Раздел первый
ПОПЫТКА ОХВАТИТЬ ПРОБЛЕМУ В ЦЕЛОМ
ВЕК МАНИПУЛИРОВАНИЯ ИЛИ «ПРАВЬ, ИНФОРМАЦИЯ»!
Демократизация общества неизбежно связана со значительным ростом информационной активности – это относится как к сфере потребления, так и производства информации.
И сегодня мы воочию наблюдаем, как передовые информационные технологии, помимо своего прямого назначения, становятся невиданным доселе по мощи средством управления общественным сознанием.
Сюда можно отнести очень многое: избирательные и рекламные технологии, нейролингвистическое программирование (НЛП), психотехники и технологии внушения в социальной сфере.
Суть в том, что манипуляции сознанием внезапно ворвались в нашу жизнь в таком количестве, что стали, по сути, «нормой жизни» – однако бедный человеческий мозг не готов к эволюционному приспособлению и изменению с такой скоростью. В результате можно наблюдать слишком много отрицательных явлений, сопутствующих нарастающему процессу информатизации, что это заставляет задуматься очень о многом.
И рекламная, и политическая информация доставляется потребителю бесплатно, ее изготовление оплачивает заказчик, а его цель – всегда формирование психики в каком-то плане. Как минимум, это формирование спроса на товар, и не суть важно – «памперсы» это, «сникерсы», или «идеи о демократии».
Сегодня, согласно статистике, средний обыватель (то есть потребитель информации), проводит перед телевизором либо слушает радио никак не менее четырех часов ежедневно.
Такого времени более чем достаточно, чтобы с помощью звука и видеоряда сформировать в сознании человека установки, даже прямо противоречащие фактам – современные психотехники это позволяют. Например, в так называемых информационных войнах, когда общественное мнение пытаются склонить на ту или иную сторону, у разных социальных групп устойчиво формируются прямо противоположные представления об одной и той же реальности.
Поскольку технологиями манипулирования успешно охвачена значительная часть потребителей информации, то есть населения страны, в той социальной формации, которую принято называть демократическим обществом, монопольное право на информацию прекрасно заменяет любые «недемократические» виды правления.
Если власть не учитывает интересов общества, в этих условиях неизбежны кризисы доверия к информации, а в информационном обществе это означает торможение нормальной адаптации людей к глобальным изменениям. Конечным итогом может стать социальный катаклизм.
Таким образом, очевидно, что умелое манипулирование информационными потоками является одним из главных условий глобального развития в желаемом направлении. Все, связанное с возможностью манипулировать информацией на уровне не только отдельных социальных слоев, но и общества в целом, отныне относится к сфере наиболее современных, передовых систем государственного управления как такового.
Нынешнее общество без колебаний можно охарактеризовать, как общество массового информационного потребления; соответственно, и решение самого разного рода социальных проблем (в том числе – конфликтов) естественным образом переносится в информационную сферу.
Здесь мы и подходим к первому из тех моментов, которые вкупе должны составить общую картину обсуждаемого в нашей книге вопроса.
Дело в том, что эффективность информационного манипулирования прямо определяется процентом населения, поддающимся внушению.
Подобно тому, как в медицине используется эффект «плацебо» для изучения реального воздействия того или иного лекарства, сегодня проводятся акции глобального внушения лишь затем, чтобы узнать как можно больше обо всем, что связано с внушаемостью населения и процентного определения той части общества, которая поддается (или, напротив, нет) внушению посредством новых технологий.
Социологические техники исследования (в частности – масштабные опросы) позволяют этот процент высчитывать в динамике, изучая, от каких факторов он зависит в наибольшей степени. Так, можно с определенностью выделить такие моменты, как интенсивность и продолжительность воздействия, правильно выбранный эмоциональный фон для внушаемой информации. Понятно, что в основе лежат все же факторы самой аудитории: ее психологическое состояние, уровень общей информированности, а также количество (и качество) альтернативных источников, которые используются.
Интерактивные опросы показывают, что нужные представления удается внушить довольно высокому проценту людей – от 50 до 75 %.
Правда, социологические опросы лишь тогда можно считать вполне корректными, когда в них представлены пропорционально все слои населения. Такие опросы также проводились неоднократно, и результат их, хоть и несколько ниже, все равно достаточно высок – до 40 % всего взрослого населения прекрасно поддается внушению.
Внушаемость – это самая важная характеристика, которая существует в кругу проблем, так или иначе связанных с гипнозом.
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВНУШАЕМОСТИ
Как правило, если человек вдруг меняет свои взгляды либо убеждения, происходит это под влиянием рациональных доводов и вполне объяснимых конкретных мотивов.
Когда говорят о внушаемости, под этим термином принято понимать степень готовности человека менять свои мысли либо поведение за счет воздействия особых, специально сконструированных речевых или прочих методик либо техник психического манипулирования. Таким образом, внушаемость – понятие, которое может рассматриваться не обязательно в контексте гипноза, но показатель общего склада личности. Это одна из психических характеристик, и потому нельзя рассматривать (за исключением отдельных особых случаев) как свойство «плохое» или «хорошее». Здесь может сыграть роль лишь уровень, при котором следует говорить уже о патологической внушаемости – которая, как правило, присуща лишь не вполне здоровым людям.
Таким образом, все было бы просто замечательно, если бы не одно «но». Внушаемость, вернее, степень ее, можно менять посредством определенных техник практически с тем же успехом, с каким гипнотизер или манипулятор меняет мысли человека.
Поэтому вопрос о методах определения индивидуальной степени внушаемости столь важен – а она сильно отличается у разных людей. Кроме того, многое зависит и от характера воздействия: например, восприимчивость к внешнему внушению может быть очень мала, зато к самовнушению – огромна. Опытный манипулятор, а тем более гипнотизер всегда видит такую особенность, и ему не составит большого труда сконструировать модель, при которой человек сам внушит себе все, что требуется, при минимальной и потому незаметной «помощи» извне.
Здесь нельзя не оговориться о том, что повышенная внушаемость наблюдается практически у всех в отдельных условиях; в частности – во сне. Сновидение есть особое состояние сознания; вот почему естественный, физиологический сон создает предпосылки для внушаемости практически сравнимые с теми, как если бы сон был гипнотическим.
НЕМНОГО ФИЛОСОФИИ
Буквально на глазах одного поколения произошел полный крах формировавшейся в течение столетий системы передачи и организации информации, основанной на письме и чтении.
Современная система, масс-медиа и электронные СМИ основное внимание уделяют иллюстративности, благо возможности их здесь поистине безграничны. Главным источником получения информации становится экран – и маленькие дети, и студенты ВУЗов сегодня гораздо более охотно черпают знания из компьютерных программ, Интернета и телепередач, нежели из книг.
Развитие и прогресс – вещи естественные, эти процессы не могут быть взяты под контроль либо пересмотрены заново. Тем не менее, желательно вполне отдавать себе отчет во всех последствиях.
Так, что означает тенденция, при которой главенствует образ? Она означает резкую деградацию такой формы воздействия на человека, как убеждение с помощью рациональных аргументов, понятий и фактов.
Чтобы разобраться, какие негативные последствия могут последовать, необходимо понять, как устроена новая система коммуникации и чем она отличается от прежней в принципе.
Человек в рамках письменной культуры воспитывается, как наделенное сознанием и разумом существо, за счет силы интеллекта. Переход к аудиовизуальной форме коммуникаций явно меняет это сложившееся представление в том плане, что культивируются по большей части не интеллектуальные, а иные способности человека. Это, в частности, означает, что главным становится то, каким образом и насколько успешно человек способен ориентироваться в образах. Таким образом, меняется одна из главных установок (о чем шла речь чуть выше) – она не эффективна более в новых сложившихся условиях.
В контексте же нашей темы, чтобы не слишком далеко забираться в «дебри» антропологической философии, можно сделать одно важное заключение, а именно: если книга учит думать (понятия, факты, и т. д.), то экран – манипулировать (образы). Таким образом, манипуляция логично выдвигается в сознании (или подсознании) на первое место в смысле способа взаимодействия с окружающим миром.
Вполне возможно, что этот краткий экскурс в философию поможет читателю сделать собственные выводы о том, почему гипноз – столь популярная нынче тема. Ну, а что до манипуляции – так совсем не удивительно, что полки магазинов ломятся от бесчисленных переизданий Дейла Карнеги.
КОМПЬЮТЕР КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ В ПСИХИКУ
Еще в конце прошлого века было установлено, что компьютерная графика, при определенном подборе частоты и цвета, способна воздействовать на человеческую психику. Впервые такой эффект был отмечен у детей: после просмотра мультипликации, созданной при помощи компьютера. Дети капризничали и вели себя не в меру возбужденно.
Далее стали появляться и специальные программы, созданные с целью вызвать тот или иной эффект – релаксацию, успокоение, вплоть до подобия гипнотического транса. Эффект, как правило, был основан на сочетаниях видео– и аудиоэффектов, которые вызывали я резонанс на альфа-частоте головного мозга.
С виду это безобидные цветные полосы, складывающиеся в никогда не повторяющиеся узоры и спокойная музыка с четким ритмом. Однако специалисты быстро поняли, какие перспективы это открывает.
Нужная цветовая гамма и музыка способна действительно «гипнотизировать», вводя человека в транс. Эти программы получили название псионических.
Разумеется, никакой информации о целевом использовании таких программ в официальных источниках не имеется и по сей день.
Основной вопрос для размышления – не исключено, что подобного рода программы могут распространяться по сети Интернет и попадать на компьютер вместе с вирусом (или в виде его). Не вызывает никаких сомнений, что данная технология в ближайшее время будет всячески развиваться и совершенствоваться.
В последнее время новые поколения вирусов имеют тенденция не разрушать программы на компьютере, а брать их под контроль. Например, вашей машины снимают пароли, адреса, технические параметры – в результате получая полный доступ к вашему компьютеру.
Разумеется, ведутся разработки по созданию таких программ, которые могли бы контролировать не только компьютер, но и его хозяина или пользователя. Развитие техники дает такую возможность, однако насколько она реализована к настоящему моменту – по понятным причинам выяснить трудно.
ГИПНОЗ И ПСИХОТЕРАПИЯ
Можно смело говорить о наличии сегодня настоящего «оккультного взрыва»; кажется, все в принципе возможные формы магии, экстрасенсорики и оккультизма взяты на вооружение для того, чтобы выкачивать деньги из доверчивого населения.
Этот вопрос достаточно освещен в прессе, но нас интересует тот момент, что и гипноз включен в число чуть ли не оккультных наук довольно многими, прямо скажем, шарлатанами. Что наиболее прискорбно – так это тот факт, что гипноз по самой своей специфике (как изначально средство психотерапии) стоит очень близко к медицине, и эксплуатируется именно в этой сфере.
Тут могут быть различные варианты: одни рассматривают гипноз, как составную часть психотерапии, другие же считают такие формы психотерапии, как аутогенная тренировка, групповая психотерапия, психоанализ, иррациональная психотерапия, и т. д. как составную часть гипноза. Но проблема здесь не том, как классифицировать явление, а в том, чтобы верно оценить его. И нужно сказать, что до действительно объективной оценки пока очень далеко.
Здесь, несомненно, есть доля вины официальной материалистической науки – не признавая в полной мере духовную природу человека, наука, тем не менее, достигла ошеломляющих успехов в разработке технологий, которые позволяют контролировать личность и управлять ею. Известность получил даже такой термин, как «психотронное оружие», что говорит само за себя. Выходит, с человеком можно сделать все, что угодно.
Очень многие заведения, где больным предлагают лечение от алкоголизма, курения, неврозов и т. д. при помощи «кодирования», используют методики из арсенала реальной науки, но без всякого учета возможных негативных последствий для психики пациента. Тут две причины: некомпетентность персонала, что совсем не редкость, но главное – отсутствие на сегодняшний день четких данных о таких последствиях со стороны все той же официальной науки.
Великий Павлов определял гипноз довольно просто – как частичный сон, связанный с торможением коры головного мозга. Но на сегодняшний день мы пришли к тому, что данное явление – одно из практически оккультных понятий, которые вынужденно признает современная академическая наука, не находя им должного объяснения со своих позиций.
То есть теперь совершенно уже ясно, что гипноз ни к одной из стадий глубокого сна отношения не имеет, а с торможением коры головного мозга и вовсе никак не связан. Скажем больше: не только научного, но даже хотя бы просто четкого и понятного объяснения для понятий «внушение» и «гипноз» на сегодня просто нет. С другой стороны, для оккультизма гипноз испокон веков являлся вотчиной и одним из самых эффективных орудий всякого рода шаманов, колдунов и ведьм.
Научное объяснение для феноменов гипноза и внушаемости навряд ли будет скоро найдено – а между тем, ведь это мощный способ подавления воли человека.
Поэтому нужно с прискорбием констатировать тот факт, что наука в основном изучает гипноз отнюдь не в плане его перспектив для психотерапии, но по большей части это закрытые проекты методов насилия над личностью, которые заказываются и финансируются государственными структурами (что касается нашей страны – еще А. Солженицын писал о том, как уже в 20-е годы все хоть сколько-нибудь талантливые гипнотизеры были завербованы для работы в НКВД (этот факт приводится, в частности, в его книге «Архипелаге ГУЛАГ»).
Но закрытые проекты – на то и закрытые, что известно о них крайне мало. А вот психотерапия действительно оказывает сильное влияние на население, и какая часть этой «терапии» состоит из оккультных методик, говорить сложно.
Поэтому взгляд на проблему гипноза всегда должен начинаться с общей оценки и правильной расстановки акцентов в соответствии с реальной ситуацией.
Как показано выше, такие привычные (и вместе с тем, нужно отметить, успокаивающие, «уютные») клише, как сентенция «Гипноз – одна из действенных методик клинической медицинской психологии» – больше уже не работают.
КРАТКО О МЕТОДИКЕ «ЗОМБИРОВАНИЯ»
Данный момент не входит в круг предметов обсуждения нашей книги. Тем не менее, сам термин «зомбирование» с легкой руки журналистов стал довольно моден – и при этом непременно связывается в общественном сознании современного обывателя именно с гипнозом.
В какой-то мере это так, и данная краткая характеристика приводится здесь с целью правильно ориентировать читателя, то есть как бы расставить все точки над «и».
Итак, пот термином «зомбирование» понимают форсированную обработку подсознания человека специальными методами.
Как уже, я думаю, можно видеть из сказанного выше, действительно эффективное, профессиональное зомбирование является чрезвычайно сложным мероприятием, требует досконального изучения психофизиологии объекта, использования специальной медицинской и компьютерной аппаратуры, привлечения гипнотизеров, виртуозно владеющих техникой многоступенчатого гипноза, и т. д. – поэтому такие способы ментальной обработки были и остаются достоянием, в основном, различных спецслужб.
Чтобы дать примерное представление о том, какими методами они для этого пользуются, можно привести некоторые из наиболее отработанных.
Человека изымают из привычной среды, полностью прерывая все сложившиеся контакты.
Осуществляется постоянное жесткое давление в плане полной дискредитации личностных ценностей.
Режим дня при этом специально строится таким образом, чтобы зеркально противоречить устоявшимся привычкам и предпочтениям.
Используются сильнодействующие медикаментозные средства из ряда нейролептиков (наиболее широко известен аминазин), которые отупляют сознание при постоянном резком недосыпании.
Кроме того, для ускорения процесса подбирается специальная диета – рацион перенасыщен углеводами, но практически отсутствуют белки.
Через некоторое время человек погружается в состояние тупого безразличия.
Промывка мозгов приводит к частичной утрате памяти, ломке пространственно-временных ориентиров, потере интереса к прошлому и будущему.
После этого проводится кодирование психики с использованием активного внушения и гипноза.
Словесное кодирование чаще проводится с использованием аппаратуры: в течение двух недель через наушники или с большой громкостью прокручиваются записи необходимого внушения, при этом периодически проводится электрошок.
Известны и некоторые внешние отличительные признаки «зомбированного», или, более научно выражаясь, психически запрограммированного человека, если применялись жесткие методы наподобие тех, что описаны выше.
Такие люди, как правило, отличаются следующими особенностями поведения и внешности:
• общая заторможенность, вялость,
• стереотипность поведения,
• отрешенность на лице,
• не соответствие мимики выражаемым в разговоре эмоциям,
• провалы в памяти
• неспособность длительно сосредоточиться,
• не вполне правильная речь,
• необычный цвет белков глаз (чаще желтизна),
Человек, обработанный подобным образом,
А) теряет контакт со своим прошлым и практически с собственным «я» в той форме, как это было до проведения обработки.
Б) программируется на безоговорочное, притом неосознаваемое подчинение приказам своего «хозяина».
ГИПНОЗ КАК СРЕДСТВО ПРАВОСУДИЯ
Но нужно быть объективным. Ведь можно отметить как минимум две стороны или формы использования гипнотического воздействия в своих интересах властными структурами. Бесспорно, в криминалистике, когда гипноз применяется для раскрытия преступлений, это момент положительный.
Еще великий Бехтерев, используя гипноз, по просьбе полиции нередко предоставлял неоценимые данные, которые способствовали поимке наиболее изощренных и опасных убийц и насильников.
При советской власти некоторые из выдающихся ученых– такие, как его ученик А. В. Барченко – продолжили дело учителя, обогатив арсенал научных знаний о гипнозе своими исследованиями неошаманских гипнотехнологий некоторых народностей Сибири и на Алтае.
Другие же, такие, как шеф Спецотдела ОГПУ Глеб Бокий – занялись разработками методов психологического, с применением гипноза, воздействия на арестованных «врагов народа».
В результате стали возможны сталинские процессы, на которых все арестованные «английские шпионы» неизменно и публично каялись в чем угодно, признаваясь в чем угодно по первому требованию.
Есть сведения, что отдельные методики продолжали использоваться в КГБ и после окончания сталинского террора – вплоть до начала перестройки.
ГИПНОЗ – ДЕЛО ЖИТЕЙСКОЕ
Очень трудно, не будучи специалистом, загипнотизировать другого человека вопреки его воле – за исключением определенного рода ситуаций, которые следует признать неординарными.
Рассказы о том, как совершенно нормального человека ввели (без его ведома) в состояние гипноза и тут же заставили в этом состоянии совершить нечто ужасное – скажем, убийство, – это все либо сказки для взрослых, либо удачно найденный сюжетный ход для детективной повести.
И, тем не менее, никто не отрицает ни того, что гипнотические явления существуют в реальности, ни того, что их можно с успехом применять в личном и деловом общении – что в последнем случае приносит еще и материальную выгоду.
Очень многое зависит от того, насколько высок исходный уровень внушаемости того человека, к которому применяется воздействие. Сам по себе гипноз – термин в достаточной мере условный; но вот гипнотический транс – явление в нашей жизни весьма широко распространенное.
А для повышения внушаемости достаточно даже состояния легкого транса – в качестве примеров можно привести те моменты, когда мы как бы слегка «отключаемся». Скажем, едет человек в транспорте и смотрим в окно, или смотрит заворожено на мигающую елочную гирлянду, вспоминая детство…
В этих и подобных ситуациях (а примеров можно привести великое множество) контроль со стороны активного сознания резко снижается, хотя человек и пребывает в состоянии абсолютного бодрствования.
В случае использования гипноза с целью психотерапии ситуация такова: пациент сам желает того, чтобы психолог его загипнотизировал и в этом состоянии провел необходимое оздоровительное воздействие.
Но в повседневной (или деловой) жизни все совсем иначе: здесь важно вызвать желаемую реакцию именно скрытым воздействием.
Все это факты, факты, факты. И пусть даже они кажутся на первый взгляд не слишком связанными между собой, такая мозаика способствует лучшему пониманию темы. Объясняется это просто: всегда лучше учиться на чем-то реальном, недаром бытует пословица «жизнь научит».
Между тем, жизнь как раз и представляет собой мозаику бесчисленных фактов, которые, как бы парадоксально это ни звучало, осмыслить поочередно и по отдельности практически невозможно, а вот в совокупности – вполне реально. И потому перейдем к очередному факту нашей мозаики.
О ЗАГОВОРАХ И «ПОРЧЕ»
Исторически сложилось, что особые состояния сознания и гипнотический транс нельзя рассматривать вне такой категории явлений, как заговоры и молитвы. В них закреплены результаты многовековой практики по выработке универсальных механизмов изменения сознания, они и поныне позволяют устанавливать глубокий контакт с личностью на уровне подсознания и глубинных механизмов реализации.
Заговоры, по сути, есть то, что сохранилось от древнейших языческих знаний. В них обращаются к силам света – или тьмы; те, кто произносит их, умываются росой и становится лицом к восходящему солнцу – или к луне, и т. д.
Если силой заговоров знахари и до сегодняшнего дня лечат – или уничтожают, полярно меняют чувства (злобу на любовь, и наоборот), смиряют несчастную любовь и ревность, и так далее – то нельзя и сбрасывать со счетов такой способ воздействия на человеческую психику.
А то, что мы совершенно не понимаем самих механизм такого воздействия, в данном случае следует считать уже второстепенным по значимости моментом.
Описано огромное множество магических обрядов, построенных на словесных формулах – без всякого обряда; существует даже термин «вербальная магия». Отдача приказа, внушение, психологическое воздействие – сила человеческого слова огромна.
Остатки очень древнего знания уцелели в заговорах и заклятиях, некоторых народных обрядах, и нельзя силу этого знания недооценивать.
В народном сознании глубоко укоренилось такое иррациональное понятие, как «порча». Это, выяснили ученые, формула из точно подобранных и определенным образом расположенных слов с запрограммированным результатом.
«Профессиональный» знахарь, колдун быстро находит путь к подсознанию клиента, ибо знает, какой звук, слово в каких условиях и на что подействует. Да и каждый из нас в состоянии аффекта может «приговорить» другого к несчастьям.
Сейчас уже очень многие ученые уверены: проклятие – это своего рода вирус, способный поразить иммунитет. По народному поверью произнесенная анафема может сохранять свою силу в течение семи лет, прежде чем обрушится на того, кому адресована. Как стало ясно из экспериментов, злое слово способно даже изменить структуру воды: ее молекулы приобретают свойства, аналогичные известным ядам.
О ЦЕЛИТЕЛЯХ И ЗНАХАРЯХ
Вера в лучшее действительно способна привести к тому, что это лучшее станет реальностью.
Опытные знахари очень умело используют данную психологическую закономерность. Искусно составленные народные заговоры от различных болезней имеют много общего с внушением, которое является признанным методом современной психотерапии.
Начинаются они, как правило, с психологической настройки больного, далее следует основная часть – собственно внушение, когда, как правило, приказывают «выгнать» болезнь вон из своего тела. При этом очень активно используются самые различные образные представления («выгоняю болезнь в гнилое болото, в сыпучие пески, в море-окиян…»), что позволяет привлечь зрительную, кинестическую и другие системы восприятия – а это всегда значительно укрепляет действие самого внушения.
В заключение чаще всего произносятся фразы, имеющие целью продлить действие внушения, чтобы организм больного успел развернуть оздоровительные и защитные механизмы для борьбы с недугом.
О «ЦЫГАНСКОМ ГИПНОЗЕ»
Есть разные мнения на этот счет. Кто-то склонен выделять «цыганский гипноз» в совершенно особую, чуть ли не мистическую категорию – об этом даже книги пишут, и довольно серьезные.
Другие полагают, что вся особенность цыганского гипноза – в чрезвычайной наглости, по сути же это есть не что иное, как грубое, интуитивно-эмпирически найденное в процессе бесконечных скитаний без родины, подобие той стройной системы, которую впоследствии разработал великий Милтон Эриксон.
Тем не менее, тот факт, что цыгане не только ловкие фокусники, но и довольно тонкие психологи, отрицать столь же трудно, кА и присущую этому народу наглость. Они имеют свой подход к людям и умеют-таки заморочить им голову.
Профессиональной попрошайке или гадалке достаточно бывает одного взгляда на человека и выражение его лица, чтобы очень четко определить, и даже как бы «прочувствовать» его настроение. Дальше – уже дело техники. А техника не столь уж и сложна; ведь давно известно, что если кто-то посторонний подтверждает ваши мысли, укрепляет подозрения или, наоборот, уверенность в себе, вы начинаете поневоле доверять такому человеку. Поэтому грустному надо нагадать несчастье, а веселому – успех.
Кроме определенного знания психологии и самоуверенности, цыганки владеют примитивными, но очень действенными приемами словесного внушения – это высокомерный и цепким взгляд, а также особенности речи: все они говорят скороговоркой, забалтывают слушателя потоком информации, которую человек не успевает воспринять. Цыганки загружают сразу все каналы восприятия, то есть создают такую обстановку вокруг клиента, что блокируют своим присутствием и зрение, и слух, и обоняние, и осязание. Для усиления внушения гадалка наклоняется очень близко, берет за руку, гладит по плечу. Мошенницы работают группами, «обрабатывают» клиента, как правило, двое или трое, а остальные создают нужный фон. Одна загружает правое ухо, другая левое, причем одновременно.
Между тем психологам уже давно известно, насколько это мощный прием, в том случае, если действия правильно согласованы.