению общесемейных вопросов (как расставить мебель в квартире, какую из крупных покупок сделать, куда поехать летом и т. д.). Это покажет, что вы уважаете мнение ребенка – и девочки, и мальчика.